СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-суд по теме «Смысл теории Раскольникова» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока

Просмотр содержимого документа
«Урок-суд по теме «Смысл теории Раскольникова» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».»

Урок-суд по теме « Смысл теории Раскольникова»  по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Урок-суд по теме « Смысл теории Раскольникова» по роману

Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Зачем человек рождается на свет… Какова цена человеческой жизни… В чем эта истина и где ее искать… Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
  • Зачем человек рождается на свет… Какова цена человеческой жизни…
  • В чем эта истина и где ее искать… Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы. Д.С. Мережковский
  • Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести.
  • И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы.
  • Д.С. Мережковский
Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова? Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Кто же он – тварь дрожащая или право имеющий… Право убивать…С чем труднее сражаться: со злом внешним или с “врагом” внутри себя? В чём величие человека? Может ли человек быть счастливым на несчастье других?
  • Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова? Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Кто же он – тварь дрожащая или право имеющий… Право убивать…С чем труднее сражаться: со злом внешним или с “врагом” внутри себя? В чём величие человека? Может ли человек быть счастливым на несчастье других?
Сегодня у нас урок по творчеству Ф. М. Достоевского. Он пройдёт в форме суда. Как вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны сегодня реализовать?   Цели урока: понять суть разработанной Раскольниковым теории, мотива преступления и развенчании теории. Задачи урока: выявить двойственность мотивов, основанных на столкновении двух главных идей «Тварь я дрожащая или право имею», результатом борьбы которых стала идея власти. Сделать вывод, в чём был прав и в чём заблуждался Раскольников. Обсудить наказание, которое несет Раскольников за совершённое преступление.

Сегодня у нас урок по творчеству Ф. М. Достоевского. Он пройдёт в форме суда. Как вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны сегодня реализовать?

Цели урока: понять суть разработанной Раскольниковым теории, мотива преступления и развенчании теории.

Задачи урока: выявить двойственность мотивов, основанных на столкновении двух главных идей «Тварь я дрожащая или право имею», результатом борьбы которых стала идея власти. Сделать вывод, в чём был прав и в чём заблуждался Раскольников. Обсудить наказание, которое несет Раскольников за совершённое преступление.

Мы обобщим знания по роману «Преступление и наказание», раскроем суть теории Раскольникова и решим, достойна ли она существовать, выясним, какова позиция писателя по отношению к этой теории и попробуем разобраться: Раскольников — страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?
  • Мы обобщим знания по роману «Преступление и наказание», раскроем суть теории Раскольникова и решим, достойна ли она существовать, выясним, какова позиция писателя по отношению к этой теории и попробуем разобраться: Раскольников — страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?
 По мотивам романа неоднократно снимались художественные и мультипликационные фильмы? Ставились спектакли. Каждый режиссер по-своему передавал образ главного героя. На мой взгляд, режиссер Дмитрий Светозаров хорошо раскрыл образ Раскольникова, а сам артист, снявшийся в фильме, постарался передать все переживания, мысли, эмоции, чувства главного героя.
  • По мотивам романа неоднократно снимались художественные и мультипликационные фильмы? Ставились спектакли. Каждый режиссер по-своему передавал образ главного героя. На мой взгляд, режиссер Дмитрий Светозаров хорошо раскрыл образ Раскольникова, а сам артист, снявшийся в фильме, постарался передать все переживания, мысли, эмоции, чувства главного героя.
 Раскольников совершил уже убийство или нет?
  • Раскольников совершил уже убийство или нет?
 Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же - убийство. Что такое преступление? И что есть наказание для убийцы? Что есть преступление Раскольникова? И что есть его наказание?  Сегодня определите вы сами.
  • Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же - убийство.
  • Что такое преступление? И что есть наказание для убийцы?
  • Что есть преступление Раскольникова?
  • И что есть его наказание?
  • Сегодня определите вы сами.
Каким компонентом в композиции романа является сцена убийства?
  • Каким компонентом в композиции романа является сцена убийства?
Но перед тем, как решится на подобный шаг главный герой испытал на себе колоссальное давление. Давление это происходило с внешней стороны и с внутренней. Поэтому, чтобы приступить к основному этапу урока, мы должны актуализировать свои знания, ответив для себя, на два вопроса.
  • Но перед тем, как решится на подобный шаг главный герой испытал на себе колоссальное давление. Давление это происходило с внешней стороны и с внутренней. Поэтому, чтобы приступить к основному этапу урока, мы должны актуализировать свои знания, ответив для себя, на два вопроса.
1. Какую роль играет Петербург в романе? 1. Часть 1 глава 1 2. Часть 1 глава 6 3. Часть 6 глава 3

