УРОК –СПЕКТАКЛЬ НА ТЕМУ
«ВЕЛИКАЯ СИЛА ЛЮБВИ»
(по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)
ВВЕДЕНИЕ
ХХI век – это время страха, потерь и время отсутствия любви. Одном словом, «время нелюбви», когда ученики узнают жизнь не из книг и хороших фильмов, а из Интернета. Если спросить учеников 5-7 классов, что такое любовь, то большинство не сможет это сделать, потому что в их семьях и в семьях одноклассников нет не только заботы и жертвенности, но, к сожалению, нет общения друг с другом. Ученики не умеют общаться, не слышат друг друга. Такие уроки, как уроки – спектакли требуют большой подготовки, и в форме поисков одежды, атрибутики, и в форме общения. Урок – спектакль – это урок – итог, повторения изученного. Мы уже все знаем и о героях произведения, об их характерах, привычках, у нас уже сложилось отношение к персонажам. Мы уже вместе – не по отдельности, а вместе - готовим урок – отношение, урок – сопричастность настоящего и прошлого, жизни и литературы, ищем ответы на волнующие нас вопросы, ибо вопросы семьи, чести, достоинства, любви и мести всегда будут волновать всех нас. Такова жизнь. И такова классическая литература. Таков Пушкин. Ведь Пушкин – это любовь. Никто не сказал столько о любви. Он любил. И он может научить любить. Это важно. Любить так, чтобы открывать в себе лучшие черты характера, чтобы открывать в себе личность с высокими нравственными чертами. Открывать человека с большой буквы. Люди не знают себя. Они не могут себя идентифицировать в нравственном смысле без любви, без веры. А Пушкин открывает нам этом путь. Путь к любви, к себе, к Богу. Только великое чувство любви способно спасти человека от мести, от ненависти. Именно любовь нас ведет к прощению, к спасению, к себе настоящему. Такие уроки необходимы. Они становятся противопоставлением художественным фильмам и играм, которые ежедневно пропагандируют месть «сильных». Пушкин говорит о другом. Он нравственный гений, христианин. Нет, не в ненависти сила, а в любви. В сборнике афоризмов «Максимы», составляющих кодекс житейской философии французский писатель Франсуа де Ларошфуко утверждал: «Пока люди любят, они прощают». Не менее известно высказывание Махатма Ганди: «Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают». Можно назвать Владимира Дубровского слабым? Нет. Любовь подводит его к христианской заповеди: не отвечай на зло злом, прощай врага своего, не убий. Дубровский сумел сделать самое главное: среди бед, которые ему пришлось пережить, он остался человеком чести. Об этом урок.
Тема. Великая сила любви… (Урок-спектакль по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)
Цель.
1. познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом;
2. развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
3. воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Планируемые результаты:
1. предметные УДД: ввести в творческую лабораторию классика русской литературы А.С. Пушкина, организовать работу по восприятию романа и осмыслению философских и эстетических проблем произведения, создать условия для развития читательского интереса обучающихся, уяснения общности гуманистических тенденций в жизни и литературе;
2. познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение, преобразование текста с целью выявления общих законов, анализ, умение доказывать;
3. личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, использование для решения познавательных задач различных источников информации;
4. регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, рефлексия, саморегуляция;
5. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
План урока
Организационный момент.
Буктрейлер «Дубровский».
«Сегодня ночью я не спал…» (постановка проблемы).
Пушкин пишет…
Немного о «Дубровском».
В Кистеневской роще.
Француз – учитель для Саши Троекурова.
Душа Маши Троекуровой.
Забава русского барина (случай с медведем).
Изменение душевного состояние Маши.
Троекуров и исправник.
Первое чувство. Вальс.
Объяснение в беседке.
Сватовство князя Верейского.
Кольцо.
Драка у дуба.
Предательство Саши.
Обряд был окончен.
Видео. «У церкви стояла карета»
Последнее объяснение. «Я буду век ему верна»
Мне не жаль – видео «Дубровский»
«Пока люди любят, они прощают» ( Ф де Ларошфуко)
«Умение прощать – свойство сильных» (М.Ганди)
Сегодня ночью я не спал… (рефрен урока)
Власть пушкинских стихов – на все века
Пушкинская свеча
Спасибо за урок!
Удались от зла, и сотвори благо…
А.С.Пушкин
Есть достоинства выше знатности рода,
именно: достоинство личное.
