Тема: «Работа с картоном и бумагой. Изготовление пальчиковых кукол.
Цели:
Формирование у учащихся понятия кукольный театр, познакомить с актером-кукольников С.В. Образцовым, с куклами марионетками, с перчаточными куклами. Научить учащихся изготавливать пальчиковые куклы. Формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся.
Развития умения работать в группах в должном темпе; развитие творческих способностей учащихся; развитие связной речи учащихся при защите изделия.
Воспитание бережного отношения к инструментам и экономного расходования материалов.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, запись музыки, ширма, декорация сказки ( домик, деревья, кустарники), куклы (перчаточная, марионетка, тростевая), технологические карты, обучающие структуры «Модель «Фрейер», «Тайм Раунд Робин».
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
(звучит песня «В мире много сказок»)
- Ребята, вы любите кукольное представление?
- Сегодня на уроке мы будем смотреть кукольное представление.
- Что же такое театр кукол?
-В энциклопедическом словаре записано: «Театр кукол – особый вид театральных представлений, в которых действуют куклы, приводимые в движение актерами – кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой». На первый взгляд все куклы кажутся одинаковыми, а между тем они различны. Главное отличие – в их устройстве.
- Ребята, я попросила найти информацию о куклах.
- Кто из Вас может поделиться своими находками? (ответы детей)
Рассказ учителя.
-Простейшими являются перчаточные куклы (куклы надеваются на руку, как перчатка, только не на пять пальцев, а на три).
-Какую Вы знаете первую перчаточную куклу? (Петрушка). Показ перчаточной куклы.
-Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками, которые можно маскировать в одежде кукол. Показ куклы.
-Наиболее сложная кукла - марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера – вага (подвижный крестообразный держатель). На ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Показ куклы.
- Большой вклад в развитие кукольного театра внес Сергей Владимирович Образцов. Он известный актер-кукольник. В Москве есть кукольный театр, который назван в честь Образцова. Посмотрите на слайд.
2. Постановка учебной задачи.
- А сегодня мы с вами будем смотреть пальчиковое представление, куклы будем надевать на пальчик. Посмотрите внимательно на афишу.
- Можно ли по афише определить, что мы будем смотреть? (сказку «Теремок»)
- Ребята, у нас готова декорация, есть афиша, но нет главных героев.
- Может кто-то из Вас подскажет, как выйти из положения? (разные мнения)
- Лучшее предложение, это сделать куклы своими руками.
- Сформулируйте тему и цель урока. (Должны научиться делать своими руками пальчиковые куклы). Мы составим алгоритм работы на уроке.
3.Объяснение работы.
С чего мы начинаем нашу работу? (С повторения.)
Как вы думаете, почему? (Мы должны вспомнить то, что нам пригодиться при «открытии».)
Сегодня мы будем работать по группам.
- Рассмотрите внимательно афишу. Как вы думаете, из какого материала можно изготовить куклы? (ткань, нитки, бросовый материал, папье-маше)
- Сегодня я предлагаю выполнить куклы из картона. Из материала, который нам хорошо знаком. Используя обучающую структуру «Модель Фрейер» вспомните все, что вы знаете о картоне. Работайте сообща, вам дается 2 мин. (дети, работая в группе, записывают на модели определение, характеристики картона, примеры и противоположные примеры)
- Давайте послушаем, что вы записали.(представитель каждой группы диктует сведения о картоне)
- Какие материалы нам потребуются для работы? (картон, цветная бумага, клей)
- Как Вы думаете, какие инструменты будут помогать нам в работе? (ножницы, линейка, карандаш)
- Давайте вспомним правила при работе с ножницами, используя структуру «Тайм Раунд Робин». Каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение 15 сек.
- Какие правила вы вспомнили? (на слайде)
- Также не забывайте правила поведения во время работы, вы их знаете.
-Каждая группа изготовит по одной кукле, т.е. по одному герою. Для этого нужно распределить обязанности. Один из группы готовит туловище, другой ручки, третий голову, четвертый все это оформляет и помогает другим. В каждой бригаде есть бригадиры, которые будут следить за безопасностью труда в группе.
- У кого возникнут затруднения, могут обратиться к технологической карте, которая у Вас на партах.
- Я надеюсь, что Вы самостоятельно, сможете выбрать цвет поделки, проявить свою фантазию, воображение в оформлении поделки (глазки, волосики, носик, ротик, грудка, ладошки).
- Какая фигура лежит в основе пальчиковых кукол? (конус). Мы уже делали игрушки из конусов. Напомните, как сделать конус?
- А как экономить бумагу и экономить время?
- Сейчас обсудите, кто из Вас, что будет делать. Какого цвета будет изделие? Как будет выглядеть мордочка? Готовы?
4. Физ.пауза (под музыку)
Мы маленькие куколки
Мы любим танцевать
Вертеть головкой, ручками
И глазками моргать.
5.Практическая работа в группах.
- Отдохнули? А теперь за работу.
(Дети работают под музыку, бригадиры все помогают, учитель следит за работой)
- Заканчиваем работу, приводим в порядок свое рабочее место, бригадиру контролируют.
6. Итоги
- Прежде чем увидеть героев, подведем итог нашей работы.
- Какое изделие Вы выполняли?
- Из какого материала сделано изделие?
- Детали какой формы использовали? (овал, круг, треугольник)
-Какие можно назвать особенности деталей? (ручки, голова-плоские, туловище-объемное из конуса, детали соединили клеем)
- Как Вы подошли к цветовому решению? (исходя из реальной жизни)
-Что можно отнести к декоративному оформлению? (оформление мелких деталей: глазки, носик, ротик, грудка).
- Каково же предназначение нашей поделки? (куклы для постановки)
-Что у Вас сегодня не получилось? Почему?
7.Выставка поделок. Представление сказки «Теремок».
- Ну, а теперь наступило время познакомиться с нашими героями, а помогут нам в этом группа ребят, которые приготовили для Вас сказку «Теремок».
- Спасибо за представление. Понравилась вам сказка?
- Чему учит нас эта сказка?
- Вот и мы сегодня дружно поработали и получаем все хорошие отметки. А бригадиры подойдут ко мне, мы обсудим работу каждого члена бригады, чтобы оценить работу каждого.