СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии "Деревянное зодчество Руси"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок декоративно-прикладного искусства по авторской программе "Художественный труд"

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии "Деревянное зодчество Руси"»

Проваленова Ольга Анатольевна

Учитель изобразительного искусства и художественного труда школы №38 г.Орла









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока изобразительного искусства

и художественного труда

на тему:

«Деревянное зодчество Руси»





















Длительность: 80 минут (2 урока)

Возраст учащихся: 14 лет (8 класс)

Авторская программа «Художественный труд» для школ с углубленным изучением предметов эстетического профиля (5-9 классы).




План-конспект уроков художественного труда (2 урока) в

8 классе.

Тема уроков: «Деревянное зодчество Руси».

Цель урока:

Содержание задания: Создание сюжетной композиции «Архитектурные пейзажи Руси» в технике аппликации из соломки.

Задачи уроков:

  1. 1.Формирование знаний о Древнерусской архитектуре. Повторение терминов и понятий, касающихся народного жилища.

  2. Развитие творческих способностей в создании сюжетной композиции.

  3. Развитие навыков работы в технике аппликации соломкой.

  4. Воспитание любви и бережного отношения к народной культуре и народному искусству.


Оборудование уроков

- для учителя: илл. сказок И.Я.Билибина «Перышко Финиста Ясна-Сокола» и «Белая уточка»; репродукция с картины Рябушкина «Свадебный поезд в Москве», картины И.И.Шишкина «Рожь»; фотографии музея-заповедника Кижи; изображение русской избы; различные изображения русских теремов и других памятников деревянного зодчества; таблица с пояснениями элементов избы; творческие работы учащихся в технике аппликации соломкой; стихотворения С.Есенина, В.Брюсова, А.Пришельца, В.Суховского.

(Данный урок можно провести с использованием мультимедийных технологий).

- для учащихся: бумага белая, карандаш, ластик, бумага копировальная, калька, основа (покрытая черной краской), резак, ножницы, клей ПВА, соломка.


Тип уроков: комбинированный.


План урока №1.

  1. Оргмомент. Сообщение темы урока – 1-2мин.

  2. Повторение знаний о русской избе, полученных на уроках изобразительного искусства в 7 классе (экспресс-опрос, сообщение учащегося) - 10мин.

  3. Сообщение нового материала учителем о русском деревянном зодчестве, об отличительных особенностях терема, дворца – 5мин.

  4. Самостоятельная работа учащихся над эскизом композиции «Архитектурные пейзажи Руси» - 20мин.

  5. Подведение итогов урока – 3-4мин.



План урока №2.

  1. Оргмомент. Пояснения учителем задач данного урока – 1-2мин.

  2. Историческая справка о материале – 5мин.

  3. Знакомство с техникой аппликации соломкой. Порядок работы над аппликацией – 7мин.

  4. Самостоятельная работа учащихся над сюжетной композицией «Архитектурные пейзажи Руси» - 20-25мин.

  5. Подведение итогов урока – 2-4мин.



Словарь терминов.


  • Сруб – часть здания, состоящая из четырех или более стен венчатой конструкции.

  • Венец – четыре, соединенных друг с другом вырубленными выемками бревна.

  • Клеть – крытый прямоугольный деревянный сруб с дверью, окнами, полом.

  • Подклет (подклеть) – нижний этаж, обычно хозяйственного назначения.

  • Повальные бревна – 3-4 верхние бревна продольных стен, выдвинутые вперед для поддержки свеса крыщи.

  • Переводы – бревна, положенные на продольные стены для настила пола.

  • Матицы – бревна, положенные на продольные стены для настила потолка.

  • Самцы – фронтоны треугольной формы из постепенно укорачивающихся бревен.

  • Курицы – короткие и нетолстые стволы елей с одним отогнутым в сторону корнем для укладки бревна с желобом для водостока.

  • Охлупень (конек) – тяжелое бревно, имеющее в нижней части паз. Закрывает сверху стыки тесовой крыши.

  • Чело (лоб, фронтон) – верхняя часть здания под кровлей.

  • Лобовая доска – резная доска, закрывающая переход бревен стены к доскам фронтона.

  • Причелина – доска, идущая по свесу, закрывающая наружные концы продольных слег.

  • Полотенце – короткая резная доска, закрывающая стык причелин.

  • Ввоз – наклонный бревенчатый помост.

  • Гульбище – крытая галерея, обходящая здание с нескольких сторон.

  • Красное окно – окно со ставнями на фасадной стене избы.

  • Волоковые окна – маленькие окошки без ставен, закрывающиеся (заволакивающиеся) изнутри доской.




Ход урока №1.

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Тема нашего урока «Деревянное зодчество Руси». Цель нашего урока – вспомнить знания данные вам на уроках изобразительного искусства о народном жилище, получить новые сведения о строительстве архитектурных сооружений Древней Руси, эмоционально проникнуть в мир деревянного зодчества и отобразить все свои впечатления от урока в своих творческих работах.

Для того, чтобы повторить уже известные сведения, давайте выясним, что входит в понятие нашей темы урока.