А.С.Пушкин
ХОД УРОКА
1. Кабинет разделен на две части. Парты стоят наискось, освобождая место для «сцены», которая являет собой продолжение мультимедиа. Доска сзади, стол с проектором около двери. На доске – портрет А.С.Пушкина и эпиграфы. Рядом – канделябр. За учительским столом, украшенным старинным подсвечником со свечой, чернильницей и гусиным пером, сидит учащийся, который «представляет» Александра Сергеевича. Он одет во фрак, у него приклеены бакенбарды. На углу стола – демонстративно лежат цилиндр и коричневые перчатки. Он сидит с самого начала урока и делает вид, что пишет. Пером по листу бумаги.
2. В это время – как продолжение его строк- учитель показывает буктрейлер «Дубровский» (Слайды № 1-2) https://www.youtube.com/watch?v=o5brYevSnFE&t=8s (буктрейлер очень динамичен, краток, он сразу вводит всех присутствующих в действие. Действие – это главное в спектакле, ритм, движение, а не меланхолия. Все – и учащиеся, и гости должны быть включены в сюжетную линию. Буктрейлер напоминает гостям о содержании и проблематике романа, а учащиеся понимают свою сопричастность с происходящим)
Выходит ученик в белой рубашке. В руках у него - книга, на которой написано: «А..С. Пушкин «Дубровский». Звучит музыка
Стихотворение звучит 40 секунд (автор – О.Чернышева)
Ennio Morricone - Le Vent, Le Cri
https://www.youtube.com/watch?v=bN1xpI6f3Vo НЕБО
3. Слайды № 3-5 «Сегодня ночьюя не спал…»
Сегодня ночью я не спал,
Я повесть Пушкина читал «Дубровский».
И надо мною дух летал,
Мятежный дух его и звал меня Дубровский…
Усадьбы жёг и в гневе я
Богатых грабил, будто я — Дубровский.
И мною правил сатана
В безумной мести за отца — я был Дубровским.
Не знал, история твоя
Так сможет потрясти меня, Дубровский.
Ты близок мне и, как в аду,
Сегодня ночью я горю с тобой, Дубровский.
Твоя мечта, твоя судьба
С Россией венчана была, Дубровский.
Но в поле воином одним
Ты был наследный дворянин.
Ты проиграл, Дубровский.
4. Чтобы перейти к инсценировке, ученица в школьной форме подходит к столу, за которым сидит Пушкин (он все это время пишет гусиным пером по бумаге). Ученица зажигает свечу.(Слайд № 6)
Давно чернильница пуста,
Перо гусиное за рамой...
Здесь Пушкин жил и здесь писал
России жизненную драму.
Он в свой жестокий век творил,
Став эхом русского народа,
Ему свой гений посвятил
В борьбе за вольность и свободу.
Дыханье прошлых давних лет
Почувствовал я на минуту.
И Пушкина не меркнет свет,
Он среди нас живой как будто.
Ученица уходит, а Пушкин говорит вслух, продолжая писать.
Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русской барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение.
5. Два ученика со своих мест читают наизусть (Слайд № 7)
Над «Дубровским» А. С. Пушкин работал с 21 октября 1832 г. по 6 февраля 1833 г. Роман не был завершен. При жизни поэта не был опубликован. Издатели назвали рукопись по имени главного героя. Известно, что в основу романа легло сообщение Нащокина Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский... который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить...» (П. И.Бартенев). Известно также, что Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие происходит в 1820-е гг.
(Слайд № 8). В «Дубровском» представлены два поколения. История жизни отцов, во многом принадлежащих екатерининской эпохе, сопоставлена с судьбами детей. Роман раскрывает взаимоотношения человека и общества, взаимодействие человеческих желаний и законов среды. Социальный закон вмешивается в отношения людей, разрушает нравственные законы. История жизни отцов оказывается в этом смысле прелюдией трагедии детей.
6. «Отсудил все-таки имение у своего друга Троекуров. Похоронив отца, Владимир возвращался домой через рощу», - эти слова говорит ученик, сидящий за учительским столом. (Слайд № 9)
Пушкин кладет перо на стол, тушит свечу, берет в руки перчатки, надевает цилиндр – и уходит…
Музыка Бетховена «Лунная соната» (Слайд № 10 - 12)
Эти слова читает наизусть тот ученик, который «играет» Владимира Дубровского, он одет в белую рубашку, в руках у него старенький пиджак, в руках у него – прут. Сначала стоя, потом, после слов «сел на холодный дерн», бросает пиджак на пол, садится на него, прутом разводит листья по воображаемому ручью.
Между тем Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостию стараясь заглушать душевную скорбь. Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте,
— он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью. Владимир остановился, сел на холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его… Сильно чувствовал он свое одиночество. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев — и живо представляющего ему верное подобие жизни — подобие столь обыкновенное.
