СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии по теме " Работа с пластичным материалом (пластилин). Лепка Изделие: «Русская печь»."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока поможет  в интересной форме  познакомить учащихся с внутренним убранством избы и назначением русской печи в быту, закрепить приёмы лепки.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии по теме " Работа с пластичным материалом (пластилин). Лепка Изделие: «Русская печь»."»

Урок технологии во 2 классе

Внутренне убранство избы.

Работа с пластичным материалом (пластилин). Лепка Изделие: «Русская печь».

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с внутренним убранством избы и назначением русской печи в быту.

  • Познакомить с приемами конструирования из пластичных материалов.

  • Закрепить приемы лепки.

  • Воспитывать чувство уважения к истории, к народной культуре.

  • Расширить представления учащихся о профессии печника.

Оборудование:- образец изделия, картинки с изображениями печи, инструменты и материалы (пластилин, стеки, подкладной лист, картон),

Ход урока

1.Организационный момент.

-Ребята, а вы знаете , как в старину приветствовали дорогих гостей?

Дети:

-Добро пожаловать!

-Добрый гость всегда в пору!

-Для дорогого гостя и двери настежь!

-Удобно ли вам, гости дорогие?

-Всем ли видно, всем ли слышно?

-Гостям-то места хватит! Не тесновато ли хозяевам?

Дети:

-В тесноте, да не в обиде!

-Тогда располагайтесь поудобнее.

-Все ли к уроку готовы? Все на месте?

2.Введение в тему. Рассматривание картинок с изображением избы.

На уроках технологии мы построили избу.



Теперь на протяжении нескольких уроков мы будем изучать особенности внутреннего убранства избы и работать над созданием целого проекта – комната крестьянина. Сегодня вновь окунемся в русскую старину. А о чем речь пойдет, вы сейчас узнаете, отгадав загадку.



Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают ,то глотает. (Печь)



Дети читают на доске пословицу.

( Печка кормит, печка греет, печка – мать родная.)

- Как вы думаете, о чем пойдет разговор на уроке? ( О русской печке).

- И пусть эти слова станут эпиграфом к нашему уроку.

3. Рассказ учителя с элементами беседы

- Подумайте, почему русской печи отводилась особая роль в избе? ( Печь кормила, спасала от холода).



- В избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка.

"Без печки изба - не изба". В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности - коров, коз, свиней - готовили в печке. К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. В ней можно было мыться. На печке можно было спать, особенно любили это делать старики и ребятишки. На печке рассказывали и сказки долгими зимними вечерами.



4.Работа над основными понятиями (лежанка, устье, шесток, печник).

- Про печку не только придумывали загадки, пословицы, но и слагали легенды и сказки.

- А какие сказки знаете вы, где упоминается печь?

(«По щучьему велению»).

-Емеля любил лежать на печи, на теплой лежанке.

- Найдите на рисунке эту часть печи. ( На доске карточка – лежанка ).

- Еще, какая сказка вам вспомнилась, в которой печка действующее лицо («Гуси – лебеди»). А что случилось, если бы Иванушка остался у Бабы Яги?

( Баба Яга хотела испечь его как пирожок и съесть).

- А засунула бы Баба Яга Иванушку в печку на лопате через устье. (На доске карточка – устье)

- Найдите его на рисунке.

-В старину верили, что в каждом доме обитает Домовой. Подумайте, какое отношение домовой имеет к печи?

- В каждой крестьянской семье хранителем семейного очага издревле считался домовой. Считалось, что он любит полакомиться кашей и вздремнуть в теплом уголке на печи – на шестке. Найдите шесток на рисунке.

( На доске появляется карточка – шесток)

- Рассмотрите еще раз рисунок.

- Перечислите, какие основные части печи вы запомнили?

( Лежанка – невысокий длинный каменный выступ у печи, на котором можно лежать, спать.)

Устье – отверстие в передней части печи. Через устье в печь закладывается топливо, и ставятся чугунки и горшки.

Шесток – ровная площадка из кирпича перед устьем русской печи.)

А как называется специалист по кладке и ремонту печи? (печник)

- Хороший печник всегда пользовался почетом и уважением среди населения.

.

- Какой материал использовали печники для кладки печи? (песок и глину)

-Обратите внимание: вокруг печи вы видите много хозяйственного инвентаря. Давайте познакомимся с ним.

Рогат, да не бык.

Хватает, да не сыт.

Людям отдает,

А сам на отдых идет. (Ухват)



Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)



5.Физминутка

ЧА - ча – ча ( 3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча ( 4 прыжка)

Чи – чи – чи ( 3 хлопка над головой)

Печет печка калачи ( 4 приседания)

Чу – чу – чу (3 хлопка за спиной)

Калачи я есть хочу.

6. Анализ поделки

- Почувствуем себя в роли печника и вылепим печь.

Рассмотрите изделие, которое мы будем выполнять.

- Из какого материала выполнено изделие?

- Какие еще вам известны пластичные материалы?

- Сегодня мы будем использовать в своей работе пластилин.

- Какой инструмент нам потребуется в работе?

- Вспомните, какими свойствами обладают пластичные материалы? ( Они пластичны, их можно отрезать, мять, вытягивать, сплющивать, раскатывать, вдавливать, прилеплять, прищипывать.)

- Познакомимся с планом работы.

- Сегодня будем работать в парах. Договоритесь, кто из вас будет печником – и будет лепить печь, а кто мастером по изготовлению посуды и хозяйственного инвентаря. Посуду вы уже умеете лепить.

- Вспомните, как надо работать в паре?

- А сейчас я научу вас лепить печку.

- Мастера, ваша задача – вылепить те предметы, которые могли бы стоять на шестке (чугунки, горшки). А так же вылепите те предметы, которые помогут хозяйке растопить печь (кочергу, ухват)

Самостоятельная работа учащихся.

- Вы любите сказки? Я предлагаю вам прослушать сказку про русскую печку.???

Дети лепят. Звучит художественное чтение сказки .

- Понравилась сказка про печку?

- Почему, подумайте, пища, приготовленная в русской печи вкуснее, а пироги пышнее?

- Каша или блины, приготовленные в русской печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной на плите. Процесс приготовления пищи в русской печи называется томление ( слово на доске) – это когда длительное время держится равномерное температурное поле. Поэтому некоторые блюда невозможно приготовить в других условиях или крайне трудно. Например, топленое молоко, перловую кашу с грибами, жареные в сметане грибочки или картошку.

7. Оценивание работы.

8.Рефлексия.

- Возвращаемся на свои места.

- Я прошу вас продолжить предложения (текст на доске).

На уроке я узнал……….

На уроке я научился…………

А закончить наш урок, я хочу словами пословицы: Печка кормит, печка греет, печка – мать родная. Помните слова сказки « Не один век русская печка людям служила и еще послужит».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!