Урок столярного дела в коррекционной школе.
Тема: «Разметка элементов соединения». 9-й класс
Разделы: Технология.
Класс: 9
Цель:
Способствовать формированию и развитию умений и навыков по разметке элементов соединения УК-4.
Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развитие двигательной сноровки и соразмерности движений).
Способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к чужому и своему труду.
Словарная работа: лицевая сторона бруска, припуск, торец, риски, щечки, полупотемок, глухое гнездо, запиливание шипа.
Ход занятия
1. Организационный момент:
приветствие;
проверка явки учащихся;
проверка готовности учащихся к занятию;
настрой учащихся на работу.
2. Повторение пройденного материала
Тест № 8-7 "УК-4"
1. Соединение царги с ножкой в табуретки называется:
а) концевое на шип с полупотемком несквозной.
б) угловое серединное на шип с полупотемком несквозной.
в) угловое концевое на шип с полупотемком несквозной.
2. При выполнении УК - 4 сначала выполняют:
а) шип.
б) гнездо.
в) запиливание.
3. Долбление глухого гнезда выполняется:
а) долотом.
б) стамеской.
в) сверлом.
4. При долблении гнезда инструмент ставят:
а) вдоль волокон.
б) поперек волокон.
в) под углом к волокнам.
5. Соединение УК-4 усиливают с помощью:
а) гвоздей.
б) шурупов.
в) клея.
3. Изложение учителем нового материала.
1. Разметка шипа.
Для разметки элементов соединения потребуется миллиметровая линейка, угольник, рейсмус и карандаш. Необходимо помнить, что от точности и правильности разметки зависит качество соединения. Поэтому перед работой надо обязательно проверить разметочные инструменты и остро заточить карандаш.
Линейка должна быть металлической с четкими делениями. У угольника контролируют состояние кромок пера: необходимо, чтобы они были ровными, без вмятин, располагались точно под прямым уютом к колодке. У рейсмуса должен быть исправен зажим брусочков, иглы плоско заточены и выступают не более чем на 2 мм. Только после контроля состояния инструментов можно приступать к разметке.
Сначала отмеряют необходимую длину бруска и отпиливают припуск. От торца откладывают по линейке длину шипа и наносят карандашом метку. По угольнику и этой отметке проводят линии на всех четырех сторонах бруска. После этого устанавливают рейсмус на заданный размер (толщина шипа) и проводят риски на двух противоположных сторонах заготовки и торце.
Изготовление шипа:
Запилить шип с внешних сторон линий разметки;
спилить щечки;
разметить полупотемок;
спилить полупотемок.
2. Разметка гнезда.
Для разметки гнезда потребуются миллиметровая линейка, карандаш, угольник и рейсмус. Размечают гнездо по образцу или по чертежу. Сначала по линейке размечают длину гнезда. Затем карандашом по угольнику проводят линии с четырех сторон бруска. После этого один конец рейсмуса устанавливают на толщину щечки гнезда, а другой на расстояние, равное толщине щечки и ширине гнезда. Рейсмусом проводят риски с двух сторон бруска между линиями, проведенными по угольнику. При разметке гнезда и угольник, и рейсмус прижимают только к лицевым сторонам бруска.
Запомните! Угольник и рейсмус прижимают колодкой только к лицевым сторонам бруска.
4. Закрепление знаний учащихся.
Задания.
1. Осмотрите разметочные инструменты и оцените их состояние.
2. Расскажите, в какой последовательности размечают шип.
3. Почему перед работой необходимо осмотреть и проверить разметочные инструменты?
4. К каким сторонам бруска надо прижимать колодку угольника и рейсмуса при разметке? Почему?
5. Физкультминутка.
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
И. п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и. п., 3 поворот головы налево, 4 - и. п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и. п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
6. Практическая работа: Разметка элементов шипового соединения.
Работа выполняется по образцу и чертежу.
Вводный инструктаж учителя:
сообщение названия практической работы;
разъяснение задач практической работы;
ознакомление с объектом труда (образцом);
ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);
предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
инструктаж по технике безопасности.
Самостоятельная работа учащихся.
7. Уборка рабочих мест.
8. Подведение итогов занятия учителем.