МБОУ «СОШ №16» учитель информатики Шмакова Наталья Николаевна
Предмет: Информатика и ИКТ урок-обобщение в игровой соревновательной форме
Тема: «Хорошо ли мы знаем электронные таблицы?»
Продолжительность: 1 урок (40 минут)
Класс (группа): 8 класс (1 группа 12-16 учеников)
Технологии:
ПК учителя;
мультимедийный проектор;
экран;
ПК учащихся
Используемое программное обеспечение: Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel.
Аннотация:
Данный урок проводится в 8 классе как обобщающий после изучения раздела «Табличные вычисления на компьютере». Форма проведения – игровая, соревновательная.
В начале урока группа учеников делится на две команды по 6-8 человек, каждая команда выбирает своего командира. Учитель объясняет ход проведения урока.
Ребятам предлагается выполнить задания на четырех станциях – «Художники», «Дешифровальщики», «Готовимся к экзаменам» и «Бухгалтеры». На станции «Художники» ученики получают карточки с шестнадцатью 16-ричными числами, которые им необходимо перевести в двоичную систему счисления и по полученным числам построить черно-белую растровую картинку, заменив все единицы черными ячейками, а нули – белыми. На станции «Дешифровщики» ребята, получив лист электронной таблицы, заполненный различными символами и список диапазонов ячеек, должны расшифровать текст, содержащий информацию об истории возникновения электронных таблиц. На станции «Готовимся к экзаменам» ученики могут испытать свои силы при решении заданий ОГЭ и ЕГЭ по данной теме, а на станции «Бухгалтеры» школьники смогут рассчитать зарплату рабочего и проиллюстрировать его производительность с помощью диаграмм.
Капитаны, исходя из интересов и возможностей членов своей команды, распределяют их по станциям. Задания на всех станциях выполняются одновременно. На станциях «Художники» и «Бухгалтеры» работа проходит за компьютерами, а на двух оставшихся – письменно на специальных бланках. Командиры координируют действия всех членов своей команды и с помощью средств табличного процессора составляют итоговую ведомость по результатам прохождения станций, рассчитывая средний балл команды.
Конспект урока
Цели урока:
Образовательные:
обеспечить повторение основных понятий и терминов по теме «Электронные таблицы»;
закрепить навыки работы в среде табличного процессора, умение работать с формулами, строить диаграммы;
развить интерес к данной теме через решение нестандартных задач;
добиться более глубокого и прочного усвоения данной темы;
Развивающие:
развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти, внимательности;
использование электронных таблиц при решении задач из других предметных областей;
развитие умения пользоваться полученными знаниями;
развитие навыков самоконтроля и самостоятельности;
Воспитательные:
воспитание уважения к сопернику, умение достойно вести спор;
воспитание умения работать в команде;
Наглядность и раздаточный материал:
Ход урока
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Мы будем обобщать и повторять все ваши знания по теме «Электронные таблицы» в игровой, соревновательной форме.
Для начала вам необходимо разделиться на две команды по 6 – 8 человек и выбрать себе командира.
Ученики: выполняют задание учителя и рассаживаются по командам.
Учитель: В течение урока каждой команде предстоит выполнить задания на четырех станциях: «Художники», «Дешифровщики», «Готовимся к экзаменам» и «Бухгалтеры». Задания на всех станциях выполняются одновременно, поэтому вам необходимо распределить членов своей команды по этим станциям. Руководить этим распределением будут ваши командиры. Прежде, чем вы приступите к распределению, я бы хотела пояснить, что за испытания ждут вас на каждой станции.
На станции «Художники» ученики получат карточки с шестнадцатью 16-ричными числами, которые им необходимо перевести в двоичную систему счисления и по полученным числам построить черно-белую растровую картинку, заменив все единицы черными ячейками, а нули – белыми. Это задание необходимо будет выполнить за компьютером в среде табличного процессора Excel.
