Урок ОБЖ в 6 классе.
Тема урока: Способы добывания огня. Типы костров.
Цель: сформировать представления учащихся о различных типах костра.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с различными способами добывания огня ,значении огня для древних людей и типами костров.
Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изучаемый материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.
Воспитательные: воспитывать бережное и ответственное отношение к природе и прививать навыки преодоления трудностей в экстремальных ситуациях.
Тип урока: комбинированный урок с использованием различных форм работы
Оборудование: выставки работ учащихся с макетами и рисунками различных видов временных укрытий( жилищ); рисунки типов костров; слайды по теме; заготовки-бруски для практической работы.
Ход урока.
I.Организационный момент. (3минуты)
Здравствуйте. Сядьте на своих местах удобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: «Когда уроки проходят быстро и интересно?» ( 1 слайд с вопросом, без ответа)
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
Итак, как вы ответили на этот вопрос?
Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.
И мы с вами постараемся сегодня, чтоб наш урок был интересным и запоминающимся. Девизом нашего урока предлагаю слова из мудрой китайской пословицы: ( на доске)
Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму.
Объясните смысл этих слов (ответы учащихся).
Если просто рассказать, человек это может быстро забыть.
Если рассказывать и при этом показывать на иллюстрациях, слайдах, то ученик лучше это запомнит (работает не только слуховая память, но и зрительная).
Если дать попробовать сделать что-либо, ребёнок применит полученные знания на практике ,и впоследствии это пригодится ему в дальнейшей жизни.
На сегодняшнем нашем уроке мы будем и рассказывать, и показывать, рассматривать иллюстрации и пробовать собирать различные типы костров.
II.Этап проверки выполнения домашнего задания.(8 минут)
Учитель: Вспомним, о чём у нас шла речь на прошлых уроках?
Правильно. Мы говорили о видах и постройке временных укрытий как летних, так и зимних, а также укрытий в пустыне. Вы подготовили к сегодняшнему уроку свои макеты, рисунки по теме. Но для того, чтобы понять, как вы усвоили материал по теме: «Устройство временных укрытий», я проведу тестирование.
Перед каждым из вас карточки с тестами. Будьте внимательны при чтении вопросов, в первых 4-х вопросах по 1-му правильному ответу, а 5-м вопросе - из 6-и выберите 3 правильных. Отмечаем правильные ответы прямо в карточке ручкой. Обводите верный ответ кружком, если ошиблись, то зачёркиваем крестиком, а правильный ответ снова обводите кружком. На выполнение работы даётся вам 5 минут. После этого будет самопроверка. Инструкция по выполнению теста прописана у каждого.
Выберите один правильный ответ из четырех (А1-А3)
А1 При устройстве навеса или шалаша крышу следует накрывать:
а) сверху - вниз; б) справа-налево; в) снизу - вверх; г) безразлично как.
А2 Мальчишки из 6-го «А» класса поставили палатку на берегу реки у самой воды, чтобы не ходить далеко за водой. Ночью они проснулись от сырости. Оказалось, что вода в реке поднялась, и палатку затопило. Почему так произошло?
а) Надо было не спать, а следить за состоянием воды в реке. б) Ребята забыли поставить под палатку сваи. в) Палатку поставили слишком близко к воде. г) Палатка должна была быть водонепроницаемой.
А3 Какое укрытие ты сделаешь зимой в тайге при отсутствии костра:
а) Шалаш из еловых веток и жердей. б) Наломаю лапника и сделаю из него постель под елью.
в) Снежную нору г) Снежную пещеру или берлогу
Выберите один правильный ответ из трех (А4)
А4.Во время зимних каникул ребята из 6-го «В» отправились в поход. С наступлением сумерек они стали готовиться к ночлегу. Зная, что укрытие лучше всего делать так, чтобы оно было защищено от ветра, ребята расположили его под навесом скалы. Утром они проснулись в огромном сугробе. Почему это произошло?
а) Ветер изменил направление и их замело. б) Ночью прошел медведь и выбрал себе берлогу по соседству, засыпав палатку. в) На ребят обрушился ком снега, упавший с навеса скалы.
Выберите три правильных ответов из шести (А5)
А5Выберите из предложенных вариантов установленные требования к месту сооружения временного жилища:
а) место должно находиться на берегу реки на уровне воды;
б) место должно находиться на ровной возвышенной продуваемой площадке;
в) место должно находиться среди сухостоя, который можно использовать для костра;
г) возле площадки должен находиться источник воды и достаточно топлива;
д) недалеко от площадки должна быть дорога или наезженная тропа;
е) возле лагеря должна быть площадка (поляна) для подачи сигналов бедствия в случае необходимости.
