Урок технологии
Предмет: Технология
Класс: 4
Тема урока: Кондитерская фабрика. Приготовление пирожного «Картошка»
Цель урока: Познакомить с историей и технологией производства кондитерских изделий
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Задачи урока, направленные на формирование предметных результатов:
-знать историю и технологию производства кондитерских изделий;
-соблюдать правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи;
-использовать основные термины и понятия при приготовлении кондитерских изделий
Задачи урока, направленные на формирование метапредметных результатов:
Создать условия для развития у обучающихся умения:
- определять и формировать цель своей деятельности с помощью учителя;
- понимать и принимать учебную задачу;
- учить добывать знания, находить ответы на вопросы, используя при этом свой жизненный опыт, учебник, информацию, представленную с применением ИКТ;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- проявлять активность в стремлении высказаться, оценивать свою деятельность в групповой работе;
- классифицировать и систематизировать изучаемый материал по заданным критериям;
Задачи урока, направленные на формирование личностных результатов:
- создать условия для формирования положительной мотивации к учебной деятельности и учебному материалу на основе интересов, развитие чувства взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности, корректировать своё поведение в соответствии с определённой ролью.
Методы обучения: частично – поисковый, метод проблемной ситуации, репродуктивный, объяснительно – иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная (коллективная познавательная деятельность);
- групповая (приготовление пирожных);
- индивидуальная (работа с нетбуками, работа с дополнительной литературой , сервировка стола, украшение изделия).
Организация образовательного пространства: компьютер, проектор, экран, маршрутные листы, виртуальные экскурсии на производство (видео),технологические, инструкционные карты , правила работы групп-функциональные обязанности
Инвентарь для приготовления кондитерского изделия : кухонная техника Panasonic, ингредиенты для кондитерского изделия
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Принципы системно –деятельностного подхода, формирование УУД |
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности Мотивация к учебной деятельности | Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку ; настрой учащихся на работу; - Ребята, желаю сегодня всем удачной работы и хорошего настроения. Предлагаю прочитать девиз урока: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» - Почему девизом нашего урока является данная пословица? | Приветствуют учителя. Ответы детей | Л –самоорганизация, Р- способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Обобщающий опрос | Задаёт вопросы: 1-Вспомните ребята, чем занимались на прошлом уроке? 2.На каких производствах мы побывали? 3.Как мы это узнавали? | Отвечают на вопросы. Дополняют друг друга. | Р- умение строить речевое высказывание, ориентироваться в учебной ситуации К- вести учебное сотрудничество с учителем и обучающимися. П – применять имеющиеся знания при обсуждении вопросов. |
3. Постановка учебной проблемы. Самоопределение темы, цели | Беседует с обучающимися : 1.Как вы думаете, почему наш урок мы проводим в кабинете технологии? -Мы разделим его на 2 этапа -теоретический и практический. -Для определения темы урока, посмотрите видеосюжеты –совершите виртуальные экскурсии на производство. https://www.youtube.com/watch?v=3U0zSa8g5iw (группа 1) https://www.youtube.com/watch?v=11iVJKtg3k8 (группа 2) https://www.youtube.com/watch?v=QV2Q0F5mEsM&spfreload=10 (группа3) -Сегодня наш урок связан с пищевой промышленностью. Пищевая промышленность производит различные товары- хлеб, макароны, сахар, конфеты, чай, соки, и т д. Среди продукции пищевой промышленности кондитерские изделия являются одними из самых популярных и востребованных , так как они обладают особыми вкусовыми качествами имеют высокую энергетическую ценность. -Подумайте, с какой целью мы посмотрели эти фрагменты Задаёт вопросы на выявление цели, задач. -Ребята, что вы знаете о пирожных? Подводит итог сказанного обучающимися: -Какую цель вы поставите перед собой на уроке? -Для того, чтобы достичь цели, какие задачи мы перед собой поставим? Корректирует сказанное ребятами, уточняет и обобщает. | Отвечают на поставленные вопросы Делятся на группы. На нетбуках просматривают видеофильмы. Определяют производство(кондитерская фабрика). Формулируют и обсуждают тему рока. | П- работа с различными источниками информации. Л- анализировать, строить рассуждение, делать выводы |