На станции «Дешифровщики», получив лист электронной таблицы, заполненный различными символами и список диапазонов ячеек, вы должны расшифровать текст, содержащий информацию об истории возникновения электронных таблиц.
На станции «Готовимся к экзаменам» вы сможете испытать свои силы при решении заданий ОГЭ и ЕГЭ по данной теме, а на станции «Бухгалтеры» вам предстоит рассчитать зарплату рабочего и проиллюстрировать его производительность с помощью диаграмм.
По окончании выполнения заданий командиры составляют итоговые таблицы и рассчитывают средний балл своей команды, который выставляется в журнал исходя из следующих критериев: «отлично» - 4,6-5; «хорошо» - 3,6-4,5; «удовлетворительно» - 2,6-3,5.
Ученики: Командиры, исходя из интересов и возможностей членов своей команды, распределяют их по станциям. Ребята рассаживаются на свои рабочие места и получают карточки с заданиями. На выполнение заданий отводится 15-20 минут.
В случае если ученики на какой-либо станции справятся со своей задачей раньше остальных, они могут помочь своим товарищам на других станциях.
Станция 1 «Художники» Ученикам выдаются карточки с 16-ю шестнадцатеричными числами. Они должны перевести их в двоичную систему счисления и по полученным числам построить черно белую картинку заменив все единицы на закрашенные (черные) клетки, а нули – на не закрашенные (белые).
Числа для команды 1:
0038
810С
С306
E703
FF03
DB03
FF03
DBFE
66FE
3CFE
18FE
00C6
00C6
00C6
01CE
01CE
Картинка 1
Числа для команды 2:
0000
1000
3806
6С06
BE16
F62E
DE46
7482
39FF
10FE
1092
1092
10FE
10FE
10FE
FFFF
Картинка 2
Станция 2 «Дешифровщики»
Ученикам выдается список диапазонов ячеек и заполненный символами лист электронной таблицы. Необходимо расшифровать закодированный текст.
Задание:
Шифровка:
A1:A6; B1:C1; A7:D7; A3:K3; A4; D1:G1; G2:G5; B2:F2; A7:A15; A9; F3:F7; I1:I11.
F6:H6; J3:J12; B4:E4, K2:K5; A12; B13:P13; E13:E15; A16:K16; B8:F8.
A4; B5:E5; G2:G5; A7:C7; A3:J3; F14:N14; F15:N15; B9:F9; G7:G11; E13:E15; A16:K16; B6:D6.
J7; H7:H10; G2:G5; B12:I12; F14:N14; F15:N15; B10:F10; K6:K10; L1:L9.
Таблица для расшифровки текста:
Расшифрованный текст:
Первая ЭТ была разработана в 1979 году Дэном Бриклином и Бобом Франкстоном.
Она называлась VisiCalc и предназначалась для компьютеров Apple.
В 1982 году был разработан табличный процессор Lotus 1-2-3 для компьютеров IBM.
В 1987 году появился табличный процессор Excel фирмы Microsoft.
Станция 3 «Готовимся к экзаменам»
Группе учеников из каждой команды предлагается выполнить по три экзаменационных задания: №5 из ОГЭ и №7 из ЕГЭ.
Задания для команды 1:
Задача №1
Дан фрагмент электронной таблицы. Какое число должно быть в ячейке D2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
Задача №2
В ячейки диапазонов C1:F6 и B2:B6 электронной таблицы записаны числа, как показано на рисунке. В ячейке B1 записали формулу =$E1+D$3. После этого ячейку B1 скопировали в ячейку C5. Какое число будет показано в ячейке C5?
| А | В | С | D | Е | F |
1 | | | 10 | 20 | 30 | 40 |
2 | | 1 | 11 | 21 | 31 | 41 |
3 | | 2 | 12 | 22 | 32 | 42 |
4 | | 3 | 13 | 23 | 33 | 43 |
5 | | 4 | 14 | 24 | 34 | 44 |
6 | | 5 | 15 | 25 | 35 | 45 |
Задача №3
Дан фрагмент электронной таблицы:
| A | B | C | D |
1 | | 3 | 4 | |
2 | =C1-B1 | =B1-A2*2 | =C1/2 | =B1+B2 |
После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2. Укажите получившуюся диаграмму.
