Проваленова Ольга Анатольевна
Учитель изобразительного искусства и художественного труда школы №38 г.Орла
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока изобразительного искусства
и художественного труда
на тему:
«Деревянное зодчество Руси»
Длительность: 80 минут (2 урока)
Возраст учащихся: 14 лет (8 класс)
Авторская программа «Художественный труд» для школ с углубленным изучением предметов эстетического профиля (5-9 классы).
План-конспект уроков художественного труда (2 урока) в
8 классе.
Тема уроков: «Деревянное зодчество Руси».
Цель урока:
Содержание задания: Создание сюжетной композиции «Архитектурные пейзажи Руси» в технике аппликации из соломки.
Задачи уроков:
1.Формирование знаний о Древнерусской архитектуре. Повторение терминов и понятий, касающихся народного жилища.
Развитие творческих способностей в создании сюжетной композиции.
Развитие навыков работы в технике аппликации соломкой.
Воспитание любви и бережного отношения к народной культуре и народному искусству.
Оборудование уроков
- для учителя: илл. сказок И.Я.Билибина «Перышко Финиста Ясна-Сокола» и «Белая уточка»; репродукция с картины Рябушкина «Свадебный поезд в Москве», картины И.И.Шишкина «Рожь»; фотографии музея-заповедника Кижи; изображение русской избы; различные изображения русских теремов и других памятников деревянного зодчества; таблица с пояснениями элементов избы; творческие работы учащихся в технике аппликации соломкой; стихотворения С.Есенина, В.Брюсова, А.Пришельца, В.Суховского.
(Данный урок можно провести с использованием мультимедийных технологий).
- для учащихся: бумага белая, карандаш, ластик, бумага копировальная, калька, основа (покрытая черной краской), резак, ножницы, клей ПВА, соломка.
Тип уроков: комбинированный.
План урока №1.
Оргмомент. Сообщение темы урока – 1-2мин.
Повторение знаний о русской избе, полученных на уроках изобразительного искусства в 7 классе (экспресс-опрос, сообщение учащегося) - 10мин.
Сообщение нового материала учителем о русском деревянном зодчестве, об отличительных особенностях терема, дворца – 5мин.
Самостоятельная работа учащихся над эскизом композиции «Архитектурные пейзажи Руси» - 20мин.
Подведение итогов урока – 3-4мин.
План урока №2.
Оргмомент. Пояснения учителем задач данного урока – 1-2мин.
Историческая справка о материале – 5мин.
Знакомство с техникой аппликации соломкой. Порядок работы над аппликацией – 7мин.
Самостоятельная работа учащихся над сюжетной композицией «Архитектурные пейзажи Руси» - 20-25мин.
Подведение итогов урока – 2-4мин.
Словарь терминов.
Сруб – часть здания, состоящая из четырех или более стен венчатой конструкции.
Венец – четыре, соединенных друг с другом вырубленными выемками бревна.
Клеть – крытый прямоугольный деревянный сруб с дверью, окнами, полом.
Подклет (подклеть) – нижний этаж, обычно хозяйственного назначения.
Повальные бревна – 3-4 верхние бревна продольных стен, выдвинутые вперед для поддержки свеса крыщи.
Переводы – бревна, положенные на продольные стены для настила пола.
Матицы – бревна, положенные на продольные стены для настила потолка.
Самцы – фронтоны треугольной формы из постепенно укорачивающихся бревен.
Курицы – короткие и нетолстые стволы елей с одним отогнутым в сторону корнем для укладки бревна с желобом для водостока.
Охлупень (конек) – тяжелое бревно, имеющее в нижней части паз. Закрывает сверху стыки тесовой крыши.
Чело (лоб, фронтон) – верхняя часть здания под кровлей.
Лобовая доска – резная доска, закрывающая переход бревен стены к доскам фронтона.
Причелина – доска, идущая по свесу, закрывающая наружные концы продольных слег.
Полотенце – короткая резная доска, закрывающая стык причелин.
Ввоз – наклонный бревенчатый помост.
Гульбище – крытая галерея, обходящая здание с нескольких сторон.
Красное окно – окно со ставнями на фасадной стене избы.
Волоковые окна – маленькие окошки без ставен, закрывающиеся (заволакивающиеся) изнутри доской.
Ход урока №1.
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Тема нашего урока «Деревянное зодчество Руси». Цель нашего урока – вспомнить знания данные вам на уроках изобразительного искусства о народном жилище, получить новые сведения о строительстве архитектурных сооружений Древней Руси, эмоционально проникнуть в мир деревянного зодчества и отобразить все свои впечатления от урока в своих творческих работах.
Для того, чтобы повторить уже известные сведения, давайте выясним, что входит в понятие нашей темы урока.
Ответы: - Основным строительным материалом на Руси было дерево.
- Из длинных круглых бревен топором и долотом плотники рубили избы и дворцы, храмы и крепости с башнями.