А теперь возьмём в руки карандаши и проведём самопроверку. Смотрите на слайд и сверяйте свои ответы. Затем свои работы сдаёте мне на проверку.
Ответы к тестам: (2 слайд)
А1- в)
А2 -в)
А3 -в)
А4- в)
А5 - б), г), е)
Критерии оценивания:
« 5»- за 4-5 правильных ответов
« 4»- за 3 правильных ответа
« 3»- за 2 правильных ответа
« 2»- за 1 правильный ответ
Каждый оценивает свою работу сам, объективно и честно. ( Сдача тестовых карточек).
III.Формулирование темы и целей занятия путем создания
проблемной ситуации. ( 3 слайд) (3 минуты)
Продолжим дальше наш урок. Предлагаю вам разгадать загадку, по ответу которой мы определим, о чём у нас сегодня пойдёт разговор на уроке. Послушайте её.
ОН бывает разный –
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой.
Очень добрый, очень злой.
Да, это огонь. (4 слайд с картинкой). Но я пока не могу объявить тему урока, так как все буквы у меня рассыпались. Необходима ваша смекалка, помогите мне их собрать в слова (5 слайд).
СОСПОБЫ НИЯБЫВАДО НЯОГ. ПЫТИ РОВКОСТ.
Правильно. Запишите тему урока в тетрадь.
СПОСОБЫ ДОБЫВАНИЯ ОГНЯ. ТИПЫ КОСТРОВ. ( 6 слайд )
Но тема-это то, о чём мы будем говорить на уроке, а мы должны поставить перед собой цели. Какие? Давайте попробуем их сформулировать. (7 слайд по мере формулирования учащимися целей на экране высвечивается каждая из них).
При затруднении учащихся в формулировании целей можно обратить их внимание снова на тему: какими способами можно добыть огонь. Затем после добывания огня, прежде чем развести костёр, спросить, что нужно сделать, где развести костёр: научиться выбирать место для него. Но потом заострить их внимание, что , когда обращаемся с огнём, о чём нельзя забывать и помнить всегда? Должны соблюдать технику безопасности. Предложить посмотреть на 2-ю часть темы урока. Это и будет 4-й целью: научиться складывать разные типы костров.
- Способы добывания огня.
- Выбор места для костра.
- Соблюдение техники безопасности при разведении костра.
- Типы костров.
Всех этих целей мы должны достигнуть в ходе урока.
IV.Изучение нового материала.(12 минут)
Учитель: А что вы знаете, ребята, из уроков истории о значении огня для древних людей?
Рассказ ученика:
Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. О нём складывали легенды. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее. В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.
Учитель: Итак, вы прослушали сообщение о значении огня в жизни древних людей. И сегодня огонь играет не менее важную роль в жизни. Откройте страницу 70 учебника и прочитайте о значении огня.
-Каково значение огня в наше время?
Обогреться, просушить одежду и обувь, приготовить пищу, подать сигнал спасателям, отпугнуть хищников, почувствовать себя более защищённым, успокоиться. (8 слайд)
Правильно.
-А какой самый простой способ добычи огня сегодня? ( Спички)
-А как быть, если спичек нет? Какие способы добывания огня с помощью подручных средств вы знаете? (9 слайд).
1. С помощью увеличительного стекла, которое можно изготовить из 2-х часовых стёкол, соединённых между собой при помощи глины или лейкопластыря с налитой внутрь водой.
2. Способ получения огня - трением. Необходимо изготовить лук из ствола молодой берёзки или орешника длиной в метр, толщиной 2-3 см и куска верёвки в качестве тетивы. Сверлом может служить 25-30 см сосновая палочка толщиной с карандаш, заострённая с одного конца. Опору делают из сухого полена дерева твёрдой породы: сосна, дуб. Его очищают от коры и высверливают в нём ножом лунку глубиной 1-1,5 см, которую обкладывают легко воспламеняющимся материалом (трутом). Сверло, обернув 1 раз тетивой, вставляют острым концом в лунку, вокруг которой укладывают трут. Затем, прижимая сверло ладонью левой руки, правой быстро двигают лук взад и вперёд перпендикулярно стеклу. Чтобы не повредить ладонь, между нею и сверлом кладут прокладку из куска ткани, коры дерева( бересты). Как только трут затлеет, его надо раздуть и положить растопку, заготовленную заранее.
3. При помощи двух камней твёрдой породы (огнива и кресала). Огонь высекают скользящими ударами одного камня о другой, держа их как можно ближе к труту.
(Обобщение и добавление учителя).
Итак, огонь мы с вами научились добывать. Теперь перед нами задача: разжигание костра. Но прежде, чем разжечь костёр, что нужно сделать?