Задания для команды 2:
Задача №1
Дан фрагмент электронной таблицы. Какое число должно быть в ячейке A2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
Задача №2
В ячейки диапазонов C1:F6 и B2:B6 электронной таблицы записаны числа, как показано на рисунке. В ячейке B1 записали формулу =$F1+D$4. После этого ячейку B1 скопировали в ячейку C6. Какое число будет показано в ячейке C6?
| А | В | С | D | Е | F |
1 | | | 10 | 20 | 30 | 40 |
2 | | 1 | 11 | 21 | 31 | 41 |
3 | | 2 | 12 | 22 | 32 | 42 |
4 | | 3 | 13 | 23 | 33 | 43 |
5 | | 4 | 14 | 24 | 34 | 44 |
6 | | 5 | 15 | 25 | 35 | 45 |
Задача №3
Дан фрагмент электронной таблицы:
| А | В |
1 | =B1+1 | 1 |
2 | =A1+2 | 2 |
3 | =B2-1 | |
4 | =A3 | |
После выполнения вычислений, была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A1:A4. Укажите получившуюся диаграмму.
Ответы:
Команда 1: №1 8; №2 66; №3 4.
Команда 2: №1 3; №2 78; №3 2.
Станция 4 «Бухгалтеры»
Ученикам предлагается заполнить таблицу по заданию, составить необходимые для расчетов формулы и проиллюстрировать полученные результаты с помощью диаграмм.
Задание для команды 1:
В сельскохозяйственном кооперативе работают 5 сезонных рабочих. Норма сбора овощей составляет N кг. Оплата труда производится по количеству собранных овощей: k рублей за 1 кг. Известно, что 1-й рабочий собрал овощей в 3 раза больше нормы; 2-й – на 50 кг меньше 1-го; 3-й – в 1,5 раза больше нормы; 4-й – на 75 кг больше 3-го; 5-й – на 10 кг больше 1-го.
Составить таблицу, содержащую сведения о количестве собранных овощей каждым рабочим и об оплате труда каждого рабочего. Подсчитать суммарный вес собранных овощей и суммарную зарплату всех рабочих. Построить столбчатую диаграмму отражающую количество собранных каждым рабочим овощей.
Задание для команды 2:
На заводе в сборочном цеху работает 5 рабочих. Норма сборки составляет N изделий. Оплата труда производится по количеству собранных изделий: k рублей за 1 изделие. Известно, что 1-й рабочий собрал изделий в 2 раза больше нормы; 2-й – на 5 изделий меньше 1-го; 3-й – в 1,5 раза больше нормы; 4-й – на 7 изделий больше 3-го; 5-й – в 1,5 раза меньше 1-го.
Составить таблицу, содержащую сведения о количестве собранных изделий каждым рабочим и об оплате труда каждого рабочего. Подсчитать суммарное количество собранных изделий и суммарную зарплату всех рабочих. Построить столбчатую диаграмму отражающую количество собранных каждым рабочим изделий.
О бразец выполнения задания для команды 1
Образец выполнения задания для команды 2
Как только все участники команд закончат выполнение своих заданий, они демонстрируют их классу, получают оценку от учителя. Командиры вносят оценки членов своей команды в итоговую ведомость составленную в табличном процессоре Excel и рассчитывают средний балл по которому уже выставляется итоговая оценка всем членам команды в журнал.
Список используемых Интернет-ресурсов и литературы
http://kpolyakov.spb.ru
https://studopedia.ru/18_72300_istoriya-poyavleniya-i-razvitiya-elektronnoy-tablitsi.html
Залогова Л.А. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Том 2. – М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 294 с.