Учитель: Древний зодчий возводил храм или строил избу по своему разумению, «как мера и красота скажут», опираясь на опыт строительного искусства, который передавался из поколения в поколение, от отца к сыну. Доведенные до совершенства приемы плотницкого мастерства, практическая сметка, художественный вкус и изобретательность мастеров придавали строениям архитектурный облик, хоть и создавались эти шедевры с помощью топора и долота и без единого гвоздя.
В руках тесло –
Что в воде весло;
И комар у нас
Нос не сунет в паз.
Дивно, словно сном,
Срубы рубятся;
Вишь, бревно с бревном
Как голубятся!
Эх, ладонь моя –
На бугре бугор;
Дом поставил я
На крутой угор,
Чтобы глянул в дол –
И восторг объял,
Чтоб восход зашел
И закат гулял
В.Суховский
- Как и любое другое ремесло, строительное дело требовало больших знаний, опыта и таланта, но плотничать в давние времена умел каждый мужчина. Ведь избу для своей семьи он должен был поставить сам.
(Учитель показывает изображение крестьянской избы с названием элементов, макеты деревянных зданий, сделанные учашимися из спичек на уроках художественного труда и читает отрывки из произведений)
…Струганные стены, струганный пол, струганный потолок. Шум берез над окнами.
Старые давние липы да ели сошлись в эту избу и живут здесь уже полвека другой. Тихой и замкнутой жизнью, без шелеста хвои, без гула напряженных солнечных листьев, без холодного хода по телу весеннего сладкого сока.
Ю.Курганов
…Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная мощь.
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
С. Есенин
Учитель: Ребята, обратите внимание на то, что все представленные деревянные архитектурные сооружения очень разные, но в каждом из них есть одинаковая основа, от которой отталкивался любой плотник, начиная строительство.
Сообщение учащегося о традиционной форме народного жилища – русской избе и последовательности ее строительства. Школьник сопровождает рассказ указанием элементов избы и терминов, которыми располагаются в таблице на доске. Заканчивая свое сообщение тем, что причелины, полотенца, лобовые доски, наличники, ставни обильно украшались резным орнаментом.
Учитель: Ребята, скажите, а украшались жилища людей резьбой изначально для чего?
Ответы: - Корни зарождения домовой резьбы уходят глубоко в языческое время, когда люди защищали себя и свое жилище системой знаковых оберегов.
- Украшая избу и одежду орнаментом, люди спасались от злых духов и привлекали к себе положительную энергию.
- Различными знаками – круг, квадрат, ромб, конь - обозначалось солнце, которое считалось божеством. Например, изображение солнечных знаков на крыше избы как бы делало жилище теплее в эмоциональном и физическом смысле.
Учитель: Правильно. В подтверждение ответов послушайте стихотворение Б.Дубровина «Солнце»: Ты лучами к полям прикасалось
Улыбалось веселым огнем.
Ты
И кругом,
И ромбом казалось,
Представлялось ты даже конем.
…Теплоту неизменно дарило
И надеждою каждой избы
Ты лицом человека,
Ярило,
Проступало из древней резьбы.
Уточняя ответы детей, учитель, показывая иллюстрации И.Билибина, репродукции с картины Рябушкина, фотграфии музея-заповедника Кижи и другие, говорит о том, что в древние времена избы ставились на подклет – невысокое помещение для хозяйственных нужд. В жилую часть – клеть – вела лестница крыльца, украшенная фигурными столбиками и подзорами. Жилая часть избы расширялась при желании за счет прируба.
Эта простая конструктивная система из клети, подклета и прируба стала применяться в храмовом и дворцовом строительстве. Дворец представлял собой ансамбль разных по форме, назначению, расположению помещений и дворов. Все помещения: Столовая изба, церковь, терема, хоромы, вышки – связаны были крытыми лестницами и переходами. Их покрывали двух- и четырехскатные крыши, шатры, бочки и кубы. Шатры и гребни крыш украшали шпили и флюгера.
Поясняя материал, учитель подтверждает свой рассказ репродукциями и детскими рисунками.
Учитель: На данном этапе урока мы с вами попытаемся почувствовать себя членом плотницкой артели, воплотив полученные сведения о русском деревянном зодчестве в своих творческих работах. Учтите, что строя свой дом, человек одновременно строит себя Я предлагаю вам изобразить карандашом на белом листе бумаги эскиз своей композиции на тему «Архитектурные пейзажи Руси». Обратите внимание на название композиции. Перед вами стоит задача изображения не отдельных деревянных зданий, а вписывание их в окружающую пространственную среду. При создании эскиза не забудьте об эмоциональном аспекте русской архитектуры - украшении резьбой различных элементов зданий.
Учащиеся начинают работу над эскизом.
В конце урока подводятся итоги и обсуждаются творческие эскизы.
Ход урока № 2.