( Найти место для костра). Верно. А как правильно его подготовить? Как выбирать место? (ответы учащихся). (10 слайд)
Вы же бываете летом на природе с родителями, друзьями. Давайте вспомним об этом.
Откройте страничку 71-ю и прочитайте, добавьте, о чём мы с вами ещё не сказали?
-А если на земле лежит неглубокий снег?
(Обобщение и добавление учителя).
Но вы все хорошо знаете, что с огнём шутить нельзя. Он может стать не только добрым помощником, но и врагом. Какую опасность он представляет? (ответы учащихся).
Верно. А какие правила техники безопасности необходимо соблюдать, чтоб не случилось беды? (11 слайд)
1.Разводить костры вблизи деревянных построек. Оставлять после себя не погашенные костры;
2.Использовать легковоспламеняющиеся жидкости для разжигания костров, оставлять костры без присмотра или доверять их людям, не имеющим опыт присмотра за кострами;
3.Разжигать костры только в отведённых местах;
4.Не поджигать старую траву, тополиный пух и т.д.
(Обобщение и добавление учителя).
А сейчас, ребята, мы сделаем небольшую разминку для глаз.
V.Физкультминутка. (2 мин.)
Упражнение для глаз
П.п. - сидя за партой.
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2 раза.
2. Движения глазными яблоками.
- глаза вправо - вверх.
- глаза влево - вверх.
- глаза вправо - вниз, - глаза влево - вниз.
Повторить 2 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 сек.
3.Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 сек. Ладони на стол. Открыть глаза.
VI.Групповая практическая работа. (10 минут)
Продолжим наш урок. А сейчас, у нас будет интересная групповая практическая работа. А теперь объединяемся по 2 парты, это будет группа из 4-х человек. Мы должны создать 5 групп. В каждой группе выбираете старшего и получаете своё задание. Работаете с учебником, раздаточным материалом и затем 1 представитель от каждой группы выходит к доске, рассказывает и показывает о своём типе костра ( на слайде, на рисунке, наглядно выполняет из брусков макет). Если есть дополнения у других участников группы, подняв руку дополните с места.
Учитель: После выступлений учащихся обращаюсь к слайду и повторяю, обобщаю материал о типах костра. (12 слайд)
Запишите в тетрадь все типы костров.
VII.Телеграмма от учителя литературы.(5 минут)
Но у нас осталась непрочитанной телеграмма от учителя литературы- Елены Васильевны. В конце 5-го класса вы изучили рассказ, где говорится о мальчике, заблудившемся в тайге. Давайте вспомним название его и автора.
(В.П.Астафьев «Васюткино озеро»).
Сейчас я вам её прочитаю.
Текст телеграммы:
Ответьте на следующие вопросы по произведению В.П.Астафьева
« Васюткино озеро»:
- Что помогло выжить заблудившемуся в тайге мальчику?
- Какие трудности ему пришлось преодолеть, чтобы не погибнуть и выйти к людям?
-Можно ли у Васютки чему-нибудь научиться?
Ответы на телеграмму:
1.Васютке помогли выжить и выйти из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение и упорство.
2.Мальчику пришлось преодолеть прежде всего страх и отчаяние, когда он окончательно понял, что заблудился. Он вспомнил, что прежде всего надо развести костёр. Это помогло ему успокоиться. А также дождь, холод, наступление осени.
3. Он знает как определить стороны света, найти по типу леса реку, понять проточный характер озера, выбрать направление выхода из тайги в тундру, предсказать погоду на завтра. Он умеет добывать кедровые орехи, пользоваться затесами, разводить огонь, запастись дровами; подстрелить, разделать и запечь птицу, подготовить ночлег; экономить заряды, хлеб и другое).
И мы с вами, ребята, на последующих уроках будем также изучать материал, касающийся выживания человека в экстремальных ситуациях.
VIII. Домашнее задание (13 слайд) (1 минута)
1.Приготовить макет одного из типов костра.
2. Рисунки с типами костров.
3.Найти дополнительный материал по теме нашего урока, выступить с ним.
4. П. 16, стр.70-78
IX. Итог урока. Рефлексия. (14 слайд) (1 минута)
(использование сигнальных карточек)
1.Понравился ли вам урок?
Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.
2.Довольны ли вы своей работой в течение урока?
Зелёный – да; жёлтый – наполовину; красный – нет.
3.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?
Зелёный – да, жёлтый – наполовину, красный – нет.
4.Какая форма работы вам понравилась больше?
5.Что вызвало затруднения?
X.Игровой материал (загадки, викторина)- если останется время в конце урока(15 слайд).