Ответы: - Основным строительным материалом на Руси было дерево.

- Из длинных круглых бревен топором и долотом плотники рубили избы и дворцы, храмы и крепости с башнями.

Учитель: Древний зодчий возводил храм или строил избу по своему разумению, «как мера и красота скажут», опираясь на опыт строительного искусства, который передавался из поколения в поколение, от отца к сыну. Доведенные до совершенства приемы плотницкого мастерства, практическая сметка, художественный вкус и изобретательность мастеров придавали строениям архитектурный облик, хоть и создавались эти шедевры с помощью топора и долота и без единого гвоздя.

В руках тесло –

Что в воде весло;

И комар у нас

Нос не сунет в паз.

Дивно, словно сном,

Срубы рубятся;

Вишь, бревно с бревном

Как голубятся!


Эх, ладонь моя –

На бугре бугор;

Дом поставил я

На крутой угор,


Чтобы глянул в дол –

И восторг объял,

Чтоб восход зашел

И закат гулял

В.Суховский

- Как и любое другое ремесло, строительное дело требовало больших знаний, опыта и таланта, но плотничать в давние времена умел каждый мужчина. Ведь избу для своей семьи он должен был поставить сам.

(Учитель показывает изображение крестьянской избы с названием элементов, макеты деревянных зданий, сделанные учашимися из спичек на уроках художественного труда и читает отрывки из произведений)

Струганные стены, струганный пол, струганный потолок. Шум берез над окнами.

Старые давние липы да ели сошлись в эту избу и живут здесь уже полвека другой. Тихой и замкнутой жизнью, без шелеста хвои, без гула напряженных солнечных листьев, без холодного хода по телу весеннего сладкого сока.

Ю.Курганов


Я любил этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная мощь.

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

С. Есенин

Учитель: Ребята, обратите внимание на то, что все представленные деревянные архитектурные сооружения очень разные, но в каждом из них есть одинаковая основа, от которой отталкивался любой плотник, начиная строительство.

Сообщение учащегося о традиционной форме народного жилища – русской избе и последовательности ее строительства. Школьник сопровождает рассказ указанием элементов избы и терминов, которыми располагаются в таблице на доске. Заканчивая свое сообщение тем, что причелины, полотенца, лобовые доски, наличники, ставни обильно украшались резным орнаментом.

Учитель: Ребята, скажите, а украшались жилища людей резьбой изначально для чего?

Ответы: - Корни зарождения домовой резьбы уходят глубоко в языческое время, когда люди защищали себя и свое жилище системой знаковых оберегов.

- Украшая избу и одежду орнаментом, люди спасались от злых духов и привлекали к себе положительную энергию.

- Различными знаками – круг, квадрат, ромб, конь - обозначалось солнце, которое считалось божеством. Например, изображение солнечных знаков на крыше избы как бы делало жилище теплее в эмоциональном и физическом смысле.

Учитель: Правильно. В подтверждение ответов послушайте стихотворение Б.Дубровина «Солнце»: Ты лучами к полям прикасалось

Улыбалось веселым огнем.

Ты

И кругом,

И ромбом казалось,

Представлялось ты даже конем.

Теплоту неизменно дарило

И надеждою каждой избы

Ты лицом человека,

Ярило,

Проступало из древней резьбы.

Уточняя ответы детей, учитель, показывая иллюстрации И.Билибина, репродукции с картины Рябушкина, фотграфии музея-заповедника Кижи и другие, говорит о том, что в древние времена избы ставились на подклет – невысокое помещение для хозяйственных нужд. В жилую часть – клеть – вела лестница крыльца, украшенная фигурными столбиками и подзорами. Жилая часть избы расширялась при желании за счет прируба.

Эта простая конструктивная система из клети, подклета и прируба стала применяться в храмовом и дворцовом строительстве. Дворец представлял собой ансамбль разных по форме, назначению, расположению помещений и дворов. Все помещения: Столовая изба, церковь, терема, хоромы, вышки – связаны были крытыми лестницами и переходами. Их покрывали двух- и четырехскатные крыши, шатры, бочки и кубы. Шатры и гребни крыш украшали шпили и флюгера.


Поясняя материал, учитель подтверждает свой рассказ репродукциями и детскими рисунками.


Учитель: На данном этапе урока мы с вами попытаемся почувствовать себя членом плотницкой артели, воплотив полученные сведения о русском деревянном зодчестве в своих творческих работах. Учтите, что строя свой дом, человек одновременно строит себя Я предлагаю вам изобразить карандашом на белом листе бумаги эскиз своей композиции на тему «Архитектурные пейзажи Руси». Обратите внимание на название композиции. Перед вами стоит задача изображения не отдельных деревянных зданий, а вписывание их в окружающую пространственную среду. При создании эскиза не забудьте об эмоциональном аспекте русской архитектуры - украшении резьбой различных элементов зданий.


Учащиеся начинают работу над эскизом.

В конце урока подводятся итоги и обсуждаются творческие эскизы.
















Ход урока № 2.