| Предлагают и формулируют цели. Уточняют их. Предлагают и формулируют задачи. Уточняют их. | К- вести учебное сотрудничество с учителем и обучающимися. |
4.Работа по теме урока (открытие детьми нового знания) | Знакомит учащихся с новым материалом -Работа на кондитерской фабрике невозможна без людей определенных профессий- кондитера, технолога- кондитера. Профессия кондитера всегда была на особом счету. В некоторых европейских странах производители кондитерских изделий должны были обладать не только знаниями технологии их приготовления, но и умением рисовать, лепить и создавать замысловатые геометрические формы. Знакомит с термином ингредиенты, рецепт. «кондитерская фабрика», «пирожное» -Существую ли кондитерские фабрики в нашей Псковской области? Это фабрика «Надежда» , находится в г.Пскове (ул.Леона Поземского) Слайд №1 Пирожные вносят разнообразие в меню, их приготовление не занимает много в времени, они вкусны. Пирожные чаще всего готовятся из пшеничной и ржаной муки. Пирожные могут быть различной формы: прямоугольной, квадратной, круглой, треугольной или фигурной. Существует много различных видов пирожных. По технологии приготовления пирожные бывают холодными и горячими Слайд №3 По виду используемых продуктов пирожные с молочными продуктами(сыр, творожная масса), конфитюром, шоколадом ит.д. Пирожные бывают сложные и простые. Простые – не требуют использование духового шкафа; сложные – с использование духового шкафа Слайд №4,5, Их готовят из различных продуктов: масла, сахара, ягодами, творога, муки, печенья, яиц. Пирожные подают на блюдах или вазах, где раскладывают одним слоем. | Слушают учителя, смотрят слайды из презентации, работают и заполняют маршрутный лист Ответы детей | Л – совершенствование своих знаний, П- работа с различными источниками информации. |
5. Первичное закрепление (применение алгоритма на практике) | Вводный инструктаж. После объяснения проводит вводный инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям. 1.Какие правила личной гигиены, санитарии и техники безопасности надо соблюдать в процессе приготовления пищи? 2.Что может произойти, если не соблюдать эти правила? 3.Какие правила необходимо соблюдать при работе с кухонными электроприборами? (знакомство с кухонной техникой Panasonic –электрическая мясорубка, миксер) | Отвечают на поставленные вопросы, дополняя друг друга. Слушают объяснение учителя, | Р- определяют последовательность промежуточных задач с учётом конечного результата, определяют последовательность своих действий. Л-формирование бережливости при приготовлении блюда; П – осознанно выполняет трудовые операции; К- строит взаимоотношения в коллективе. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Мозговой штурм «Чёрный ящик»-определи название пирожного по предмету( картошка) (просмотр видеосюжета об истории появления этого вида пирожных) https://www.youtube.com/watch?v=Da1IYYLyKg4 (Галилео. Пирожное «Картошка») Практическая работа «Приготовление пирожных «Картошка»: Проверяет готовность обучающихся к работе Первый обход: проводит контроль за соблюдением правил безопасности труда, санитарии и гигиены; за организацией рабочего места; Второй обход: проводит контроль за соблюдением последовательности приготовления всего блюда и отдельных технологических операций; Третий обход: проводит контроль за выполнением правильных приемов работы с инструментами и приспособлениями; за трудовой дисциплиной. | Определяют название Определяют ингредиенты кондитерского изделия Вспоминают правила работы в паре, группе. Составляют совместно с учителем план достижения цели и определяют алгоритм выполнения. Выполняют практическую работу по инструкционной карте. Работают с технологической картой, осваивают технику изготовления Осуществляют контроль и самоконтроль при выполнении всех операций, соблюдая при этом т/б, санитарные и гигиенические нормы. | Л-формирование бережливости при приготовлении блюда; Р- корректирует свои ошибки, корректно указывает на ошибки ребятам; П – осознанно выполняет трудовые операции; К- строит взаимоотношения в коллективе. |
