Урок-суд по теме « Смысл теории Раскольникова» по роману
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
- Зачем человек рождается на свет… Какова цена человеческой жизни…
- В чем эта истина и где ее искать… Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
- Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести.
- И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы.
- Д.С. Мережковский
- Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова? Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Кто же он – тварь дрожащая или право имеющий… Право убивать…С чем труднее сражаться: со злом внешним или с “врагом” внутри себя? В чём величие человека? Может ли человек быть счастливым на несчастье других?
Сегодня у нас урок по творчеству Ф. М. Достоевского. Он пройдёт в форме суда. Как вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны сегодня реализовать?
Цели урока: понять суть разработанной Раскольниковым теории, мотива преступления и развенчании теории.
Задачи урока: выявить двойственность мотивов, основанных на столкновении двух главных идей «Тварь я дрожащая или право имею», результатом борьбы которых стала идея власти. Сделать вывод, в чём был прав и в чём заблуждался Раскольников. Обсудить наказание, которое несет Раскольников за совершённое преступление.
- Мы обобщим знания по роману «Преступление и наказание», раскроем суть теории Раскольникова и решим, достойна ли она существовать, выясним, какова позиция писателя по отношению к этой теории и попробуем разобраться: Раскольников — страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?
- По мотивам романа неоднократно снимались художественные и мультипликационные фильмы? Ставились спектакли. Каждый режиссер по-своему передавал образ главного героя. На мой взгляд, режиссер Дмитрий Светозаров хорошо раскрыл образ Раскольникова, а сам артист, снявшийся в фильме, постарался передать все переживания, мысли, эмоции, чувства главного героя.
- Раскольников совершил уже убийство или нет?
- Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же - убийство.
- Что такое преступление? И что есть наказание для убийцы?
- Что есть преступление Раскольникова?
- И что есть его наказание?
- Сегодня определите вы сами.
- Каким компонентом в композиции романа является сцена убийства?
- Но перед тем, как решится на подобный шаг главный герой испытал на себе колоссальное давление. Давление это происходило с внешней стороны и с внутренней. Поэтому, чтобы приступить к основному этапу урока, мы должны актуализировать свои знания, ответив для себя, на два вопроса.
1. Какую роль играет Петербург в романе?
- 1. Часть 1 глава 1
- 2. Часть 1 глава 6
- 3. Часть 6 глава 3
2. Можем ли мы поступки Раскольникова разделить на хорошие и плохие?
Таблица
Отрицательные поступки
Положительные поступки
1.Разработал зловещую теорию
1.Пожалел Мармеладовых
2.Презирает суд Божий и людской
3.Убил
2.Спас пьяную девушку
4.Не раскаялся
3.Не выдержал, что допустил кровь по совести
5.Спокоен, когда находят мнимого убийцу
4.Любит мать и Дуню
6.Нервничает, не хочет защищаться на суде
5.Отношение к товарищу- студенту и его отцу
6.Отдает нуждающимся последние деньги
- Мы выяснили для себя ответы на эти два вопроса.
- Но самые главные, самые трудные – непосильные – вопросы поднимает Достоевский в своем творчестве.
- Писатель учит нас (в этом злободневность, современность и ценность романа), что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков. Роман Достоевского — это роман - предупреждение о том, что дело добра нельзя вести злом. Право быть человеком несовместимо с правом встать над людьми. Стремление насильно сделать людей счастливыми влечет кровь и жертвы миллионов.
- Раскольников совершил преступление, а каково же будет его наказание?
- Сегодня мы переберём одну за другой все подробности той обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать своё положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь. А потом спросим себя: оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора, и в его ли власти было прийти или не прийти к тому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба.
Родион Романович Раскольников
Я – я хотел себя проверить, кто я: «тварь дрожащая» или право имею.
Порфирий Петрович – следователь, правовед
Ведь я убил глупую, бессмысленную, ничтожную, злую старушонку.
Да, я не старуху убил, я себя убил.
Доктор Зосимов
Прасковья Павловна Зарницына хозяйка квартиры, которую снимал Раскольников
Авдотья Романовна Раскольникова
Разумихин Дмитрий Прокопьевич
Мармеладова Софья Семеновна
Петр Петрович Лужин
Аркадий Иванович Свидригайлов
Созревание преступной идеи - уже преступление. Он выбирает убийство
Я - подлец! Я признаю свою ошибку и готов понести любое наказание.
Достоевский – психолог человеческой жизни. «По силе изобразительности талант Достоевского равен, может быть только, таланту Шекспира», — писал Горький. Самые главные, самые трудные вопросы поднимает он в своем творчестве, недаром он является одним из читаемых авторов нашего времени и не только у нас в стране, но и в зарубежных странах. Прочитанный вами роман заставил задуматься над многими вопросами, подчеркнул, какие ценности жизни главные; заставил вспомнить Божии заповеди, главная из которых «не убий!».
Какие перед нами стояли задачи?
Задачи: выявить двойственность мотивов, основанных на столкновении двух главных идей «Тварь я дрожащая или право имею», результатом борьбы которых стала идея власти. Сделать вывод, в чём был прав и в чём заблуждался Раскольников. Обсудить наказание, которое несет Раскольников за совершённое преступление.
Удалось ли нам это выяснить? Оправдана ли теория Раскольникова? В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников?
Как вы думаете, о чем стремился предупредить своих читателей Достоевский?
Что напоминает теория Раскольникова?
Продолжите предложение:
- К Раскольникову я отношусь ...
- Теория «сильной личности» в наше время ...
- Роман «Преступление и наказание» помог мне…
- На сегодняшнем уроке …
- Домашнее задание
- Напишите письмо Родиону Раскольникову, который отправлен на каторгу, где постарайтесь выразить свои чувства к нему, к его поступку. Но не забывайте, что он уже понес наказание и раскаялся в своем преступлении, будьте сострадательны и милосердны в своих словах.