СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок « Свойства воды. Испарение и конденсация»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок « Свойства воды. Испарение и конденсация»»

Пропевдический курс естествознания по учебнику для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Г. Хрипковой.

Урок по естествознанию в 6 классе по теме « Гидросфера»



Урок « Свойства воды. Испарение и конденсация»

Цели:

-углублять знания о природу за счет познания ее свойств.

-пробуждать интерес к к познанию природы.

-развивать умения самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи объяснять явления и процессы.

Задачи:

-обеспечить понимание обучающимися воды, как постоянно изменяющегося вещества природы, преходящего из одного состояния в другое, в зависимости от условий.

-влияние температуры на свойства воды.

Ход урока.

Вступление.

Какую оболочку Земли мы изучаем? Поможет нам дальнейшему изучению гидросферы стих. Дитриха « Капелька»

Спросил на днях

Малыш – сосед

У струйки, льющейся из крана

- откуда ты?

Вода в ответ

-Издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу

Росой искрилася поляна

- откуда ты? – спросил росу

- поверь и я из океана.

Ты газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

Донесся шепот:

-Знай малыш

И я пришла из океана.

На поле лег туман густой,

Малыш спросил и у тумана

Откуда ты, ты кто такой

-И я дружок из океана.

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке и в росинке,

И в дождинке и в росинке

Нам откликнется всегда - океанская вода.



Наверное, вы не согласитесь с автором и докажите с помощью теста, что гидросфера имеет другой состав.

Тест

  1. Что входит в понятие гидросфера

А) океаны и моря

Б) реки, озера, водохранилища

В) ледники

Г) ледники

Д) все перечисленное



2.В каких состояниях существует вода в природе?

А) жидком

Б) твердом

В) газообразном

Г) во всех состояниях

3.В каком состоянии воды в природе больше?

А) твердом

Б) жидком

В) газообразном

4. Назовите материк, который омывается 4 океанами

А) Евразия

Б) Африка

В) Австралия

Г) Сев. Америка

Д) Южная Америка

5. Почему пресная вода на Земле не иссякает?

А) существуют моря и океаны

Б) реки и озера

В) ледники

Г) подземные воды

Д) круговорот воды в природе

Сегодня на уроке мы должны изучить удивительные свойства воды и научно объяснить смысл поговорки « Вода камень точит»

С горы сбегая без труда, она гремит как гром

В морозный день она тверда, руби хоть топором

Нагрей ее и к небесам она взлетит тогда

Теперь ты мне ответишь сам, зовут ее вода

Итак, вы уже знаете, вода бывает в 3 состояниях: жидком, твердом, газообразном.

Как можно перевести воду из одного состояния в другое ( изменить температуру). Докажем на опыте. ( расстопить лед). Этот процесс мы часто наблюдаем в природе, где ? Но среди всех свойств есть одно, самое необычное. Его можно обнаружить, если провести следующий опыт.

Вода при длительном нагревании закипает. Температуру, при которой она кипит, называют температурой кипения. Обычно эта температура – 100 градусов. Но кипение может происходить и при другой температуре, это зависит от атмосферного давления. При нагревании поднимается пар, это испарение – превращение жидкой воды в газообразную. Испарение происходит при любой температуре. Летом - лужи, зимой – сохнет бельё.

В природе широко распространен и другой процесс - превращение водяного пара в воду, который называется – конденсация. Роса. Облака.



Если температура воздуха достаточно низкая, то капельки воды замерзают, выпадает снег, град.

Значительная часть воды с поверхности суши испаряется растениями. Одно растение капусты испаряет за сутки- 1 литр воды, береза- 60 л., дуб -50л. Испарение воды с поверхности листа имеет большое значение для жизнедеятельности растения. Охлаждение растения, защищает их от перегрева. При этом температура на поверхности листьев понижается. Однако, чрезмерное испарение вызывает увядание, а иногда и гибель растения. Вот почему у растений возникло приспособление – устьица – мелкие отверстия, они очень малы. Кончик иглы кажется гигантом. На 1 мм листа их несколько сотен до тысячи. Испарение зависит не только от температуры, но и от времени суток. Днем растения испаряют достаточно много воды, ночью мало, в тени меньше, чем на солнце. Как вы думаете, чтобы цветы лучше сохраняли свежий вид, их срезают вечером или днем?

Итак, назовите удивительные свойства воды?

  1. Три состояния

  2. При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается до +4

  3. Испарение

  4. Конденсация

  5. Бессмертие из-за круговорота

Закрепление: диктант

Вода прозрачна, бесцветна, текуча. При охлаждении переходит из жидкого состояния в твердое. При нагревании выше 4 градусов можно обнаружить ее расширение. Температура кипения 100 градусов, замерзания 0. Облака образуются в результате испарения и конденсации. При испарении воды растения не перегреваются и имеют для этого устьица.

Итог. Ответ на вопрос Вода камень точит из-за свойств воды. При замерзании расширяется, разрушает камень.

Где и когда еще мы говорим эти слова в переносном смысле? ( упорный человек)

Домашнее задание.

П.35, составить сказку « Возница природы»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!