7. Два ученика со своих мест читают наизусть (Слайд № 13)
Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, который и прибыл в Покровское во время происшествий, нами теперь описываемых.
8. Девочка в белом шелковом платье – олицетворение ДУШИ МАШИ ТРОЕКУРОВОЙ. Она стоит в конце класса и читает наизусть те отрывки, которые относятся к душевному состоянию героини.
Маша не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового. (Слайд № 14)
9. Отрывок читает тот же ученик, что читал « Сегодня ночью я не спал»…(Слайд № 15)
На дворе у Кирила Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат и составляли одну из главных забав покровского помещика.
Прогладавшегося медведя запрут бывало в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противуположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принужден был иногда целых три часа стоять прижавшись к стене, и видеть, как разъяренный зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться. Таковы были благородные увеселения русского барина! Несколько дней спустя после приезда учителя, Троекуров вспомнил о нем и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, призвав его однажды утром, повел он его с собою темными корридорами — вдруг боковая дверь отворилась — двое слуг вталкивают в нее француза и запирают ее на ключ. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него… Француз не смутился, не побежал, и ждал нападения. Медведь приближился, Дефорж вынул из кармана маленькой пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился. все сбежалось, двери отворились, Кирила Петрович вошел, изумленный развязкою своей шутки.
10. Это слова ученицы, которая читала слова по номером 8. (Слайд № 16)
Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кириловну. Воображение ее было поражено. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию — и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее. После того читателю уже не трудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь.
11. В класс входит ученик в коричневом пальто, с папкой бумаг под мышками. Возле учительского стола – Троекуров. Русский барин в сапогах, брюки заправлены у сапоги, белая рубашка, пиджак накинут на одно плечо, руках – плеть. Когда входит исправник, Троекуров кладет плеть на учительский стол. Садится на стул, ногу закидывает за ногу, берет стакан воды пьет, смотрит на входящего из-под плеча. Он хозяин положения. Исправник сделал два шага и замер. Он всего боится. Так недалеко от двери и говорит свои слова. (Слайд № 17)
Исправник вынул из кармана довольно замаранный лист бумаги, развернул его с важностию и стал читать нараспев.
«Приметы Владимира Дубровского, составленные по сказкам бывших его дворовых людей.
«От роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».
— И только, — сказал Кирила Петрович.
— Только, — отвечал исправник, складывая бумагу.
— Поздравляю, г-н исправник. Ай да бумага! по этим приметам немудрено будет вам отыскать Дубровского. Да кто же не среднего роста, у кого не русые волосы, не прямой нос, да не карие глаза! Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем Бог тебя свел.
12. Девочка, которая читала номера 8 и 10. (Слайд № 18)
Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза...она скучала без Дефоржа, в его присутствии поминутно занималась им, обо всём хотела знать его мнение и всегда с ним соглашалась. Может быть, она не была ещё влюблена, но при первом случайном препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в её сердце.
Вальс под музыку «Мой ласковый и нежный зверь» танцуют Маша и Дубровский.(Слайд № 19)
13. Объяснение в беседке. Посередине класса ставится стенд, на котором приклеены фотообои «Беседка в саду», на доске слайд. Тихо звучит музыка ночи. (Слайд № 20)
— Благодарю вас, — сказал он ей тихим и печальным голосом, — что вы не отказали мне в моей просьбе. Я был бы в отчаянии, если бы на то не согласились.
Марья Кириловна отвечала заготовленною фразой:
— Надеюсь, что вы не заставите меня раскаяться в моей снисходительности.
Он молчал и, казалося, собирался с духом.
— Обстоятельства требуют… я должен вас оставить, — сказал он наконец, — вы скоро, может быть, услышите… Но перед разлукой я должен с вами сам объясниться…
Мария Кириловна не отвечала ничего. В этих словах видела она предисловие к ожидаемому признанию.
— Я не то, что вы предполагаете, — продолжал он, потупя голову, — я не француз Дефорж, я Дубровский.
Марья Кириловна вскрикнула.
— Не бойтесь, ради бога, вы не должны бояться моего имени. Да я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах. Но вам не надобно меня бояться — ни за себя, ни за него. все кончено. — Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства. Целые дни я бродил около садов Покровского в надежде увидеть издали ваше белое платье.
Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме. Эти три недели были для меня днями счастия. Их воспоминание будет отрадою печальной моей жизни…. Сегодня я получил известие, после которого мне невозможно долее здесь оставаться. Я расстаюсь с вами сегодня… сей же час.. Но прежде я должен был вам открыться, чтоб вы не проклинали меня, не презирали. Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела вас любить, что никогда…
— Обещаетесь ли вы не отвергнуть моей преданности?
