Раздел: «Технология ведения дома».
Урок технологии в 7 классе: «Роль комнатных растений в интерьере.
Пр. раб «Посадка комнатных растений»
Учитель: Раченко Елена Львовна
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:
- познакомить обучающихся с ролью комнатных растений в жизни человека, с профессией цветовод- декоратор;
- сформировать представления обучающихся о способах размещения комнатных растений в интерьере, и о влиянии их на микроклимат помещений;
- воспитывать ответственное отношение к комнатным растениям;
- развивать способности к самостоятельности, проявлению инициативы, эстетический вкус.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы проведения занятия: беседа, рассказ, демонстрация, практическая работа.
Межпредметные связи: биология, география, искусство
Материально- техническое оснащение: ПК, проектор, презентация, комнатные растения, картинки с цветами, иллюстрированные энциклопедии о комнатных растениях.
Ход урока:
Организационный момент.
-Приветствие учащихся (настрой на хорошее настроение и позитив)
О комнатных растениях в стихах
Лишь изредка услышишь две-три строчки.
Всё о деревьях, розах, васильках, —
Не замечают бледные листочки.
Их зелень не колышет ветерком,
Не ослепляет молнии разрядом.
Им вкус дождей весенних не знаком,
И птицы не щебечут с ними рядом.
И если даже расцветет цветок
И улыбнется нам глазком веселым —
Он будет совершенно одинок:
Не прилететь ни бабочкам, ни пчелам.
Шкафы немые, пыльные вокруг.
И неживое радио играет.
Но, видимо, вода из наших рук —
Живая, — и они не умирают.
Вопросы учителя:
Ребята, вы послушали стихотворение, как вы думаете, о чем мы сегодня будем беседовать?
(Правильно о комнатных растениях).
Учитель: Скажите, пожалуйста, можно ли представить жилище современного человека без единого комнатного растения?
- Чем объяснить этот факт?
Вы правы: ухудшается экологическая обстановка, и недостаток общения человека с природой заставляет людей создавать зеленые уголки у себя дома и на работе, что говорит об актуальности данного вопроса.
- Что нам нужно узнать о комнатных растениях?
Уютно устроившись в стенах дома, мы чувствуем себя защищенными от капризов природы. Но очень скоро интерьер начинает казаться нам скучным и однообразным, лишенным самобытности. Необходимо украсить наш дом, заставить его жить, дать ему душу. И мы обращаемся к природе.
Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
(КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ КВАРТИРЫ).
Невозможно представить жизнь людей без комнатных растений. Они постоянно сопровождают нас и радуют глаз зелеными листочками, прекрасными цветами и приятным ароматом.
- А теперь давайте попробуем определить цель урока. Чему мы должны научиться на уроке?
(Познакомиться с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере, научиться выполнять пересадку растений).
Актуализация знаний.
- Для чего нужны комнатные растения? А что же еще нужно узнать о комнатных растениях? Чему научиться? (высказывания детей).
-роль комнатных растений в жизни человека
-способы размещения
-уход за растениями
-комнатные растения в интерьере квартиры
Формирование новых знаний.
Комнатные растения – пожалуй, самое естественное и самое необходимое украшение любого интерьера, будь то комната в городской квартире, рабочий кабинет, школьный класс или загородный дом. Они не только облагораживают помещение, зрительно изменяя его размеры и форму, но и очищают воздух, радуют глаз пышной листвой, красивыми цветами. Но не только по этой причине они желательны в интерьере. Жилище становится все более комфортным. Они психологически успокаивают.
Растения очищают воздух помещений, выделяют фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы. Зеленый цвет действует успокаивающе на нервную систему, а это благотворно влияет на настроение и работоспособность.
Вопросы учителя:
- Какую роль играют комнатные растения в жизни человека?
(Ответ: комнатные растения улучшают микроклимат помещения, так как они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микробы.)
