Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова замечательного поэта Николая Рыленкова: Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью наполнилось сердце. (Н) Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Учитель:( Л)Ребята, как вы понимаете слова эпиграфа? Учитель: А что же значит «получать впечатление»? (Н) Итак, внимание на экран: (на экране картина Клода Моне) Посмотрите на эту картину. Какое впечатление она производит на вас? ( , художник впервые применил такой прием. Он бросал на полотно множество разноцветных точек. Вблизи они производят впечатление хаоса, но стоит отойти, как перед глазами возникает стройная картина. Этот прием называется импрессионизм.) Учитель: Что же означает это слово? (Л) Учитель: Импрессионизм — это новая техника и новый взгляд. Мастера-импрессионисты пытались уловить ускользающее мгновение и запечатлеть настроение момента. Их так и называли «Ловцы прекрасного мгновенья». О таких уникальных «ловцах прекрасного мгновенья» и пойдет наш разговор. А о ком именно, вы поймете, когда разгадаете ребус. Смотрим на экран. -Что объединяет все эти картинки? Аргументируйте свой ответ. -Подумайте, какова тема нашего урока ? Учитель:Какую цель мы сегодня с вами должны достигнуть? Помогут вам выделить ее слова-помощники -Определите задачи урока: Учитель1.(Л) Наша работа будет строиться следующим образом: -знакомство и анализ страниц биографии А.Фета -знакомство и анализ страниц биографии А.Куинджи -работа в творческой мастерской -подведение итогов Учитель 1.(Я) Жизнь — очень интересная штука. Она бывает легкой, а бывает невыносимо тяжелой. Учитель2.(Н) Но она — отличный учитель, который научит, когда надо — бороться, когда надо — смириться и ждать других времен. Есть те, кто вечно жалуется на свою жизнь, вечно ей недовольны, а есть те, кто борется за свое счастье . Учитель1.(Я) Ребята, а как же боролись за свое счастье А.Фет и А.Куинджи? Чтобы понять их путь к вершине, нужно пройти по страницам их биографий. Итак, посмотрите внимательно на этот портрет. Учитель 1.-Ребята, так с какими же трудностями столкнулся будущий поэт? (потеря дворянского титула, привилегий, фамилии отца, насмешки одноклассников, потеря возлюбленной, новые испытания). -Сломали ли эти трудности поэта? (нет) -В чем Фет находит выход из страданий? (в творчестве) Учитель:1. Подтверждением этому являются слова(Звучит строфа из стихотворения «Учись у них, у дуба, у березы») Учитель1.(Л) Ребята, представляете, когда вышел первый сборник Фета, совершенно в другой стороне от Москвы в городе Мариуполе на Донецкой земле на свет появился мальчик, которого назвали Архип. Учитель2.(Н) С биографией нашего известного земляка познакомят ребята (презентация-биография Куинджи) Учитель2.-Ребята, какие качества помогли Архипу достичь своей мечты? В чем проявился его талант, данный от природы?(в творчестве) Вывод:(Н) И у Фета и у Куинджи ведь совсем не сразу все получалось, но они продвигались к своей мечте и не боялись трудностей. Мечта каждого из них сбылась. Учитель1.(Л) Ребята, а сейчас мы с вами заглянем в творческую мастерскую и попытаемся узнать профессиональные секреты А.Фета и А.Куинджи. Учитель 1. Давайте послушаем стихотворение Фета « Я пришел к тебе с приветом» На столах у вас рабочие листы. Нужно сопоставить это стихотворение с картиной Куинджи «Березовая роща». Работаем 5 минут Учитель2.(Н) Ребята, а может ли творчество выразить любовь к Родине? Слово учителя. Сравним еще одно стихотворение Фета «Чудная картина» с полотном Куинджи «Лунный свет» Комментарий для учителя (Если говорить о композиции, то она довольно простая. Поэт просто смотрит на ночной пейзаж и хоть в произведении и не сказано, где живёт автор, но можно узнать русские мотивы, которые отражаются в родных просторах.