СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии на тему: " Традиционные виды декоративно-прикладного искусства народов России".6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все материалы к уроку технологии по теме "Традиционные виды декоративно-прикладного искусства народов России" (презентация, технологическая карта, раздаточны материал, видио обучающее и физминутка).

Просмотр содержимого документа
«Tekh_karta по технологии 6 кл»

Дата_07.12.2018_ ФИО учителя Филатова Дарья Вадимовна__________

Класс_____6_____

Технологическая карта урока (технология)


Целевой блок

Тема:

Традиционные виды декоративно-прикладного искусства народов России. Подготовка к вышивке.

Педагогическая цель:


Создание единого, коллективного представления о народном творчестве (искусстве).

Планируемые результаты:

Предметные:

распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;

умение организовать рабочее место;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

осознание ответственности за качество результатов труда;

Личностные УУД:

проявление познавательного интереса и актив­ности в данной области предметной технологи­ческой деятельности;

реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

самоорганизация учебной деятельности (целе­полагание, са­моконтроль, самокоррекция, рефлексия);

*Коммуникативные:

умения работать, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;

*Познавательные:

Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Инструментальный блок

Задачи урока:


- ознакомить обучающихся с видами декоративно-прикладного творчества; научить анализировать их, определять основные средства выразительности каждого вида декоративно-прикладного искусства;

- формировать эстетические чувства, вкус; активизировать желание учеников овладевать умениями и навыками создавать предметы декоративно-прикладного искусства;

- воспитывать интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства и культурного наследия своего народа.


Тип урока:


Урок введения нового знания и формирования УУД.

Учебно – методический комплекс

Рабочая тетрадь

Раздаточный материал

Проектор

Компьютер

Презентация, разработанная учителем

Доска

Материал

Нитки

Игла

Учебник

Организационно – деятельностный блок

Основные понятия:


Декоративно - прикладное искусство, предмет быта, вышивка, резьба по дереву, народная игрушка.

Организация пространства

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства

Индивидуальная, парная и групповая формы работы.

Межпредметные связи:

литература, изобразительное искусство, история, ИКТ…

Действия обучающихся

Учащиеся выдвигают задачи занятия, формулируют общую цель и задачи.

Поиск и обработка ресурсов.

Участие в обсуждении проблемы.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их..

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Участвовать в, практической, самостоятельной работе.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Диагностика результатов урока (итог урока)

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Домашнее задание:

-


План урока.

1. Организация начала урока.1-3 мин.

2. Актуализация знаний.10 мин.

3. Постановка проблемы.10-15 мин.

4. Физминутка 3-5 мин.

5. «Открытие» детьми новых знаний.7-10мин.

6. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.


Ход урока:


1. Организация начала урока

Учитель:

Построение, приветствие, организация рабочего места.

Сегодня мы осуществим увлекательное путешествие в удивительную страну Ремесел.

У нас команды состоят из самых сильных, смелых, отважных, умных и благородных. В каждой команде должен быть руководитель – мастер, а остальные члены команды – подмастерья. (Команды делятся по цветам)

2.Актуализация знаний.

Учитель:

Учащиеся:

Сложи картинку и назови вид ремесла.

На столах приготовлены конверты. Вам необходимо достать из них части иллюстрации и собрать её воедино.

(резьба по дереву, вышивка, вязание, народные игрушки, посуда (гжель))

3. Постановка проблемы.

Учитель:

Учащиеся:

Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке? (о различных изделиях, предметах искусства)

- Сейчас внимательно меня послушайте и попробуйте определить какова тема сегодняшнего урока.


Народная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Вся наша земля – это земля мастеров.

Народные мастера создавали полезные и красивые вещи, декоративные изделия для своей семьи.

Наш народ всегда был богат на таланты. Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных (дерево, глина, лен, железо). Все это становилось предметом творчества. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения прикладного искусства. Из обрезков дерева вырезали и расписывали ложки, из глины лепили посуду, из овечьей шерсти вязали платки, из льна ткали полотна и изготавливали кружева. Все делалось руками.



Обратите внимание на изделия, предметы ремесла, с большой и интересной историей связанной с русским народом. (Показать)



- Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?

(Традиционные виды декоративно-прикладного искусства народов России.)

1 слайд.


- Попробуйте выдвинуть цели урока. Какие результаты мы получим.


К своему ответу добавьте действие

«Познакомиться» «Иметь представление»

( ответы учащихся - познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства; иметь представление о народном творчестве)

2 слайд.

4. «Открытие» детьми новых знаний.







































































5.Физминутка

Учитель:

Учащиеся:

Работа с понятием

Объяснение учителя

Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, ковры, мебель, игрушки, ювелирные и другие художественные изделия.

- Ребята, что такое предмет быта? (Вещи, которыми мы пользуемся каждый день привычные и понятные).


- запишите тему урока (она на экране) 1 слайд

Декоративно-прикладное искусство - (от лат. deco — украшаю) - раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий.