- Какова роль комнатных растений в интерьере жилища?
(Ответ: комнатные растения создают иллюзию контактов с природой, служат украшением жилиа.)
- Как влияют комнатные растения на организм человека?
(Ответ: своей красотой, окраской, благоуханием комнатные растения благоприятно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение и гасят нервозность.)
Цветы – элемент убранства квартиры, поддающийся правилам фитодизайна
ФИТОДИЗАЙН (от греческого фито – «растение», англ. Дизайн – «замысел») – это искусство оформления интерьера с использованием растений.
Рассказ ученицы (предварительное индивидуальное задание):
(Жизнь человека связана с природой, а значит, и с жизнью растений. Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища, святыни, выражали благодарность за мужество и храбрость (дарили букеты, награждали за заслуги перед отечеством (венки из лавра).В Бирме , Индии и некоторых других странах традиционно на почетных гостей надевали гирлянды из цветов.
Обычай украшать, оформлять жилище растениями возник, возможно, в стране с резко выраженной сменой времен года, чтобы сохранить в доме зеленый островок живой природы.
По мере открытия новых земель и роста культурных и торговых связей между народами в Европу вместе с богатствами завозили семена, корни и луковицы необычных растений. Одними из первых заморских диковинок были лимонные и апельсиновые деревья. (Слайд 3) Для них специально создавали специальные помещения- теплицы, позднее они были переоборудованы в оранжереи, зимние сады. В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были князь Голицын и граф Шереметьев
Опыт многих поколений цветоводов- декораторов позволил отобрать из тепличных коллекций виды растений, наиболее устойчивые к микроклимату жилища.)
(Учебник стр. 17 найти и записать определение «Фитодизайн»).
Существует несколько правил расположения растений. Они должны соответствовать окружающей обстановке – крупные растения следует помещать в просторные комнаты, маленькие горшочки – на подоконниках.
При размещении растений следует учитывать их декоративную ценность и своеобразие.
- Где ещё можно размещать комнатные цветы?
- Что такое «жардиньерка»? (определение записать в тетрадь)
- Итак, как называется искусство оформления интерьера, создания композиций с использованием растений? (фитодизайн)
- Как называется специалист, занимающийся составлением цветочных композиций? (Фитодизайнер)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
По мере роста растения увеличивается его корневая система, растению становится тесно в горшке. В таком случае необходима ПЕРЕСАДКА (замена почвы без сохранения кома)
В случаях когда растения плохо переносят пересадку (пальмы), применяют ПЕРЕВАЛКУ.
Технология пересадки растения | Технология перевалки растения |
1 | Вынуть растение из старого горшка | 1 | Осторожно выбирать растение из старого горшка, сохраняя земляной ком |
2 | Поместить в посуду с водой, осмотреть корни | 2 | Подготовить новый горшок с дренажом |
3 | Подготовить новый горшок с дренажом | 3 | Насыпать в горшок небольшой слой новой почвы |
4 | Насыпать в горшок часть новой почвы. Сделать углубление. | 4 | Поставить растение в горшок, сохраняя земельный ком |
5 | Поместить в углубление растение, расправить корни | 5 | Заполнить пустые места почвой, уплотняя её |
6 | Засыпать корни почвой, уплотняя её | 6 | Полить и опрыскать растение |
7 | Полить растение (кроме кактусов) | 7 | Поставить в тень |
8 | Поставить в тень | | |
Принадлежности и материалы: горшок, керамзит, почвенная смесь, растение, клеёнка, перчатки, лейка с водой, фартук.
Ход работы
Рабочий стол застелить плёнкой.
Вымыть горшок моющим средством.
Сделать дренаж нового горшка.
Выбрать почвенную смесь, соответствующую растению.
Выполните перевалку (пересадку) растения.
Произведите полив.
Поместите растение в слабоосвещенное место класса.
Уберите за собой рабочее место.
Итог практической работы: