Цели деятельности педагога | Учить детей алгоритму работы над групповым проектом; повторить материал о свойствах глины; развивать и закреплять умения и навыки работы с глиной, применения приемов лепки из целого куска глины; совершенствовать умения работать по плану; формировать умение осуществлять само- и взаимоконтроль; развивать творческие способности детей |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний |
Методы и формы обучения | Игровой; практический; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Основные понятия и термины | Проект, композиция |
Образовательные ресурсы | http://www.ds-208.ru/konspekti/literaturnaya_viktorina_v_starshey_gruppe_po_razvitiiu_rechi_na_temu_posuda.html http://www.happy-kids.ru/page.php?id=162 |
Наглядно-демонстрационный материал | Образцы изделий из пластилина или глины, глина, пластилин; таблица «Приемы работы с пластичными материалами», материалы для викторины |
Оборудование | Учебник; глина или пластилин; инструменты для работы с пластилином (стека, нитка, подкладная доска) |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: понимают значимость правильной организации рабочего места, сориентированы на плодотворную работу на уроке. Предметные: научатся совместно оформлять композицию, работать в группе; закрепят умения и навыки работы с глиной, приемы лепки из целого куска глины. Метапредметные: регулятивные – научатся определять последовательность выполнения работ, осуществлять само- и взаимоконтроль; |
| коммуникативные – научатся слушать и понимать высказывания собеседников, задавать вопросы с целью уточнения информации, осуществлять совместную практическую деятельность; познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, анализировать форму и вид изделия |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Самоопределение к деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку. На доске фотографии с изображением кулинарного изделия, испеченного каждым учащимся дома. Учитель дает оценку, делится с учащимися своими впечатлениями. – Чудесные изделия из теста умеют делать в каждой семье. А теперь пришла пора вспомнить, что мы изучали на предыдущих уроках. Чему они были посвящены? Да, вы узнали о профессиях садовода, овощевода, гончара и т. д., из каких материалов делают посуду, что хранят в разных видах посуды. Сегодня на уроке проверим, как вы усвоили эти знания, и начнем урок мы с викторины | Слушают учителя, рассказывают о своем изделии | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Уст- ные ответы |
| | | | | | |
II. Применение освоенного в практической деятельности | Викторина «Что ты знаешь о посуде?» | Викторина может проводиться как индивидуальное соревнование, так и групповое. За каждый правильный ответ дается фишка. По окончании фишки подсчитываются и определяется победитель. | Участвуют в викторине, отвечают на вопросы | Групповая | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Познавательные: умеют пони- мать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя | Уст- ные ответы |
Игра «Что у меня в руках?». Практическое задание | На столе разложены ложки столовые и чайные, выполненные из разных материалов (пластмассовые и металлические), стаканы (стеклянные и пластмассовые), кастрюли (металлические, стеклянные и керамические) и т. п. – Определите на ощупь (с завязанными глазами) предмет и назовите материал, из которого он изготовлен | Участвуют в игре, получают фишки за каждый правильный ответ | Индивидуальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: умеют анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; проводить сравнение и классификацию предметов по заданным основаниям. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы | Уст- ные ответы |
Игра «Что больше?» | – Что больше: тарелка или блюдце? Чайная ложка или столовая? Заварной чайник или чайник для кипячения воды? | Отвечают на вопросы по памяти | Индивидуальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников. Познавательные: умеют анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; проводить сравнение и классификацию предметов по заданным основаниям | Уст- ные ответы |
Практическое задание | Пример инструкции. – Сервируйте стол к обеду по письменной инструкции. Вначале надо накрыть стол скатертью. Глубокую тарелку поставить напротив стула. Нож положить с правой стороны, лезвием к тарелке, вилку – с левой стороны, острием вверх. Ложку для супа положить носиком вверх, рядом с ножом. За каждой тарелкой, в центре или чуть правее, ставят бокал или кружку ручкой вправо для напитков | Выполняют задание | Групповая | Познавательные: умеют выделять существенную информацию из текстов; на основе полученной информации принимать несложные практические решения. Регулятивные: умеют понимать смысл инструкции учителя, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами. Коммуникативные: умеют принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами; контролировать свои действия при совместной работе | Выполнение сервировки стола по пись- менной инструкции |
Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполнение упражнений | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | |
Организация рабочего места | Проверяет организацию рабочего места | Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе. Личностные: имеют знания о гигиене труда | Организация рабочего места |
Подготовка к работе над проектом | – А не хотите ли вы сами сделать посуду для сервировки праздничного стола? Конечно, одному с такой работой не справиться. Поэтому работать будем бригадами. Как нужно работать в группе, чтобы результат был хорошим? Нужно помогать друг другу и ориентироваться на работу остальных участников группы, распределять работу на всех так, чтобы каждый участник делал один из предметов посуды, а кто-то составлял композицию и проводил презентацию проекта. Важно не забыть о взаимопомощи для получения качественного продукта при совместной работе. Помогает учащимся распределиться по группам. – Но прежде чем приступить к работе, проанализируем готовое изделие. С планом работы над проектом познакомимся в учебнике (с. 22–23). А теперь представьте себя дизайнерами и подумайте, из каких предметов будет состоять ваш сервиз, какой формы будут предметы, какие приемы вы будете использовать | Анализируют конструкцию изделия, узнают и называют материалы, их свойства, приемы работы; проговаривают план работы; отвечают на вопросы юного технолога | Фронтальная | Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками делают выводы, на основе полученной информации принимают несложные практические решения; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: умеют ориентироваться в задании. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки | Уст- ные ответы |
Практическое задание | Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы, правил создания рукотворных предметов. – Изготовьте предметы из пластилина по теме «Праздничный стол» | Отбирают необходимые инструменты; выполняют лепку, создают композицию | Индивидуальная и групповая | Личностные: имеют желание работать; понимают значимость правильной организации рабочего места; знают правила поведения на уроке | Изготовление поделки |
Презентация композиций «Праздничный стол». | Организую обсуждение качества изготовления изделий, созданных композиций в процессе просмотра работ. Предлагаю учащимся попробовать самостоятельно оценить работы и выступления своих товарищей, организовать выставку проектов | Проводят презентацию своей композиции: рассказывают о возможностях ис- пользования посуды в проекте | Фронтальная | Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие изделий. Регулятивные: умеют адекват- но воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Обобщение, оценивание результатов работы | – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? – Оцените свое настроение | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | | Уст- ные ответы |
Домашнее задание | Объясняю домашнее задание, показываю образец миски. – Возьмите дома небольшую миску, подумайте, из чего она сделана, каким способом, для чего она обычно используется у вас дома. Составьте сообщение. Миску принесите на следующий урок | Слушают учителя | Индивидуальная | | |
16. Какие предметы столовой посуды имеют конкретное назначение? От названия каких продуктов они образованы? (Супница, чайник, салатник и т. п.)
21. Почему во время отдыха на природе лучше использовать посуду, сделанную из пластмассы?
Им вода согрета. (Чайник.)
Среди ложек я полковник.
На плите – кастрюль начальник.
Варит кашу, суп для Юли.
Лодочка плывет.
Отправляю в рот. (Ложка.)
Верно, сковородкою.