7.Включение в систему знаний и повторение | Распределение ролей :начальник цеха, повар-кондитер, технолог, кулинар-оформитель, санитарный пост, дежурный Предлагает еще раз обратиться к инструкционной карте с рисунками оформления пирожных; предлагает группам пофантазировать и придумать свой вариант украшения пирожных и подготовить блюдо к подаче на стол. | Рассматривают инструкционную карту с рекомендациями по оформлению пирожных. Наблюдают за демонстрацией учителя по оформлению готового блюда. Учатся оформлять готовое блюдо. Убирают рабочее место. | Л – формирование творческого начала; Р – построение логической цепочки рассуждений и доказательств, внесение коррекции; П – умение выстроить алгоритм своих действий и выявить ошибки; Л- формирование аккуратности П –выполнение трудовых операций К –сотрудничество со сверстниками. |
8.Рефлексия деятельности | Подводит итоги урока -Сегодня на уроке вы научились делать одно из самых простых, но вкусных кондитерских изделий, теперь вы дома можете помогать маме в приготовлении сладостей. --Посмотрите какие разные пирожные у нас получились. Надеюсь, Вы с удовольствием их попробуете и ваше настроение будет отличным. Надеюсь на то, что полученные знания и умения вам пригодятся в жизни. Организует рефлексию •Что нового узнали? •Где можно применить… •Что осталось непонятного? •Самое интересное для меня было… Самооценка собственной деятельности: «Оцени себя на уроке» Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял | Анализируют свою работу Организация самооценки учениками деятельности на уроке. Фиксирование степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. - Подводят итог своей работы. -отвечают устно Дежурные моют посуду, убирают класс, | Личностные УУД: — оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные УУД: — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности |
Критерии для оценивания работы
Соответствие замыслу или выбранной модели.
Аккуратность, точность исполнения.
Композиция, оригинальность.
Самостоятельность, инициативность.
Задание для детей
Какое изделие я буду делать?
Для чего я буду выполнять данное изделие?
Какие материалы и инструменты понадобятся мне для работы?
Как я буду выполнять? Какими способами?
Что сделаю сначала, что потом? (составлю план работы или ознакомлюсь с готовым, чтобы определить последовательность операций).
Что я умею делать? Чему должен научиться? (Сделать вывод)
Дополнительное приложение к уроку (домашнее задание)
Викторина для сладкоежек
1. Подают во время праздников, торжеств. В нем могут быть свечки.
2. Его едят круглый год, но чаще всего, конечно, летом.
3. Большой, бывает с капустой, яблоками, грибами.
4. Любимый десерт Карлсона.
5. Маленькие «пельмени» с ягодами, с творогом.
6. Плитка из орехов и меда.
7. Воздушное лакомство белого или розового цвета, очень вкусное, когда в шоколаде.
8. Знаменитая восточная сладость, часто готовится из молотых семян подсолнечника.
9. Круглые шарики с начинкой и без нее, обжаренные в масле.
10. Небольшой десерт с большим количеством крема.
11. Плоские кондитерские изделия в виде прямоугольников, квадратов, кружков и других фигурок.
12. Сочные плоды, сваренные в сахарном сиропе.
13. Могут быть глазированные, неглазированные и с шоколадной начинкой в фантиках или коробках.
14. Винни Пух не мог без него прожить и дня.
15. Разновидность густого варенья.
16. Сладкая плитка.
17. Небольшие изделия из теста, обычно продолговатой формы, с различными начинками.
18. Тонкие фигурные листы со сладкими прослойками.
19. Выпечка с изюмом необычной формы.
20. Небольшие сладкие белые брусочки с яблочно-ягодным вкусом.
Ответы: 1. Торт. 2. Мороженое. 3. Пирог. 4. Плюшки. 5. Вареники. 6. Козинаки. 7. Зефир. 8. Халва. 9. Пончики. 10. Пирожное. 11. Печенье. 12. Цукаты. 13. Конфеты. 14. Мед. 15. Мармелад или джем. 16. Шоколад. 17. Пирожки. 18. Вафли. 19. Кекс. 20. Пастила.