— Обещаюсь, — прошептала бедная красавица.
14. Троекуров подходит к Маше, берет ее за руку и ведет к сидящему у стены ученику, одетому во все черное. При их появлении он встает, молча кланяется. (Слайд № 21)
— Маша, — сказал Кирила Петрович, — скажу тебе новость, которая, надеюсь, тебя обрадует. Вот тебе жених, князь тебя сватает.
15. Маша возвращается к стенду. К ней подходит Дубровский. (Слайд № 22)
— Я все знаю, — сказал он ей тихим и печальным голосом. — Вспомните ваше обещание.
— Вы предлагаете мне свое покровительство, — отвечала Маша, — но не сердитесь — оно пугает меня. Каким образом окажете вы мне помочь?
— Я бы мог избавить вас от ненавистного человека.
— Ради бога, не трогайте его, не смейте его тронуть, если вы меня любите — я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса…
— Я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнию. Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже и в моих преступлениях. Но как же спасу вас от жестокого отца?
— Еще есть надежда. Я надеюсь тронуть его моими слезами и отчаянием. Он упрям, но он так меня любит.
Он взял ее руку и надел ей на палец кольцо.
— Если решитесь прибегнуть ко мне, — сказал он, — то принесите кольцо сюда, опустите его в дупло этого дуба — я буду знать, что делать.
Дубровский поцеловал ее руку и скрылся между деревьями.
16. Сценка – у доски. Саша одет в белую рубашку, заправленную в брюки, в туфлях. Рыжий мальчик в цветной рубашке на выпуск, в тапочках на босу ногу. Садовник – в цветной рубахе на выпуск, в туфлях. (Слайд № 23)
—Что ты здесь делаешь? — сказал он (Саша ) грозно.
— Тебе какое дело? — отвечал мальчишка, стараясь от него освободиться.
— Оставь это кольцо— кричал Саша, — или я проучу тебя
—Да как ты смеешь бить маленького барина… (Это слова садовника)
Саша успел вскочить и оправиться.
— Ты меня схватил под силки, — сказал он, — а то бы никогда меня не повалил. Отдай сейчас кольцо, и убирайся.
— Отдай кольцо!
— Погоди, барин, — сказал Степан, — мы сведем его на расправу к приказчику.
17.Троекуров стоит у учительского стола. Трое участников поворачиваютс к нему лицом. (Слайд № 24)
— Ты, повеса, — сказал Троекуров, обратясь к Саше, — за что ты с ним связался?
— Он украл из дупла кольцо, папенька, прикажите отдать кольцо.
— Какое кольцо, из какого дупла?
— Да мне Марья Кириловна… да то кольцо…
Саша смутился, спутался. Кирила Петрович нахмурился — и сказал, качая головою:
— Тут замешалась Марья Кириловна. Признавайся во всем, или так отдеру тебя розгою, что ты и своих не узнаешь..
— Папенька, погодите, я все расскажу. Сестрица Марья Кириловна велела мне сбегать к дубу и положить кольцо в дупло, я и сбегали положил кольцо — а этот скверный мальчик…
Кирила Петрович обратился к скверному мальчику — и спросил его грозно:
— Чей ты?
— Я дворовый человек господ Дубровских, — отвечал рыжий мальчик.
Лицо Кирила Петровича омрачилось.
—А что ты делал в моем саду?
— Малину крал, — отвечал мальчик с большим равнодушием.
— А малина разве растет у меня на дубах?
Мальчик ничего не отвечал.
— Папенька, прикажите ему отдать кольцо, — сказал Саша.
— Молчи, Александр, — отвечал Кирила Петрович, — не забудь, что я собираюсь с тобою разделаться. Ступай в свою комнату.. — Отдай кольцо и ступай домой.
Мальчик разжал кулак и показал, что в его руке не было ничего.
Мальчик не отвечал ни слова и стоял, потупя голову
— Добро, — сказал Кирила Петрович, — запереть его куда-нибудь, да смотреть, чтоб он не убежал — или со всего дома шкуру спущу.
Со середины кабинета убирают стенд.
18. Читает слова девочка, что читала номер 12. (Слайды № 25 -27)
Марья Кириловна ничего не видала, ничего не слыхала, думала об одном, с самого утра она ждала Дубровского, надежда ни на минуту ее не покидала, но когда священник обратился к ней с обычными вопросами, она содрогнулась и обмерла — но еще медлила, еще ожидала; священник, не дождавшись ее ответа, произнес невозвратимые слова.