1. Какую роль играет Петербург в романе?

  • 1. Часть 1 глава 1
  • 2. Часть 1 глава 6
  • 3. Часть 6 глава 3
2. Можем ли мы поступки Раскольникова разделить на хорошие и плохие? Таблица Отрицательные поступки Положительные поступки 1.Разработал зловещую теорию 1.Пожалел Мармеладовых 2.Презирает суд Божий и людской 3.Убил 2.Спас пьяную девушку 4.Не раскаялся 3.Не выдержал, что допустил кровь по совести 5.Спокоен, когда находят мнимого убийцу 4.Любит мать и Дуню 6.Нервничает, не хочет защищаться на суде 5.Отношение к товарищу- студенту и его отцу 6.Отдает нуждающимся последние деньги

2. Можем ли мы поступки Раскольникова разделить на хорошие и плохие?

Таблица

Отрицательные поступки

Положительные поступки

1.Разработал зловещую теорию

1.Пожалел Мармеладовых

2.Презирает суд Божий и людской

3.Убил

2.Спас пьяную девушку

4.Не раскаялся

3.Не выдержал, что допустил кровь по совести

5.Спокоен, когда находят мнимого убийцу

4.Любит мать и Дуню

6.Нервничает, не хочет защищаться на суде

5.Отношение к товарищу- студенту и его отцу

6.Отдает нуждающимся последние деньги

Мы выяснили для себя ответы на эти два вопроса. Но самые главные, самые трудные – непосильные – вопросы поднимает Достоевский в своем творчестве. Писатель учит нас (в этом злободневность, современность и ценность романа), что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков. Роман Достоевского — это роман - предупреждение о том, что дело добра нельзя вести злом. Право быть человеком несовместимо с правом встать над людьми. Стремление насильно сделать людей счастливыми влечет кровь и жертвы миллионов.
  • Мы выяснили для себя ответы на эти два вопроса.
  • Но самые главные, самые трудные – непосильные – вопросы поднимает Достоевский в своем творчестве.
  • Писатель учит нас (в этом злободневность, современность и ценность романа), что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков. Роман Достоевского — это роман - предупреждение о том, что дело добра нельзя вести злом. Право быть человеком несовместимо с правом встать над людьми. Стремление насильно сделать людей счастливыми влечет кровь и жертвы миллионов.
 Раскольников совершил преступление, а каково же будет его наказание? Сегодня мы переберём одну за другой все подробности той обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать своё положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь. А потом спросим себя: оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора, и в его ли власти было прийти или не прийти к тому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба.
  • Раскольников совершил преступление, а каково же будет его наказание?
  • Сегодня мы переберём одну за другой все подробности той обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать своё положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь. А потом спросим себя: оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора, и в его ли власти было прийти или не прийти к тому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба.
Родион  Романович  Раскольников

Родион Романович Раскольников

Я – я хотел себя проверить, кто я: «тварь дрожащая» или право имею.

Я – я хотел себя проверить, кто я: «тварь дрожащая» или право имею.

Порфирий Петрович – следователь, правовед

Порфирий Петрович – следователь, правовед

Ведь я убил глупую, бессмысленную, ничтожную, злую старушонку.

Ведь я убил глупую, бессмысленную, ничтожную, злую старушонку.

Да, я не старуху убил, я себя убил.

Да, я не старуху убил, я себя убил.

