Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Бакчарская средняя общеобразовательная школа»
Урок-соревнование «Степень с натуральным показателем и одночлены» с элементами традиций народов России
для обучающихся 7классов
Автор: Паранина Елена Васильевна, учитель математики
с. Усть-Бакчар, 2022 г.
Пояснительная записка
Урок позволяет углубить знания учащихся по математике, прививает интерес к такому серьезному и в то же время интересному предмету как математика, а также изучение традиций удмуртского народа. Такое мероприятие можно проводить как во время предметной недели между классами параллели, так и в конце четверти на последнем уроке между учащимися одного класса, а также при проведении внеклассных мероприятий по математике.
Цель: привитие интереса к математике, развитие познавательного интереса, изучение традиций народности Чаинского района.
Задачи:
Образовательная задача: повторить и обобщить изученный ранее материал, совершенствовать вычислительные навыки.
Воспитательная задача: воспитывать умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива, привитие интереса и воспитание патриотизма к своей Малой Родине и народностям, живущим рядом.
Развивающая задача: развивать творческую деятельность, логическое мышление, речь, память, внимание.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход мероприятия.
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а урок- соревнование! В нашей игре участвуют две команды (название команд).
Команды пройдут несколько испытаний, в которых надо проявить все свои знания по математике. Мы повторим и обобщим знания, которые вы получили за шестой класс.
II. Мотивация
За каждый успешно и быстро пройденный этап команды получают баллы. Та команда, которая получит больше баллов та и победит.
III. Актуализация (слайд 1)
Произведение a на а возьмем, его квадратом назовем,
Если три множителя взять, то кубом будем величать.
А если множителей n
и каждый равен a,
Это должен каждый знать:
Степенью будем называть!
Если степени с одинаковым основанием умножим,
То показатели мы сложим,
Если степени делит начать,
То показатели мы будем вычитать,
Если степень в степень возвести,
То произведение показателей придется нам найти!
IV. Игра- соревнование
1 этап: Дешифровальщики (устный счет, слайд 2)
Задание: Каждая команда получает карточки с примерами. Каждый ответ в примере обозначает букву. Таблица с шифром на карточке. В конце задания дети должны назвать чему будет посвящен урок. За выполненное задание каждая команда получает 3 балла.
Карточки командам:
Е | И | Р | В | О | Н | А | Л | С | Д |
9 | 1 | 27 | 225 | 2 | 16 | 8 | 100 | 64 | -1 |
Учитель (слайд 3): Итак, ребята! У вас получилось словосочетание «Наследие народов России». 2022 год объявлен президентом РФ, Путиным Владимиром Владимировичем, Годом нематериального культурного наследия народов России. А что значите нематериальное наследие народов России. Кто знает?
К нематериальному культурному наследию народов России относится: обряды, традиции, резьба по дереву, песни, пляски, роспись по дереву и металлу, частушки, изготовление различных традиционных блюд и т.д. Сегодня мы познакомимся с традициями и блюдами наших соседей - удмуртов.
2 этап: Обряд (слайд 4)
Задание: Каждая команда получает карточки с уравнениями. Решив уравнения, вы угадаете место, где проходил обряд жертвоприношения и молитвы удмуртов. Учтите, что есть лишние буквы. За это задание вы можете получит 5 баллов.
Учитель (слайд 5): Куале, для вас неизвестное слово. У каждой семьи в подворье было отведено место особой постройке — куале. Там находился алтарь для совершения жертвоприношений (еды, птиц и животных) в огне, а также туда приходили жители родового поместья для молитвы. Считалось, что в нем живет дух рода, который оберегает и ведет семью.
Физминутка (слайд 6)
3 этап: Поварята (слайд 7)
Задание: Разгадав ребус, вы узнаете одно из национальных блюд удмуртов. Каждая команда получает карточку с ребусом. За это задание вы получите 2 балла.
Учитель (слайд 8): Вы угадали удмуртское блюдо – перепечи. Перепечи — это ароматные открытые пирожки из пресного ржаного теста с мясной, грибной или овощной начинкой, залитые сверху смесью из сметаны и яиц. История названия этого блюда уходит далеко в прошлое и происходит от древнего слова пересьмон, что в переводе с удмуртского означает «старость» — защипы на перепечи похожи на морщины. Возможно, поэтому изначально перепечи считались ритуальным блюдом — их выпекали на поминки. Позже их стали выпекать и по праздникам: Сегодня название пересьмон сохранилось только в северных районах Удмуртии, во всех других народностях блюдо называют примерно одинаково: по-татарски и по-башкирски — перемячи, по-марийски — премеч, по-русски — перепеча, по-удмуртски — перепеч.
Также название перепечи ассоциируется со способом его приготовления: в старину, когда не было газа и электричества, их пекли в передней части печи, где находился загнёток, при очень высокой температуре.
4 этап: Праздничный (слайд 9)
Задание: Вычислив и упростив, вы узнаете, как называется удмуртский праздник, который празднуется после окончания всех посевных работ. Каждая команда получает карточки с примерами. За это задание вы получите 7 балов.
Учитель (слайд 10): Это праздник - Гербер. Празднуется самый длинный день в году, также назван Петров день. А также этот праздник Гербер означает окончание посевных работ и он празднуется у нас в Чаинском районе в селе Нижняя Тига в конце июня. На этом празднике получают награды лучшие работники сельского хозяйства, кто имеет непосредственное отношение к посевным работам.
V. Подведение итогов игры
Команды считают свои баллы. Учитель выставляет оценки. Награждение победителей.
- Ребята, вы все молодцы! Вы все были старательны, оценки для всех обязательны! Надеюсь, на уроке пробудился интерес к математической науке у всех! И пожелание вам от меня, что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.