Обряд был кончен.
19. Видео. «У церкви стояла карета» (Слайд № 28)
20. (Слайд № 29 ) К доске выходят Верейский в черном и Маша Троекурова. Они держатся за руки. Звук выстрела. В кабонет вбегает Дубровский , хочет взять ее за руку, но она жестом не позволяет это сделать. Рыжий мальчик становится сзади князя.
— Вы свободны, — продолжал Дубровский, обращаясь к бледной княгине.
— Нет, — отвечала она. — Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского.
— Что вы говорите, — закричал с отчаяния Дубровский, — нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться…
— Я согласилась, я дала клятву, — возразила она с твердостию, — князь мой муж, прикажите освободить его, и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно. (Слайд № 30)
"А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна".
(Слайд № 31)
21. https://www.youtube.com/watch?v=nstBPfxOMQ8&t=9s Мне не жаль – видео «Дубровский»
(Слайд № 32)
В это время ученик, представляющий Пушкина, занимает место за учительским столом. Кладет на угол цилиндр и перчатки, зажигает свечу, берет в руки перо, начинает писать. И произносит..
Никто не знал, куда он девался. Сначала сумневались в истине сих показаний — приверженность разбойников к атаману была известна. Полагали, что они старались о его спасении. Но последствия их оправдали — грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны. По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу.
22. Ученик произносит с места слова (Слайд № 33)
В сборнике афоризмов «Максимы», составляющих кодекс житейской философии французский писатель Франсуа де Ларошфуко (15.09.1613 — 17.03.1680) утверждает: «Пока люди любят, они прощают».
23. Ученица читает наизусть. (Слайд № 34)
Не менее известно высказывание Махатма Ганди (руководитель национально-освободительного движения Индии), отвергавшего насилие в любой форме. Он говорил: «Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают».
Можно назвать Владимира Дубровского слабым? Нет. Любовь подводит его к христианской заповеди: не отвечай на зло злом, прощай врага своего, не убий. Дубровский сумел сделать самое главное: среди бед, которые ему пришлось пережить, он остался человеком чести. (Слайд № 35, 36)
24. Читает ученик стихотворение под музыку (Слайд № 37)
https://www.youtube.com/watch?v=bN1xpI6f3Vo НЕБО
Сегодня ночью я не спал…(Слайд № 38)
Я повесть Пушкина читал “Дубровский”.
И надо мною дух летал,
Мятежный дух его и звал меня Дубровский…
Твоя мечта, твоя судьба
С Россией венчана была, Дубровский.
И в поле воином одним
Ты был наследный дворянин…
Ты победил, Дубровский.
Любовью месть ты победил
И месть безумием назвал.
Ты прав, виват, Дубровский.
25. Все участники, кроме Пушкина, который все время пишет пером по бумаге, становятся возле доски и читают по куплету под музыку Е.Доги «Мой ласковый и нежный зверь». https://www.youtube.com/watch?v=y6sxD4E-4x8 (Слайд № 39)
Власть пушкинских стихов – на все века. (Слайд № 40)
Власть доброты.
Высоких дум горенье.
Подчас одна лишь краткая строка
Дарует силу нам и вдохновенье.
Порой в одной строке отражены
Раздумья самых разных поколений.
В его стихах –
И лёгкий всплеск волны,
И шум дубрав,
И грозный гул сражений.
Невиданный открыт для них простор.
Летят они свободно, неустанно.
В душе они звучат
Во время всех эпох,
И гений Пушкина нам нужен постоянно
26. Пушкинская свеча (Слайд № 41)
Горит, горит печальная свеча,
И каплет воск с нее, как кровь, горячий.
И притаился вечер, замолчав,
Часы умолкли, – и нельзя иначе.
Ведь Пушкин пишет! Медлит чуть рука,
И пляшут тени на стене неясно.
Он пишет так, что каждая строка —
Как искра, не умеющая гаснуть.
Назло глупцам, лакеям, палачам,
Чтоб тронам царским не было покоя,
Горит, горит мятежная свеча,
Зажженная бессмертною рукою.
И не погаснет в сумрачной ночи
Огонь, хранимый столькими сердцами.
Из каждой искры пушкинской свечи
В людских умах крылато вспыхнет пламя.
И если вдруг из пушкинских начал,
Из строк в глаза прольется море света,
То знайте, так всегда горит свеча —
Частица вечного огня души поэта!
Пушкин становится рядом с одноклассниками возле доски. Свеча гаснет. «Спасибо за внимание!»