В стихотворении можно заметить образ саней, который относится к символам России. Что мы видим? «Белая равнина» - мы смотрим прямо перед собой…(дети показывают руками) «Полная луна» - наш взгляд скользит вверх. «Свет небес высоких» - поле зрения расширяется, в нем уже не только луна, а простор безоблачного неба. «И блестящий снег» - наш взгляд скользит обратно вниз. Выше – шире – ниже – уже: вот четкий ритм, в котором мы воспринимаем пространство этого стихотворения. В словах «Белая равнина, полная луна» эмоциональной окраски нет: картина перед нами спокойная и мертвая. В словах же «свет небес… и блестящий снег» она уже есть: перед нами не цвет, а свет, свет живой, переливающийся… Наконец, в словах «саней далеких одинокий бег» - картина не только живая, но и прочувствованная. Мы даже не сразу замечаем, что пред нами 8 строк без единого глагола (только 8 существительных и 8 прилагательных), - настолько отчетливо вызывает оно в нас движение взгляда и движение чувства.) Учитель. Контраст (у Фета нет), в картине Куинджи есть контраст, Глубина горизонта (у Фета-сани, у Куинджи-свет) Благодаря этому мы видим широту на картине, только художник достигает это другими художественными средствами. Чудная картина (начало) конец-родная/ поэт сразу обозначает любовь к родине Куинджи рисует пейзаж ночь , река Днепр-символ родины, детские воспоминания Все это вещь национальная (Время сквозь облака струится и течет луной, связывая воедино дневной цикл человека. Предвещая конец ночи и начало дня). Необыкновенно эффектная передача лунного света, цветовые контрасты, композиционная декоративность полотен Куинджи ломали старые живописные принципы. И все это было результатом его напряженных поисков. Учитель 1(Л)Вывод: Что же главное в творчестве двух волшебников слова и цвета? (красота, свет, любовь к природе, мгновенное чувство, необычное восприятие) Учитель1. Нужно отметить, что , несмотря на происхождение, местожительство, национальность и Фет и Архип Куинджи считали себя русскими людьми. И это действительно так. Потому что, если проследить путь каждого творца, то мы увидим, что их объединяло: ПУТЬ ТВОРЦА Страдание, труд, мудрость, созидание, сострадание к ближнему (благотворительность), любовь к родной природе и земле Все эти составляющие и объединяются в одно понятие русский код, русский характер. Рефлексия деятельности. Предлагаю вам оценить свою работу на уроке по пиктограмме Учитель1.. Давайте снова обратимся к эпиграфу. Можно ли отнести эти слова к героям нашего урока? Можно ли провести параллель между судьбами Фета и Куинджи, мастеров, прославивших Курскую и Донецкую земли? Действительно Афанасий Фет и Архип Куинджи-русские жемчужины в ожерелье великих мастеров слова и живописи, которыми мы гордимся. Хочется поблагодарить Наталью Владимировну и ребят за активное и теплое участие, выразить надежду на дальнейшее сотрудничество. Д/з будет необычным.1. Так как Донецк-город роз, а у Фета этот цветок был любимым, Куинджи любил птиц, Курский край называют соловьиным нужно будет придумать историю о птице (возможно, соловье) и розе( Теневой театр). Разукрасить картину ИЛИ 2. Техника монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ. Монотипия – это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно. | Дети:(человек должен не только видеть, но и чувствовать , получать впечатление от увиденного) Ответ ребенка, который работал со словарной статьей.Слово «импрессионизм» произошло от французского impression — «впечатление»(слайд с надписью проектируется) ( А.А.Фет и А.И.Куинджи) (найти общие точки соприкосновения в судьбах и творчестве великих мастеров, понять формулу русского кода через призму их пути) проанализировать страницы биографии, сравнить произведения Фета и картины Куинджи, ответить на вопрос «Можно ли провести параллель между их судьбами?». 1-й ребенок С портрета смотрит на нас бородатый человек. Взгляд его строг. Может показаться даже самоуверен или самодоволен. Управляющий имением? Мировой судья? Невозможно себе представить, что за этой кожурой непроницаемой внешности скрывалось легко ранимое сердце одного из самых нежных русских лириков. 2-й ребенок.А.