СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Сочинение - описание памятника А.С. Пушкину (скульптора А.М. Опекушина)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Цель урока является подготовка обучающихся к написанию сочинения – описания памятника; совершенствование умения анализировать архитектурные сооружения; создание  условий для развития образного мышления, эмоциональной речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок Сочинение - описание памятника А.С. Пушкину (скульптора А.М. Опекушина)»

Урок №90. Сочинение - описание памятника А.С.Пушкину (скульптора А.М. Опекушина) 8класс


Глездунова С.Н., учитель русского

языка и литературы МБОУ «МСШ»


Цель урока:

- подготовить обучающихся к написанию сочинения – описания памятника,

- совершенствовать умение анализировать архитектурные сооружения,

- создать условия для развития образного мышления, эмоциональной речи.

Задачи: обучающая: совершенствовать навыки учащихся по сбору материалов к сочинениям разных жанров;

закрепить знания о типе текста “описание”, художественном и публицистическом стилях речи;

Развивающая: подготовить учащихся к предстоящему сочинению на основе развития навыков самостоятельной работы; расширить общий кругозор школьников.

Коммуникативная: формировать навыки взаимодействия учеников внутри пар, групп, классного коллектива;

Воспитательная: формировать бережное отношение к культурным ценностям;


Ход урока.



Придет время, когда потомство

воздвигнет ему [А.С.Пушкину]

вековечный памятник.

В.Г.Белинский 


I. Орг.момент.

II. 1.1. Вступительное слово учителя:
Аполлон Григорьев сказал (обращение к эпиграфу): «Ничего не боялся я столько,

как жить в городе без истории, преданий и памятников». Как вы понимаете смысл

высказывания А.Григорьева? Почему автор боялся жить в таком городе? 


У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком

искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о

любимых писателях и ученых.

На одной из шумных площадей Москвы на высоком постаменте стоит бронзовая фигура

поэта. Она хорошо знакома не только москвичам, но и людям, живущим в отдаленных

уголках нашей страны и за рубежом.

На пьедестале даже зимой лежат живые цветы, и чьи-то заботливые руки всегда их

обновляют. Это памятник великому Пушкину А.С.

III. Постановка цели урока, мотивация: сегодня на уроке мы должны подготовиться к сочинению-описанию памятника Пушкину в Москве, а именно – собрать материал к данному сочинению. Какой же материал, по-вашему, мы должны будем собрать, чтобы описать памятник?  


IY. Запись в тетрадях темы урока.

Но невозможно описывать памятник, не зная его специфики как скульптурного сооружения.

Y. Работа над описанием памятника А.С.Пушкину.

1. История создания памятника Пушкину. (сообщение ученика).

Памятник Пушкину в Москве открыт 6 июня 1880 года. Высота его с фигурой 11 м Создан А.М.Опекушиным.

 Открытие памятника стало праздником. Вся Россия воздвигала его. Собирали по копейке (царское правительство не выделило ни гроша «какому-то поэту») и собрали по подписке 106 тысяч 575 рублей и 10 копеек. Ваял памятник человек из народа, бывший крепостной, скульптор Александр Опекушин. Годы конкурсного «сражения» за лучший проект он урывками спал, жил, как в лихорадке, бегал в библиотеку - читал о Пушкине, читал Пушкина… На открытии Опекушин сказал: «Точно солнце озарило мое сердце » 

2. По ходу рассказа проведем словарно-лексическую работу. (Учащиеся записывают слова-синонимы пьедестал-постамент, выделяют в словах «ошибкоопасные места»).

Памятник - сооружение в память кого или чего- нибудь. Сохранившийся предмет культуры прошлого.(Исконно русское слово)

Монумент - (латинское)крупный памятник.

Статуя - пластическое воплощение в камне, металле героев, животных. Обычно выполняется в рост, имеет величину, близкую к натуральной или большую.