Учитель: На предыдущем уроке вы создали эскиз композиции «Архитектурные пейзажи Руси». Этот эскиз нам необходим для работы с интересным и очень красивым материалом – соломкой (Показывает колосья пшеницы, ржи, ячменя).
Ветерок колосья
Осторожно тронет –
Будто вдруг погладит
Ласковой ладонью.
Ветерку приятно
Колосков касаться.
Тихо-тихо шепчет:
«Хороши красавцы!»
А.Пришелец
Солома в крестьянском хозяйстве была важным материалом. Ею крыли крыши домов, амбаров, подкармливали скот. Из соломы люди изготовляли прочные и легкие изделия. Солома как поделочный материал известна давно народным умельцам Белоруссии, Молдовы, Украины. Они изготавливали из нее различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки (Показывает изделия из соломки или фотографии с них).
Вырастут в поле и рожь, и пшеница.
Их обмолотят – соломка родится.
Руки коснутся ее золотые,
И появляются, словно живые
,
Смелый наездник и конь златогривый,
Гордый олень и теленок бодливый,
Парень веселый с гармошкой, жар-птица
И с золотою короной девица.
Вот ведь какая она непростая
Эта соломка совсем как живая.
В руки возьмет лишь ее мастерица –
Сразу она в чудеса превратится.
В Горьковской, Кировской и многих других областях соломкой издревле украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки (Показывает изделия. В это время учащаяся рассказывает сказку о Соломке).
Сказка о Соломке.
Стоит в поле во широком колосок, золотой стебелек. Ветер рожь качает, колосок обсыпает. Пришел дед Степан Красный кафтан, срезал колосок под самый корешок. Связал сноп, и сноп на землю – хлоп! Сохни, колосок! Высох колосок на солнышке, позолотел, порозовел, подрумянился.
Отрезал дед Степан Красный кафтан от колосков вершки, сложил их в мешки - да на мельницу. И стебельки колоска тоже в дело пошли.
Для милой невестки сделал две подвески. Двери отворяются, ветерок соломкою играется, подвеска дрожит, переливается, Хороша подвеска!
Для бабушки Арины сделал дед корзины. Хороши корзины!
А для внученьки Настеньки сделал куколку Аленку. Сарафан у Аленки – колосок к колоску, а коса то краса – волосок к волоску. Хороша кукла!
А для дома, где жила Настена, сделал крышу из соломы. Хороша крыша!
Для коровушки Буренки - подстилку из соломки. Хороша подстилка!
Самую отборную, самую красивую соломку дед Степан Красный кафтан подсушил, подкрасил, намочил, разрезал, самогревным утюгом разгладил и к шкатулке деревянной чудесные узоры приладил. «Аппликация, - говорит, - соломенная!» Слово он такое в городе услыхал, когда на ярмарке бывал.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами тоже познакомиться с этим интересным видом работы с соломкой – аппликацией. Перед началом работы давайте с вами вспомним: как вы обрабатывали заготовленную соломку осенью.
(Ребята рассказывают о способах обработки, окрашивания, выбеливания и тонирования соломки. Учитель показывает детские работы - декоративные аппликации соломкой, подтверждая ответы детей.)
Учитель: Как вы видите, аппликации из соломки необычайно красивы: они отливают золотом и перламутром. Такое впечатление создается тем, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении.
Аппликация, составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, передает его неповторимую игру – блестит как золото. Эту особенность необходимо использовать и вам в своей дальнейшей работе над творческой композицией «Архитектурные пейзажи Руси», которую вы будете выполнять в технике аппликации соломкой, и к которой вы нарисовали эскиз на предыдущем уроке.
( Учитель показывает творческие работы детей по данной теме и поясняет порядок работы над аппликацией).
Последовательность работы над аппликацией.
Перевести эскиз на основу, покрытую черной краской.
Наклеить на кальку полоски соломки с учетом тона и цветовых оттенков клеем ПВА.
Перевести с эскиза различные части пейзажа, зданий, с учетом направления и тона соломки.
Вырезанные участки постепенно приклеивать на основу клеем ПВА.
Дополнить пейзажную композицию мелкими элементами (листья деревьев, лучи солнца, резные наличники и т. д.), которые вырезаются резцом и приклеиваются к основе без предварительного наклеивания на кальку.
Законченную работу можно покрыть бесцветным лаком для усиления золотистости соломки и придания фону глубины.
Оформить работу.
Далее ребята приступают к самостоятельной работе над аппликацией. В конце урока подводятся итоги, делается выставка работ.
Ожидаемые результаты.
Список исползованной литературы.
Вильчинский В.М. Учитесь рисовать, - Киев, 2007г.
Гомозова Ю.Б.Калейдоскоп чудесных ремесел,- Ярославль, 2008г.
Гусанова М.А. Аппликация,- М.»Просвещение», 2002г.
Костерин Н.П.Учебное рисование,-М.»Просвещение»,2000г.
Художественная обработка материалов, доступных сельской школе. Под ред. Хворостова А.С., - Орел, 2005г.