Комбинированный урок технологии в 5 классе
Тема урока: «Технология изготовления подставки под горячее»
Цель урока: Создание условий для развития учебно-познавательной компетентности учащихся в основах проектирования, изготовления подставки под горячее.
Задачи урока:
- заинтересовать детей изготовлением изделий из древесины;
- познакомить с этапами выполнения творческого проекта;
- заинтересовать детей к индивидуальному подходу в конструировании изделий.
Оборудование: Раздаточный материал.
Форма урока: индивидуальная, групповая.
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся.
Многие окружающие вас в школе, дома и на улице предметы, от самых сложных, изготовлены руками человека. В них вложен большой труд людей. Вы постоянно сталкиваетесь со множеством вещей, которые облегчают жизнь человека. Изготовление любого изделия требует применения каких – либо исходных материалов (заготовок) и осуществляется в определенной последовательности, т.е. по определенной технологии.
Ребята, а помните ли вы, что значит слово «Технология»?
Слово «Технология» произошло от двух греческих слов: «Техно» - мастерство или умение и «логос» наука или учение, т.е. «Технология» - это наука о мастерстве. Чем сложнее изделие, тем сложнее применяемы технологии.
Овладев простыми технологиями, вы сможете перейти к более сложным.
Конечно же, не стоит ограничиваться только изучением различных приемов обработки древесины и металла. Гораздо интереснее применяя эти приемы создавать своими руками полезные или просто красивые изделия. Одно из таких изделий и станет сегодня вашим творческим проектом.
Творческий проект – это самостоятельная творческая работа.
Но чтобы узнать тему нашего сегодняшнего проекта вам нужно отгадать зашифрованные слова.
Задание: подставляя цифры по порядку, нужно прочитать слово.
1 ряд отгадывает 1, 2 слова; 2 ряд отгадывает 3,4,5 слова
1 слово
5 | 8 | 10 | 2 | 9 | 1 | 4 | 7 | 11 | 3 | 12 | 6 |
т | л | н | з | е | и | о | в | и | г | е | о |
2 слово
9 | 5 | 1 | 8 | 3 | 6 | 4 | 2 | 7 |
и | т | п | к | д | а | с | о | в |
подставки
3 и 4 слова
2 | 3 | 1 | | 8 | 7 | 10 | 4 | 6 | 9 | 5 |
о | д | п | | ч | я | ю | г | р | у | о |
под горячую
5 слово
посуду
Тема творческого проекта: "Изготовление подставки под горячую посуду”.
Сегодня на уроке мы будем изготавливать подставку под горячую посуду.
Давайте посмотрим - какие бывают подставки.
Работа над творческим проектом состоит из 3 основных этапов: поискового (подготовительно), технологического и заключительного.
В подготовительном этапе мы должны поставить цель, задачи и проблему. Проблема нашего проекта такова:
Очень полезно и просто незаменимым аксессуаром на каждой кухне является подставка под горячее. Такая подставка не только украшает стол, но и помогает сохранить его поверхность от воздействия высокой температуры. Они могут быть любой формы, цветовой гаммы и дизайна, но каждая из них должна быть эргономичной и безопасной.
Подставка под горячее из дерева отвечает таким качествам, как гигиеничность и термостойкость. Выполненная из традиционного материала в дизайнерском исполнении, она украсит любую кухню. Деревянные подставки под горячее идеально подойдут к любому современному интерьеру.
Прежде чем вы приступите к разработке изделия, я предлагаю вам составить интеллект карту изготовления «подставки под горячее»
Давайте разделимся на 3 бригады. Каждая бригада предложит свою идею и технологическую последовательность изготовления «подставки под горячее».
Последовательность операций | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1. Выбрать заготовку | | Линейка |
2. Отшлифовать рейку | | Наждачная бумага |
3. Отпилить по длине | | Ножовка, |
4. Зачистить торцы, снять фаски | | Наждачная бумага, напильник |
5.Разметить центры отверстий | | Шаблон, шило |
6. Просверлить отверстия 4 мм | | Сверло 4 мм, сверлильный станок |
7. Приготовить верёвку, гайки и собрать изделие | | |
Давайте посмотрим какие поделки спроектировали вы?
(Проверка выполнения эскизов, наброска будущей поделки)
Прежде чем приступить к работе, как вы думаете, что нам необходимо знать и соблюдать?
(Ответы учащихся: инструктаж по тб.)
Прежде чем приступить к работе, вспомним правила безопасной работы:
Перед работой проверь исправность инструментов.
Не работай ножницами с ослабленным креплением.
Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированны ми и заточенными ножницами.
Работай ножницами только на своем рабочем месте.
Следи за движением лезвий во время работы.
Ножницы клади кольцами к себе.
Подавай ножницы кольцами вперед.
Не оставляй ножницы открытыми.
Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
Используй ножницы по назначению.
Физминутка.
Продолжение практической работы.
Ребята! Время урока подходит к концу. Давайте с вами посмотрим, все ли нам удалось сделать, что задумали? Какие были трудности в работе? Что нового вы узнали на уроке?
На следующем уроке мы продолжим работу над ваши проектом.
Сейчас я вам предлагаю сделать подарок нашим гостям, подарить подставки, которые у вас получились.
Кроссворд по столярному делу.
1 | | 2 | |
| 3 | | | | | | | 4 | | | 5 | | 6 |
7 | | | | | | | | 8 | | | | |
| | | 9 | | | | | | | | | | | |
10 | | 11 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 12 | | | | | | |
| | | | 13 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | 14 | | | | | | | | |
| | | | | |
По горизонтали.
3. Физическое свойство древесины, которое определяется по количеству влаги в ней.
9. Изменение формы досок при высыхании.
10. Основной строгальный инструмент.
12. Рабочее место столяра.
13.Пороки древесины, которые находятся в тех местах, где когда-то росли ветки.
14. Порок древесины, связанный с изменением формы ствола.
По вертикали.
1.Материал для прозрачной отделки древесины.
2.Место на крышке верстака, куда во время работы кладут инструменты и заготовки.
4.Рисунок на срезе дерева.
5.Древесный материал, получаемый путём склеивания нескольких листов шпона.
6.Деревянный молоток.
7.Боковые срезы бревна.
8.Пиломатериалы толщиной до 100 мм и шириной более 200 мм.
10
11.Пиломатериал толщиной и шириной более 100 мм.
12.Инструмент для нанесения краски.
Ответы на кроссворд:
По горизонтали: 3 влажность, 9 коробление, 10 рубанок, 12верстак,13сучки , 14 кривизна.
По вертикали: 1лак, 2лоток, 4 текстура, 5фанера, 6 киянка, 7горбыль, 8доски, 11брус, 12валик.