И так, продолжаем урок и отправляемся в путь к знаниям истории декоративно-прикладного искусства народов России.

Обратите внимание на экран, что изображено? (предметы декоративно-прикладного искусства народов России.)

3 слайд.

Приобщаясь к народному искусству, вы станете лучше понимать и верно оценивать изделия художественного творчества, относиться к ним с большей любовью.

4 слайд.

А может, захотите сами, своими руками творить эту красоту? Ведь не зря говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров.

- Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение, подумайте и скажите, о каком виде искусства в нем говорится

Два цветочка, три листочка – 
Вот и композиция. 
Я в рисунке самоучка, 
Вышиваю лучше я. 

Переход от тона к тону 
Разукрасит вышивку. 
Незаметен будет промах 
В проработке листика. 

Получается нарядно, 
Просто глаз не оторвать. 
Вот теперь уже все складно, 
Можно нитку закреплять. 

Положу работу в ящик, 
А потом, достав опять, 
Удивлюсь: как все удачно, 
Можно в рамочку вставлять!



- О чем в этом стихотворении говорится?

- Скажите, а что такое вышивка? (создание какого либо изображения с помощью нити на ткани)

Сегодня мы более подробно остановимся на этом виде искусства.

- Я предлагаю вам сейчас в группах поработать с информацией, которую я приготовила для вас. Вы должны будете ее изучить и потом из группы двух или трех человек, которые предоставят данную информацию всему классу.

1 группа находит информацию- История «Вышивки»

2 группа - Символы в вышивке и что они означают

3 группа – какие бывают швы в вышивке

Я даю вам поработать с дополнительным материалом 5 мин



Видео.



После ознакомления с видами декоративно-прикладного искусства, я думаю, что у каждого из вас появилось желание изготовить что-то своими руками. И сегодня такая возможность у вас есть. На партах для вас приготовлено по кусочку ткани. Из неё вы сможете сделать игрушечный рушник .

- С какими инструментами будете работать? (иглами и ножницами).

Мы будем работать с опасными предметами. А с какими опасностями мы можем столкнуться, работая, режущими и колющими предметами? (правила техники безопасности)


- Вышивать рисунок будем в технике «вышивание крестом»

Учебник ст. 100

5 слайд.

- Обратите внимание на экран, вам показано как нужно выполнять работу в технике вышивания крестом.

6 слайд.

7 слайд. Видео

Выполнение работы.


Показ работ.

Оценивание выполненных работ (анализ).

6. Итог урока. Рефлексия.

Учитель:

Учащиеся:

Рефлексия.

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и показать цвет их настроения (черный – негативное, желтый позитивное, зеленый нейтральное) Повесить на доску в виде смайлика.

Закрепление изученного материала на уроке.

1. Что называют декоративно-прикладным искусством?

2. Какие существуют виды декоративно-прикладного искусства?

3. Каким видам промыслов вам хотелось бы научиться? Почему?

Итоги урока.

- Подведение итогов урока.

- Уборка рабочих мест.




Просмотр содержимого документа
«для групповой работы»

История русской вышивки

На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза.
В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи.
После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.
Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого смысла. Фигурировали человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, райские птицы, сказочные животные. В орнаментах, к примеру, ромб и круг символизировали солнце, крючковатй крест – пожелание добра и взаимопонимания.
Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.
C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приготовленного приданного., это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты.
Историки разделют русские крестьянские вышивки на две категории, по географическим признакам.





















Основные виды швов в вышивке.

Применительно к русской народной вышивке, швы, как правило, разделяют на две основные группы. В первую группу входят вышивки, которые обычно выполняются с учётом счёта нитей тканой основы, это так называемые счётные вышивки. Ко второй группе относятся вышивки, выполняемые по заранее нанесённому на тканую основу контуру. Счётные вышивки разделяются на две группы по способу выполнения шва – это строчные швы и счётные швы. Строчные представляет собой изделия, выполненные обычно мелко-строчным швом, швом с цветным контуром, крестецким швом, гипюрным швом, цветным перевитым швом и другими. Счётные швы – это крест, роспись, набор, косичка, счётная гладь и другие.



К самым простейшим швам относятся контурные швы. По наименованию их можно обозначить как шов «вперёд иголку», стебельчатый шов, тамбурный шов и ряд других. Шов «вперёд иголку» можно рассматривать как последовательность стежков и пропусков, которые по своей длине равны. Делается шов следующим образом: нить закрепляется у правого края ткани и делается стежок длиной пять миллиметров. После закрепления стежка, игла вводится в то место, где был сделан второй прокол и протаскивается вместе с ниткой с изнаночной стороны ткани. Таким образом, процедура повторяется столько, сколько требует ваш проект. Этот шов очень прост в реализации. Длина стежка не обязательно должна равняться пяти миллиметрам. Размер стежка может выбираться на вкус вышивальщицы. Как правило, счётная вышивка предполагает использование длины стежка, равной трём-четырём миллиметрам, а в узорчатой вышивке, когда изделие выполняется только таким швом, длина стежка может равняться шести-восьми миллиметрам. Шов «вперёд иголку» может быть выполнен как по нарисованному контуру, так и при помощи счётной технологии.