Доктор Зосимов

Доктор Зосимов

Прасковья  Павловна  Зарницына  хозяйка квартиры, которую снимал Раскольников

Прасковья Павловна Зарницына хозяйка квартиры, которую снимал Раскольников

Авдотья  Романовна  Раскольникова

Авдотья Романовна Раскольникова

Разумихин  Дмитрий Прокопьевич

Разумихин Дмитрий Прокопьевич

Мармеладова  Софья  Семеновна

Мармеладова Софья Семеновна

Петр  Петрович  Лужин

Петр Петрович Лужин

Аркадий  Иванович Свидригайлов

Аркадий Иванович Свидригайлов

Созревание преступной идеи - уже преступление.   Он выбирает убийство

Созревание преступной идеи - уже преступление. Он выбирает убийство

Я - подлец!  Я признаю свою ошибку и готов понести любое наказание.

Я - подлец! Я признаю свою ошибку и готов понести любое наказание.

Достоевский – психолог человеческой жизни. «По силе изобразительности талант Достоевского равен, может быть только, таланту Шекспира», — писал Горький. Самые главные, самые трудные вопросы поднимает он в своем творчестве, недаром он является одним из читаемых авторов нашего времени и не только у нас в стране, но и в зарубежных странах. Прочитанный вами роман заставил задуматься над многими вопросами, подчеркнул, какие ценности жизни главные; заставил вспомнить Божии заповеди, главная из которых «не убий!».

Достоевский – психолог человеческой жизни. «По силе изобразительности талант Достоевского равен, может быть только, таланту Шекспира», — писал Горький. Самые главные, самые трудные вопросы поднимает он в своем творчестве, недаром он является одним из читаемых авторов нашего времени и не только у нас в стране, но и в зарубежных странах. Прочитанный вами роман заставил задуматься над многими вопросами, подчеркнул, какие ценности жизни главные; заставил вспомнить Божии заповеди, главная из которых «не убий!».

Какие перед нами стояли задачи? Задачи: выявить двойственность мотивов, основанных на столкновении двух главных идей «Тварь я дрожащая или право имею», результатом борьбы которых стала идея власти. Сделать вывод, в чём был прав и в чём заблуждался Раскольников. Обсудить наказание, которое несет Раскольников за совершённое преступление. Удалось ли нам это выяснить? Оправдана ли теория Раскольникова? В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников? Как вы думаете, о чем стремился предупредить своих читателей Достоевский? Что напоминает теория Раскольникова?

Какие перед нами стояли задачи?

Задачи: выявить двойственность мотивов, основанных на столкновении двух главных идей «Тварь я дрожащая или право имею», результатом борьбы которых стала идея власти. Сделать вывод, в чём был прав и в чём заблуждался Раскольников. Обсудить наказание, которое несет Раскольников за совершённое преступление.

Удалось ли нам это выяснить? Оправдана ли теория Раскольникова? В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников?

Как вы думаете, о чем стремился предупредить своих читателей Достоевский?

Что напоминает теория Раскольникова?

Продолжите предложение: - К Раскольникову я отношусь ... - Теория «сильной личности» в наше время ... Роман «Преступление и наказание» помог мне… На сегодняшнем уроке …

Продолжите предложение:

- К Раскольникову я отношусь ...

- Теория «сильной личности» в наше время ...

  • Роман «Преступление и наказание» помог мне…
  • На сегодняшнем уроке …
 Домашнее задание Напишите письмо Родиону Раскольникову, который отправлен на каторгу, где постарайтесь выразить свои чувства к нему, к его поступку. Но не забывайте, что он уже понес наказание и раскаялся в своем преступлении, будьте сострадательны и милосердны в своих словах.
  • Домашнее задание
  • Напишите письмо Родиону Раскольникову, который отправлен на каторгу, где постарайтесь выразить свои чувства к нему, к его поступку. Но не забывайте, что он уже понес наказание и раскаялся в своем преступлении, будьте сострадательны и милосердны в своих словах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!