А. Фет прожил долгую и непростую жизнь. Но судьба не раз наносила ему удары(Под музыку движутся пары, останавливаясь по одной перед зрителями, сообщают факты из жизни А. Фета, «замаскированные под светские сплетни») Пара первая ОНА: - Ах, что-то сегодня Фет мрачен. Это так на него не похоже. И хозяйке бала ничего в альбом не написал . ОН: - Как? Вы разве не слышали скандальной новости о смерти Марии Лазич, дочери отставного генерала, которая была влюблена в Фета? У них был роман, когда он служил в Херсонской губернии. ОНА: - О смерти? Но она так молода...была...Бедняжка! Что же могло случиться? Ах, не томите, расскажите всё скорее. ОН: - Её платье вспыхнуло от неосторожно брошенной непотухшей спички. Через 4 дня она скончалась. ОНА: - Какая ужасная смерть! А что ж их счастью помешало? Ведь поговаривали, что он тоже в неё влюблён. ОН: - Как что? Отсутствие денег. Что он мог предложить Марии? ОН ведь не русский дворянин, а иностранец. Вынужден служить в армии, чтобы офицерский чин дал ему право на потомственное дворянство. Пара вторая ОН: - Да, судьба, видимо, решила ещё подразнить нашего поэта. Вы слышали: Александр II издал указ, по которому потомственное дворянство можно получить, дослужившись до полковника. А Фет лишь к чину майора приближается. Нет, видно, не вернуть ему фамилии отца - Шеншин. ОНА: - Вернуть? А разве Фет носил фамилию Шеншин? ОН: - Да, представьте себе: до 14 лет он считал себя сыном русского дворянина Афанасия Шеншина и Шарлотты Фёт, которую Шеншин привёз в родовое имение из Германии. Вскоре она родила ему сына. Мальчика крестили, нарекли Афанасием... А через 14 лет грянул скандал! Пара третья ОНА: - Скандал?! Но почему? Что тут особенного - русский помещик взял в жёны иноземку? У них родился сын... ОН: - Малыш родился до того, как вступили в брак Шарлотта Фёт и Афанасий Шеншин. Ребёнок считается незаконнорожденным. ОНА: - Какой скандал! Какой удар по самолюбию подростка! Сколько насмешек ему пришлось вытерпеть со стороны соучеников по пансиону. В 14 лет превратиться из русского дворянина в иностранца непонятного происхождения! (звучит музыка, пары удаляются) Ребенок: Учись у них - у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. 3-й ребенок. В Московском университете Фет усердно учится, пишет свои первые стихи. В 1840 году выходит его первый сборник «Лирический пантеон». Сам Николай Гоголь оценил его стихи, назвав юного Фета «несомненным дарованием». 4-й ребенок. Оставив военную службу и так не получив дворянского звания, Фет вскоре женится на Марии Петровне Боткиной, сестре лучшего его друга. Этот брак для него оказался счастливым. 5-й ребенок. На долгих 17 лет Фет замолкает, отходит от литературной деятельности и занимается хозяйством, преобразуя купленное им заброшенное имение в селе Степановка. 6-й ребенок. Но вот в 1877 году Афанасий Афанасьевич покупает имение в селе Воробьевка Курской губернии. Окружающая природа поразила поэта и вдохновила снова взяться за перо. «Маленькой Швейцарией» называют это место гостившие у Фета друзья: Лев Толстой, Яков Полонский, Петр Чайковский. Именно здесь Фет создает лучшие свои стихи, выпустив сборник «Вечерние огни», продолжает заниматься хозяйством, уделяет внимание образованию крестьянских детей, строит больницу, помогает деньгами нуждающимся во время неурожая. Мария Петровна, его жена, в имении устраивала праздники для простых людей, одаривая всех подарками и угощая сладостями. В памяти воробьёвцев она так и осталась барыня-душечка. 7-й ребенок. Указом императора Александра 2 Фету было возвращено дворянское звание и фамилия Шеншин. 3декабря 1892 года уникального волшебника слова не стало. 8-й ребенок. Природа- любовь- творчество… Вот треугольник, условно очерчивающий и вбирающий в себя все пространство его лирики. В этом огромном треугольнике природа обозреваема влюбленным сердцем творящего человека. Д/и «Вопрос-ответ»(дети задают вопросы по биографии и творчеству Фета и Куинджи по 5 вопросов) |