Технология 3 класс. Кафе «Кулинарная сказка». Изделие: весы.
Цели деятельности педагога | Познакомить учащихся с понятиями «рецепт» и «ингредиенты», их применением в жизни человека, с ролью весов в жизни человека, вариантами взвешивания продуктов; учить использовать таблицу мер веса продуктов в граммах; развивать навыки выполнения чертежей, навыки конструирования, творческую инициативу; воспитывать интерес к предмету |
методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Основные понятия и термины | Рецепт, порция, ингредиенты, повар, официант |
Оборудование | учебник копировальная бумага, карандаш, цветная бумага, картон; два спичечных коробка, шило или декоративная кнопка, палочка от мороженого; нитки, скрепка, зубочистка, ножницы |
Планируемые образовательные результаты | Предметные умения: узнают о сути понятий: «рецепт», «порция», «ингредиенты», «повар», «официант»; научатся использовать таблицу мер веса продуктов в граммах, самостоятельно составлять план работы над изделием, собирать конструкцию из бумаги. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся формулировать проблему; самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (украшение поделки); регулятивные – научатся определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы; коммуникативные – овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Подготовка к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Мы с вами надолго задержались на остановке «Ателье мод». Сегодня наше путешествие по городу продолжится, и мы посетим остановку «Кафе “Кулинарная сказка”» | Осуществляют подготовку к уроку. Слушают учителя, от-вечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Организация рабочего места. Устные ответы |
II. Изучение нового материала | Беседа «Кафе. Профессии людей, работающих в кафе». | – Прочитайте в учебнике (с. 63) диалог Ани и Ванио кафе. Организует беседу по вопросам: – Бывали ли вы когда-нибудь в кафе? – Что вы там делали? – Какие правила поведения вы соблюдали в кафе? – Кто вас обслуживал? – Как вы выбирали блюда? Кто вам помогал? – Что такое меню? | Участвуют в коллективной беседе; работают с учебником, анализируют информацию; слушают учителя; | Фронтальная | Личностные: сориентированы на уважительное отношение к людям, работающим на предприятиях общественного питания. Познавательные: осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации. | Устные ответы |
| Работа с учебником (с. 63, 65) | – Люди каких профессий работают в кафе? – Что делает повар (кулинар)? – Что делает официант? – Сравните высказанные вами предположения с определениями, данными в учебнике | составляют рассказ о профессиональных обязанностях повара и официанта, используя свой собственный опыт | | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, задают вопросы, находят и формулируют ответы на вопросы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |
Сообщение теоретических сведений «Рецепт, ингредиенты, порция». Работа с учебником (с. 63) | Организует работу по учебнику. – Впечатление от посещения кафе зависит не только от приятной обстановки, но и от еды, поданной вам. Если вам не понравилось какое-либо блюдо, вряд ли вы еще раз придете в это место. Поэтому от работы повара зависит очень многое. Каждый повар хранит в своей памяти много рецептов. Иногда он сам придумывает рецепты новых блюд. – Что же такое рецепт? Начинается рецепт с перечисления продуктов, из которых готовится блюдо. Этот набор продуктов называют ингредиентами. Количество продуктов зависит от того, сколько порций будет готовить повар. – Прочитайте в учебнике, что рассказывает Аня об этих терминах | Слушают учителя; работают с учебником, анализируют информацию; дают определение терминов, используя свой собственный опыт | Фронтальная | Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: умеют осуществлять поиск нужной информации в разных источниках, анализировать информацию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
| Практическое задание (учебник, с. 65– 66) | Заслушивает ответы учащихся, организует работу с учебником (с. 65–66)– Выполните задание в рабочей тетради «Кухонные ин- струменты и принадлежности» с опорой на иллюстрации в учебнике. – Расскажите о технологических операциях, которые выполняются с их помощью | Анализируют информацию; работают по учебнику, отвечают на вопросы, делают выводы | Групповая | Познавательные: осознанно читают тексты; рассматривают рисунки с целью освоения и ис- пользования информации. Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации | Устные ответы |
Работа с учебником (с. 64) | – Для того, чтобы блюдо каждый раз получалось вкусным, нужно строго соблюдать рецептуру, то есть точно отмерять количество продуктов. С помощью чего это делают? – А если дома нет весов, а так хочется испечь пирог по новому рецепту? А в рецепте написано: взять 600 г муки, 150 г сахара и т. д. Что делать? – Оказывается, можно воспользоваться мерными емкостями. – Посмотрите таблицу в учебнике. Какие емкости используются в качестве мер веса продуктов? с помощью мерной емкости отмеривает продукт, а затем взвешивает, проверяя вес | Слушают учителя, анализируют ин- формацию; используют таблицу мер веса продуктов, определяют массу продуктов; наблюдают, делают выводы | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: умеют осознанно и произвольно высказываться в уст- ной форме о способах определения веса продуктов. Коммуникативные: обмениваются мнениями, вступают в диалог; находят ответы на вопросы и правильно формулируют их | Устные ответы |
| Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | Выполнение упражнений |
III. твор- ческая практическая деятельность | Организация рабочего места | Проверка организации рабочего места | Организуют свое рабочее место | Индивидуаль- ная | Познавательные: умеют организовать творческое пространство; знают о гигиене учебного труда. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью | Устные ответы |
Беседа «Что мы будем делать?». Работа с учебником (с. 67). | – И все-таки в каждом доме желательно иметь весы. Вот их-то вы и изготовите сегодня, используя подручные материалы. – Знаете ли вы, какие бывают весы? (Напольные, подвесные, настольные и т. п.) Помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием, способ разметки, способ кроя, способ сборки изделия и его оформления. Организует изучение плана работы над изделием по учебнику | Анализируют информацию, слушают учителя, отвечают на вопрос; проговаривают последовательность работы; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы | Фронтальная | Коммуникативные: умеют строить понятные для партнера высказывания, слушать и слышать учителя и одноклассников. Познавательные: умеют формулировать проблему; самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (украшение поделки). Регулятивные: составляют последовательность работы над изделием | Устные ответы |
Практическое задание | Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. – Выполните поделку изделия «Весы» и его отделку | Выполняют задание | Индивидуальная | Познавательные: умеют самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера | Выполнение изделия «Весы» |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ учащихся | В процессе просмотра работ учитель организует их обсуждение, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям: аккуратность, оригинальность и т. д. | Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Обобщение сведений, оценивание результатов работы | Организует беседу по вопросам: – что нового вы узнали на уроке? – возникали ли у вас в процессе работы затруднения? – как вы оцениваете свою работу на уроке? – какое у вас настроение? – Довольны ли вы выполненной работой? | Слушают учителя | Фронтальная | Устные ответы |
Домашнее задание | Объясняет задание: – На следующем уроке мы будем готовить блюдо. Для этого необходимо знать правила поведения при приготовлении пищи. Внимательно прочитайте вместе с родителями текст на странице 68 учебника. Попросите родителей объяснить те правила, которые вам непонятны. – Принесите на следующий урок ингредиенты для приготовления фруктового завтрака: консервированные фрукты, апельсин или мандарин, банан, орехи или цукаты, йогурт; кухонные принадлежности: разделочную доску, большой стакан, 4 миски, нож и ложку | Слушают учителя | Индивидуальная | |