Урок №90. Сочинение - описание памятника А.С.Пушкину (скульптора А.М. Опекушина) 8класс
Глездунова С.Н., учитель русского
языка и литературы МБОУ «МСШ»
Цель урока:
- подготовить обучающихся к написанию сочинения – описания памятника,
- совершенствовать умение анализировать архитектурные сооружения,
- создать условия для развития образного мышления, эмоциональной речи.
Задачи: обучающая: совершенствовать навыки учащихся по сбору материалов к сочинениям разных жанров;
закрепить знания о типе текста “описание”, художественном и публицистическом стилях речи;
Развивающая: подготовить учащихся к предстоящему сочинению на основе развития навыков самостоятельной работы; расширить общий кругозор школьников.
Коммуникативная: формировать навыки взаимодействия учеников внутри пар, групп, классного коллектива;
Воспитательная: формировать бережное отношение к культурным ценностям;
Ход урока.
Придет время, когда потомство
воздвигнет ему [А.С.Пушкину]
вековечный памятник.
В.Г.Белинский
I. Орг.момент.
II. 1.1. Вступительное слово учителя:
Аполлон Григорьев сказал (обращение к эпиграфу): «Ничего не боялся я столько,
как жить в городе без истории, преданий и памятников». Как вы понимаете смысл
высказывания А.Григорьева? Почему автор боялся жить в таком городе?
У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком
искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о
любимых писателях и ученых.
На одной из шумных площадей Москвы на высоком постаменте стоит бронзовая фигура
поэта. Она хорошо знакома не только москвичам, но и людям, живущим в отдаленных
уголках нашей страны и за рубежом.
На пьедестале даже зимой лежат живые цветы, и чьи-то заботливые руки всегда их
обновляют. Это памятник великому Пушкину А.С.
III. Постановка цели урока, мотивация: сегодня на уроке мы должны подготовиться к сочинению-описанию памятника Пушкину в Москве, а именно – собрать материал к данному сочинению. Какой же материал, по-вашему, мы должны будем собрать, чтобы описать памятник?
IY. Запись в тетрадях темы урока.
Но невозможно описывать памятник, не зная его специфики как скульптурного сооружения.
Y. Работа над описанием памятника А.С.Пушкину.
1. История создания памятника Пушкину. (сообщение ученика).
Памятник Пушкину в Москве открыт 6 июня 1880 года. Высота его с фигурой 11 м Создан А.М.Опекушиным.
Открытие памятника стало праздником. Вся Россия воздвигала его. Собирали по копейке (царское правительство не выделило ни гроша «какому-то поэту») и собрали по подписке 106 тысяч 575 рублей и 10 копеек. Ваял памятник человек из народа, бывший крепостной, скульптор Александр Опекушин. Годы конкурсного «сражения» за лучший проект он урывками спал, жил, как в лихорадке, бегал в библиотеку - читал о Пушкине, читал Пушкина… На открытии Опекушин сказал: «Точно солнце озарило мое сердце »
2. По ходу рассказа проведем словарно-лексическую работу. (Учащиеся записывают слова-синонимы пьедестал-постамент, выделяют в словах «ошибкоопасные места»).
Памятник - сооружение в память кого или чего- нибудь. Сохранившийся предмет культуры прошлого.(Исконно русское слово)
Монумент - (латинское)крупный памятник.
Статуя - пластическое воплощение в камне, металле героев, животных. Обычно выполняется в рост, имеет величину, близкую к натуральной или большую.
Скульптура - объёмное изображение в пространстве.
Скульптор (ваятель) - художник, занимающийся созданием объёмных произведений путём резьбы, лепки или отливки.
Постамент(пьедестал) - основание памятника
3. Композиция памятника
Общее впечатление
Детали памятника (голова, лицо, одежда, поза, взор, правая рука, левая рука)
Пьедестал
Окружение памятника.
Ландшафт
Бронзовая скульптура
Пьедестал. Основание памятника
Слайд 1
Опишите позу поэта (Пушкин стоит, выдвинув за край постамента левую ногу. Благодаря этому, создаётся впечатление, что поэт приостановился ненадолго и скоро продолжит свой путь)
Во что одет поэт? (Он одет в широкий плащ, ниспадающий складками. Под крылаткой - сюртук. Правая рука поэта покоится за обшлагом сюртука)
Что подчёркивают спадающие вниз складки плаща? (Они подчёркивают момент начала движения)
Слайд 2
Что мы видим сзади поэта? (Левая рука отведена за спину, в ней Пушкин держит шляпу)
Что выражает поза поэта? (Свободу, непринуждённость, кажется, что поэт гуляет с нами по улице)
Слайд 3
Как вы думаете, какую функцию выполняют фонари? (Они создаю иллюзию, что поэт вышел на прогулку)
Попробуйте сказать о размерах памятника? (Он не поражает и не подавляет своими размерами)
Какова была задача, которую ставил перед собой Опекушин? (Изобразить Пушкина-творца, гениального поэта, но в то же время и простого человека)
Слайд 4
В какой момент Опекушин изображает поэта? (в момент задумчивой сосредоточенности, творческого вдохновения)
Подберите эпитеты к лицу поэта (спокойно и приветливо, полно благородства и мысли)
Попробуйте описать лицо Пушкина (Пушкин склонил в задумчивости курчавую голову. Умные глаза будто прозревают даль времён)
4. Работа над составлением плана описания памятника.
История создания памятника. Общие впечатления.
(Где и когда установлен)
II. Описание особенностей памятника.
1. Бронзовая фигура(общее впечатление, детали).
2.Постамент.
3. Окружение памятника.
4. Замысел автора.
III. Ценность памятника для нас, сегодняшних.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам. А.С.Пушкин
5. Определение основной мысли: Опекушин передал щедрость души и благородство поэта, его могучий творческий дар.
YI. Работа над написанием сочинения-описания памятника. (Запись в черновики)
О чём можно написать во вступлении? (Или об истории создания, или можно написать лирическое вступление о фигуре на самой оживлённой улице Москвы)
Какова была задача Опекушина? (Изобразить не только поэта в минуту творческого вдохновения, но и обычного человека)
Как же озаглавить основную часть сочинения, отразив задачу его создания? (Скульптура – это портрет поэта и обычного человека)
С чего мы начнём описание памятника? (С позы)
Озаглавьте первый подпункт (Поза поэта, выражающая едва уловимое движение)
Озаглавьте подпункт, касающийся одежды (Складки плаща и шляпа в левой руке)
Как озаглавить подпункт о лице поэта? (Задумчивое лицо поэта)
Не забудьте озаглавить подпункты о фонарях, играющих важную роль в композиции, и о размерах памятника (Четыре чугунных фонаря, размеры памятника)
Что можно написать в заключении? (Почему этот памятник привлекает людей, считается самым главным монументом поэту)
Озаглавьте заключение (Памятник Опекушина – самый первый и лучший монумент поэту. Зодчий передал щедрость души и благородство поэта, его могучий творческий дар).
YII. Итог урока. Рефлексия.
Продолжи предложение
Мне показалось интересным…
Меня удивило…
Мне бы хотелось…