Скульптура - объёмное изображение в пространстве. 
Скульптор (ваятель) - художник, занимающийся созданием объёмных произведений путём резьбы, лепки или отливки.

Постамент(пьедестал) - основание памятника 


3. Композиция памятника

Общее впечатление

Детали памятника (голова, лицо, одежда, поза, взор, правая рука, левая рука)

Пьедестал

Окружение памятника.

Ландшафт 
Бронзовая скульптура 

 Пьедестал. Основание памятника 

  • Давайте рассмотрим памятник в деталях.

  • Как называется эта часть памятника? (учитель показывает пьедестал)

Слайд 1

  • Опишите позу поэта (Пушкин стоит, выдвинув за край постамента левую ногу. Благодаря этому, создаётся впечатление, что поэт приостановился ненадолго и скоро продолжит свой путь)

  • Во что одет поэт? (Он одет в широкий плащ, ниспадающий складками. Под крылаткой - сюртук. Правая рука поэта покоится за обшлагом сюртука)

  • Что подчёркивают спадающие вниз складки плаща? (Они подчёркивают момент начала движения)

Слайд 2

  • Что мы видим сзади поэта? (Левая рука отведена за спину, в ней Пушкин держит шляпу)

  • Что выражает поза поэта? (Свободу, непринуждённость, кажется, что поэт гуляет с нами по улице)

Слайд 3

  • Как вы думаете, какую функцию выполняют фонари? (Они создаю иллюзию, что поэт вышел на прогулку)

  • Попробуйте сказать о размерах памятника? (Он не поражает и не подавляет своими размерами)

  • Какова была задача, которую ставил перед собой Опекушин? (Изобразить Пушкина-творца, гениального поэта, но в то же время и простого человека)

Слайд 4

  • В какой момент Опекушин изображает поэта? (в момент задумчивой сосредоточенности, творческого вдохновения)

  • Подберите эпитеты к лицу поэта (спокойно и приветливо, полно благородства и мысли)

  • Попробуйте описать лицо Пушкина (Пушкин склонил в задумчивости курчавую голову. Умные глаза будто прозревают даль времён)

4.  Работа над составлением плана описания памятника.

  1. История создания памятника. Общие впечатления.

(Где и когда установлен)

II. Описание особенностей памятника.

1. Бронзовая фигура(общее впечатление, детали).

2.Постамент.

3. Окружение памятника.

4. Замысел автора.

III. Ценность памятника для нас, сегодняшних. 

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам. А.С.Пушкин


5. Определение основной мысли: Опекушин передал щедрость души и благородство поэта, его могучий творческий дар.

 

YI. Работа над написанием сочинения-описания памятника. (Запись в черновики)

  • О чём можно написать во вступлении(Или об истории создания, или можно написать лирическое вступление о фигуре на самой оживлённой улице Москвы)

  • Какова была задача Опекушина? (Изобразить не только поэта в минуту творческого вдохновения, но и обычного человека)

  • Как же озаглавить основную часть сочинения, отразив задачу его создания? (Скульптура – это портрет поэта и обычного человека)

  • С чего мы начнём описание памятника? (С позы)

  • Озаглавьте первый подпункт (Поза поэта, выражающая едва уловимое движение)

  • Озаглавьте подпункт, касающийся одежды (Складки плаща и шляпа в левой руке)

  • Как озаглавить подпункт о лице поэта? (Задумчивое лицо поэта)

  • Не забудьте озаглавить подпункты о фонарях, играющих важную роль в композиции, и о размерах памятника (Четыре чугунных фонаря, размеры памятника)

  • Что можно написать в заключении? (Почему этот памятник привлекает людей, считается самым главным монументом поэту)

Озаглавьте заключение (Памятник Опекушина – самый первый и лучший монумент поэту. Зодчий передал щедрость души и благородство поэта, его могучий творческий дар).

YII. Итог урока. Рефлексия.

Продолжи предложение


Мне показалось интересным…

Меня удивило…

Мне бы хотелось…
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!