Учитель: На предыдущем уроке вы создали эскиз композиции «Архитектурные пейзажи Руси». Этот эскиз нам необходим для работы с интересным и очень красивым материалом – соломкой (Показывает колосья пшеницы, ржи, ячменя).

Ветерок колосья

Осторожно тронет –

Будто вдруг погладит

Ласковой ладонью.


Ветерку приятно

Колосков касаться.

Тихо-тихо шепчет:

«Хороши красавцы!»

А.Пришелец

Солома в крестьянском хозяйстве была важным материалом. Ею крыли крыши домов, амбаров, подкармливали скот. Из соломы люди изготовляли прочные и легкие изделия. Солома как поделочный материал известна давно народным умельцам Белоруссии, Молдовы, Украины. Они изготавливали из нее различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки (Показывает изделия из соломки или фотографии с них).

Вырастут в поле и рожь, и пшеница.

Их обмолотят – соломка родится.

Руки коснутся ее золотые,

И появляются, словно живые

,

Смелый наездник и конь златогривый,

Гордый олень и теленок бодливый,

Парень веселый с гармошкой, жар-птица

И с золотою короной девица.


Вот ведь какая она непростая

Эта соломка совсем как живая.

В руки возьмет лишь ее мастерица –

Сразу она в чудеса превратится.

В Горьковской, Кировской и многих других областях соломкой издревле украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки (Показывает изделия. В это время учащаяся рассказывает сказку о Соломке).

Сказка о Соломке.

Стоит в поле во широком колосок, золотой стебелек. Ветер рожь качает, колосок обсыпает. Пришел дед Степан Красный кафтан, срезал колосок под самый корешок. Связал сноп, и сноп на землю – хлоп! Сохни, колосок! Высох колосок на солнышке, позолотел, порозовел, подрумянился.

Отрезал дед Степан Красный кафтан от колосков вершки, сложил их в мешки - да на мельницу. И стебельки колоска тоже в дело пошли.

Для милой невестки сделал две подвески. Двери отворяются, ветерок соломкою играется, подвеска дрожит, переливается, Хороша подвеска!

Для бабушки Арины сделал дед корзины. Хороши корзины!

А для внученьки Настеньки сделал куколку Аленку. Сарафан у Аленки – колосок к колоску, а коса то краса – волосок к волоску. Хороша кукла!

А для дома, где жила Настена, сделал крышу из соломы. Хороша крыша!

Для коровушки Буренки - подстилку из соломки. Хороша подстилка!

Самую отборную, самую красивую соломку дед Степан Красный кафтан подсушил, подкрасил, намочил, разрезал, самогревным утюгом разгладил и к шкатулке деревянной чудесные узоры приладил. «Аппликация, - говорит, - соломенная!» Слово он такое в городе услыхал, когда на ярмарке бывал.


Учитель: Сегодня на уроке мы с вами тоже познакомиться с этим интересным видом работы с соломкой – аппликацией. Перед началом работы давайте с вами вспомним: как вы обрабатывали заготовленную соломку осенью.

(Ребята рассказывают о способах обработки, окрашивания, выбеливания и тонирования соломки. Учитель показывает детские работы - декоративные аппликации соломкой, подтверждая ответы детей.)


Учитель: Как вы видите, аппликации из соломки необычайно красивы: они отливают золотом и перламутром. Такое впечатление создается тем, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении.

Аппликация, составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, передает его неповторимую игру – блестит как золото. Эту особенность необходимо использовать и вам в своей дальнейшей работе над творческой композицией «Архитектурные пейзажи Руси», которую вы будете выполнять в технике аппликации соломкой, и к которой вы нарисовали эскиз на предыдущем уроке.



( Учитель показывает творческие работы детей по данной теме и поясняет порядок работы над аппликацией).



Последовательность работы над аппликацией.

  1. Перевести эскиз на основу, покрытую черной краской.

  2. Наклеить на кальку полоски соломки с учетом тона и цветовых оттенков клеем ПВА.

  3. Перевести с эскиза различные части пейзажа, зданий, с учетом направления и тона соломки.

  4. Вырезанные участки постепенно приклеивать на основу клеем ПВА.

  5. Дополнить пейзажную композицию мелкими элементами (листья деревьев, лучи солнца, резные наличники и т. д.), которые вырезаются резцом и приклеиваются к основе без предварительного наклеивания на кальку.

  6. Законченную работу можно покрыть бесцветным лаком для усиления золотистости соломки и придания фону глубины.

  7. Оформить работу.


Далее ребята приступают к самостоятельной работе над аппликацией. В конце урока подводятся итоги, делается выставка работ.



Ожидаемые результаты.





Список исползованной литературы.


  • Вильчинский В.М. Учитесь рисовать, - Киев, 2007г.

  • Гомозова Ю.Б.Калейдоскоп чудесных ремесел,- Ярославль, 2008г.

  • Гусанова М.А. Аппликация,- М.»Просвещение», 2002г.

  • Костерин Н.П.Учебное рисование,-М.»Просвещение»,2000г.

  • Художественная обработка материалов, доступных сельской школе. Под ред. Хворостова А.С., - Орел, 2005г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!