Следующий шов, который также относится к простейшим швам – это шов «за иголку». По сути, представляет собой непрерывно идущий ряд стежков. Движением иглы справа налево делается первый стежок и первый пропуск, единые по размерам. Следующий стежок выполняется слева направо, игла вводится в точку конца первого стежка и выводится на лицевую сторону ткани левее второго стежка. Если обратить внимание при этом на стежок с изнаночной стороны, можно заметить, что его длина в два раза больше стежка стороны лицевой. Подобный способ вышивки применяется, как правило, когда вышивка делается белой гладью и для обозначения контуров узоров.



Стебельчатый шов применяется также для вышивки контурных узоров, стеблей растений, веточек деревьев. Также стебельчатый шов используется для обшивания узоров. Если требуется выполнить кривую линию, игла вводится с центральной стороны виртуального круга, так как в данном случае кривая линия рассматривается как часть круга. Фактически шов образует при этом ряд стежков выполненных по косой и плотно стоящих друг за другом. Такой шов лучше вышивать по направлению слева направо, если вышивать правой рукой. Изменять направление нити во время выполнения шва не рекомендуется в виду нарушения структуры шва.



Ещё один вид шва, который носит название «шнурок», выполняется, как правило, в два приёма. Прежде всего, по прямой линии или по контуру узора делаются стежки швом «вперёд иголку». При этом расстояние между стежками выдерживается в два раза меньшее относительно самого стежка. Затем игла с нитью подводится под каждый из стежков по направлению сверху вниз, при этом ткань не прокалывается. В этом же случае, если направление движения иглы менять попеременно (сверху – снизу), можно получить другой тип шва.



Для вышивки мелких деталей, таких как листочки, сердцевины цветов и аналогичных, обычно применяют так называемый шов «козлик». Достаточно часто «козлик» используется и для вышивки полного узора, имеющего произвольный контур. Полоски этого шва могут быть дополнением к вышивкам сложным и больших размеров. Данный шов предполагает выполнение стежков слева направо, с проколом ткани попеременно по краям полосы. Необходимо соблюдать равное расстояние между проколами. В средней точке полосы стежки перекрещиваются и каждый, вновь образуемый стежок, укладывается поверх предыдущего стежка.



В основном для обшивания краёв ткани, применяют шов петельный. Для этого ткань подгибают на изнаночную сторону, на ширину, равную примерно трём-четырём миллиметрам и обмётывают её нитками, соответствующими тону ткани. Как и в большинстве случаев стежки петельного шва наносят слева направо и располагают перпендикулярно полотну ткани. Расположение стежков и размер может меняться в зависимости от того, какой тип ткани обшивается.



Тамбурный шов – представляет собой непрерывную линию петель, каждая из которых формируется от предыдущей петли. Такой шов выполняется при помощи пяльцев или может быть выполнен без них. В любом случае шов исполняется путём движения иглы на себя. Тамбурный шов может выполняться зигзагообразно. Как правило, тамбурный шов применяется для вышивки определённых полосок в изделиях выполненных другими видами швов. Тамбурный шов часто используют для вышивки узоров на тему природы.

Совместно с тамбурным швом часто используют некоторые приёмы, которые позволяют выполнять так называемые петельки и полупетельки. Петельку с «прикрепом» можно получить путём вышивки первой петли тамбурного шва, а вторую петлю заменить небольшим стежком, сделав прокол ниже первой петли. Как правило, подобные швы используют для вышивания рисунка травы или рисунка цветов на белой или цветной глади. Использовать можно не один, а несколько стежков.



Ещё один распространённый приём – вышивка узелками. Обычно подобный приём используют, если вышивается сердцевина цветов в белой глади. Бывает, вышитый белой гладью рисунок цветка обшивают по контуру узелками. Процесс производства узелка следующий: нить выводится на лицевую сторону ткани, левой рукой оттягивается влево, игла обвивается нитью одним-двумя витками и прокалывает ткань рядом с местом вывода нити. Затем нить протягивается на изнаночную сторону и подтягивается к ткани, образуя узелок.





Символы в вышивке

Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой

Земля- изображение женской фигуры, матери-Земли. «Кормилица – мать-сыра Земля».

Конь – оберег домашнего очага, символ доброты

Птица – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Древо – символ жизни, единства рода.

Огонь – очистительная сила.

Спираль – символ пожелания блага



Просмотр содержимого презентации
«презинтация к уроку»

Тема урока: Традиционные  виды декоративно- прикладного искусства народов России.

Тема урока: Традиционные

виды декоративно-

прикладного искусства

народов России.

1.Познакомимся…   2.Будем иметь представление …

1.Познакомимся…

2.Будем иметь представление …

Вышивка крестом

Вышивка крестом


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!