Урок технологии во 2 классе
Внутренне убранство избы.
Работа с пластичным материалом (пластилин). Лепка Изделие: «Русская печь».
Цель урока:
Познакомить учащихся с внутренним убранством избы и назначением русской печи в быту.
Познакомить с приемами конструирования из пластичных материалов.
Закрепить приемы лепки.
Воспитывать чувство уважения к истории, к народной культуре.
Расширить представления учащихся о профессии печника.
Оборудование:- образец изделия, картинки с изображениями печи, инструменты и материалы (пластилин, стеки, подкладной лист, картон),
Ход урока
1.Организационный момент.
-Ребята, а вы знаете , как в старину приветствовали дорогих гостей?
Дети:
-Добро пожаловать!
-Добрый гость всегда в пору!
-Для дорогого гостя и двери настежь!
-Удобно ли вам, гости дорогие?
-Всем ли видно, всем ли слышно?
-Гостям-то места хватит! Не тесновато ли хозяевам?
Дети:
-В тесноте, да не в обиде!
-Тогда располагайтесь поудобнее.
-Все ли к уроку готовы? Все на месте?
2.Введение в тему. Рассматривание картинок с изображением избы.
На уроках технологии мы построили избу.
Теперь на протяжении нескольких уроков мы будем изучать особенности внутреннего убранства избы и работать над созданием целого проекта – комната крестьянина. Сегодня вновь окунемся в русскую старину. А о чем речь пойдет, вы сейчас узнаете, отгадав загадку.
Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают ,то глотает. (Печь)
Дети читают на доске пословицу.
( Печка кормит, печка греет, печка – мать родная.)
- Как вы думаете, о чем пойдет разговор на уроке? ( О русской печке).
- И пусть эти слова станут эпиграфом к нашему уроку.
3. Рассказ учителя с элементами беседы
- Подумайте, почему русской печи отводилась особая роль в избе? ( Печь кормила, спасала от холода).
- В избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка.
"Без печки изба - не изба". В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности - коров, коз, свиней - готовили в печке. К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. В ней можно было мыться. На печке можно было спать, особенно любили это делать старики и ребятишки. На печке рассказывали и сказки долгими зимними вечерами.
4.Работа над основными понятиями (лежанка, устье, шесток, печник).
- Про печку не только придумывали загадки, пословицы, но и слагали легенды и сказки.
- А какие сказки знаете вы, где упоминается печь?
(«По щучьему велению»).
-Емеля любил лежать на печи, на теплой лежанке.
- Найдите на рисунке эту часть печи. ( На доске карточка – лежанка ).
- Еще, какая сказка вам вспомнилась, в которой печка действующее лицо («Гуси – лебеди»). А что случилось, если бы Иванушка остался у Бабы Яги?
( Баба Яга хотела испечь его как пирожок и съесть).
- А засунула бы Баба Яга Иванушку в печку на лопате через устье. (На доске карточка – устье)
- Найдите его на рисунке.
-В старину верили, что в каждом доме обитает Домовой. Подумайте, какое отношение домовой имеет к печи?
- В каждой крестьянской семье хранителем семейного очага издревле считался домовой. Считалось, что он любит полакомиться кашей и вздремнуть в теплом уголке на печи – на шестке. Найдите шесток на рисунке.
( На доске появляется карточка – шесток)
- Рассмотрите еще раз рисунок.
- Перечислите, какие основные части печи вы запомнили?
( Лежанка – невысокий длинный каменный выступ у печи, на котором можно лежать, спать.)
Устье – отверстие в передней части печи. Через устье в печь закладывается топливо, и ставятся чугунки и горшки.
Шесток – ровная площадка из кирпича перед устьем русской печи.)
А как называется специалист по кладке и ремонту печи? (печник)
- Хороший печник всегда пользовался почетом и уважением среди населения.
.
- Какой материал использовали печники для кладки печи? (песок и глину)
-Обратите внимание: вокруг печи вы видите много хозяйственного инвентаря. Давайте познакомимся с ним.
Рогат, да не бык.
Хватает, да не сыт.
Людям отдает,
А сам на отдых идет. (Ухват)
Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
5.Физминутка
ЧА - ча – ча ( 3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча ( 4 прыжка)
Чи – чи – чи ( 3 хлопка над головой)
Печет печка калачи ( 4 приседания)
Чу – чу – чу (3 хлопка за спиной)
Калачи я есть хочу.
6. Анализ поделки
- Почувствуем себя в роли печника и вылепим печь.
Рассмотрите изделие, которое мы будем выполнять.
- Из какого материала выполнено изделие?
- Какие еще вам известны пластичные материалы?
- Сегодня мы будем использовать в своей работе пластилин.
- Какой инструмент нам потребуется в работе?
- Вспомните, какими свойствами обладают пластичные материалы? ( Они пластичны, их можно отрезать, мять, вытягивать, сплющивать, раскатывать, вдавливать, прилеплять, прищипывать.)
- Познакомимся с планом работы.
- Сегодня будем работать в парах. Договоритесь, кто из вас будет печником – и будет лепить печь, а кто мастером по изготовлению посуды и хозяйственного инвентаря. Посуду вы уже умеете лепить.
- Вспомните, как надо работать в паре?
- А сейчас я научу вас лепить печку.
- Мастера, ваша задача – вылепить те предметы, которые могли бы стоять на шестке (чугунки, горшки). А так же вылепите те предметы, которые помогут хозяйке растопить печь (кочергу, ухват)
Самостоятельная работа учащихся.
- Вы любите сказки? Я предлагаю вам прослушать сказку про русскую печку.???
Дети лепят. Звучит художественное чтение сказки .
- Понравилась сказка про печку?
- Почему, подумайте, пища, приготовленная в русской печи вкуснее, а пироги пышнее?
- Каша или блины, приготовленные в русской печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной на плите. Процесс приготовления пищи в русской печи называется томление ( слово на доске) – это когда длительное время держится равномерное температурное поле. Поэтому некоторые блюда невозможно приготовить в других условиях или крайне трудно. Например, топленое молоко, перловую кашу с грибами, жареные в сметане грибочки или картошку.
7. Оценивание работы.
8.Рефлексия.
- Возвращаемся на свои места.
- Я прошу вас продолжить предложения (текст на доске).
На уроке я узнал……….
На уроке я научился…………
А закончить наш урок, я хочу словами пословицы: Печка кормит, печка греет, печка – мать родная. Помните слова сказки « Не один век русская печка людям служила и еще послужит».