Технология.
Тема: «Насекомые. Пчелы и соты».
1 «Б» класс.
Учитель Осьмачкина Ольга Владимировна.
Тема: Насекомые. РАБОТА С различными
МАТЕРИАЛами. ПЧЁЛЫ И СОТЫ.
Тип урока: систематизация знаний.
Педагогические задачи: продолжать формировать умение работать с природным материалом, используя необходимые инструменты и приспособления, развивать творческие способности, прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют работать с различным природным материалом, используя в качестве приспособления для соединения деталей пластилин, знают правила работы с пластилином и применяют их в практической деятельности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: при помощи учителя планируют собственную деятельность: составляют план, определяют последовательность действий; отличают при сопоставлении с образцом учителя верно выполненное задание от неверного, корректируют и контролируют свои действия, способны к саморегуляции.
Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию из различных источников, перерабатывают полученную информацию: сравнивают, анализируют, делают выводы; составляют алгоритм деятельности.
Коммуникативные: умеют достаточно полно и чётко выражать свои мысли, вести диалог, задают вопросы с целью получения более полной информации о предмете деятельности, эффективно сотрудничают как с учителем, так и со сверстниками.
Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают неповторимость окружающей человека природы, понимают уникальность каждого живого существа, необходимость бережного отношения к природе.
методы и формы обучения: частично-поисковый, практический; индивидуальная, фронтальная.
Материалы и оборудование: природный материал: желуди, крылатки клёна, пластилин, компьютер, интерактивная доска.
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Насекомые», образец.
организационная структура урока
I. Подготовка к восприятию нового материала.
Сообщение темы и целей урока.
– Природа поражает нас красочностью и разнообразием своих творений. Любой живой организм – это великая красота, тайна и великая загадка.
Вот и я тоже хочу предложить несколько загадок, которые помогут вам догадаться, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Учитель загадывает загадки о насекомых и показывает слайды.
Кто над нами вверх ногами
Ходит – не страшится,
Упасть не боится, целый день летает,
Всем надоедает?
(Муха.)
Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар.)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём – миллион.
(Муравьи.)
Шевельнулись у цветка все четыре лепестка.
Я поймать его хотел – он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
На лугу живёт скрипач –
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик.)
– Догадались, кому будет посвящён наш урок? (Насекомым.)
Беседа
- Что вы знаете о насекомых? (Высказывания детей.)
Половину видов животного мира составляют насекомые. Они очень различаются по внешнему виду и образу жизни. Например, саранча может достигать 33 см в длину; в одном муравейнике живут до 8000 красных лесных муравьев; овод может летать со скоростью 50 км/ч.
- Каких насекомых вы можете назвать? (Ответы детей.)
Угадайте, кого из насекомых мы будем делать на уроке из природного материала.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела.)
Посетить хотят все дети
Самый сладкий дом на свете.
Но хозяева жужжат,
Сладкий домик сторожат. (Улей.)
Слайд Тема урока «Насекомые. Пчелы и соты».
– Но одной пчёлке было бы скучно, поэтому мы сделаем несколько пчёлок-сестричек и поместим их в соты. Знаете ли вы, ребята, что такое соты? Понятно ли вам это слово? (Предположения детей.)
– Значение слова нам поможет объяснить словарь.
Словарная работа.
Учитель просит одного из учащихся прочитать значение слова «соты» в толковом словаре или демонстрирует слайд со значением этого слова.
Соты – постройка из воска в виде правильных, симметрически расположенных ячеек для мёда, кладки яичек и цветочной пыльцы у пчёл, ос. (Словарь русского языка С. И. Ожегова; толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова.)
– Вы, конечно, знаете, что люди специально разводят пчёл для получения мёда. Эта отрасль хозяйства называется пчеловодством.
- Как называют человека, который занимается пчеловодством? (Пчеловод, пасечник, бортник.)
- Какие продукты, кроме меда, производит пчела? (Воск, прополис, пыльцу.)
- Какие виды меда вы можете назвать? (Цветочный, липовый, гречишный, подсолнечный и др.)
- Чем полезен мед? (Ответы детей.)
Полезные свойства меда
Медом лечат раны, простуду и другие заболевания верхних дыхательных путей и легких, болезни сердца, печени, почек, нервной системы. Применяют его даже в лечебной косметике. Мед — исключительно ценный продукт питания. Кроме того, из него делают массу лекарственных препаратов. Он входит в состав косметических кремов и мыла. На меду делают восточные сладости. Интересно, что в отличие от многих пищевых продуктов мед никогда не плесневеет. Несмотря на то, что в состав меда входят белки и углеводы, витамины, минеральные и другие вещества, необходимые для жизни и развития любой живой клетки.
II. Демонстрация образа, анализ конструкции.
/Показываю готовую пчелу. Анализирую изделие/:
-Как называется изделие?
-Из чего сделана поделка?
-Так какие же материалы нам пригодятся сегодня?
-Какого цвета пластилин нам понадобится?
Распределение материалов и инструментов на столе.
Где располагаются инструменты и материалы? /инструменты – справа, материалы – слева./
Какие инструменты нам понадобятся? /стека/
Какие материалы мы будем использовать? /природные материалы-желуди и крылатки, пластилин/.
ПРАВИЛА ТРУДА
Начинай работу с разрешения учителя.
Содержи рабочее место в порядке и чистоте.
Будь внимателен, не разговаривай, не отвлекайся.
Инструмент клади на место.
Работай аккуратно.
Если нужно – помоги товарищу.
Правила работы с пластилином.
Выделить место для работы с пластилином.
Аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать пластилин в рот.
Использовать в работе стеки аккуратно, под руководством педагога.
Выбери для работы нужный цвет пластилина.
Отрежь стекой нужное количество пластилина.
После работы с пластилином привести в порядок рабочее место.
Очистить от пластилина доски, протереть стол мокрой тряпочкой.
Наблюдение за выполнением изделия.
– Теперь, когда ваши рабочие места готовы
–Что ещё нам может помочь для более успешного выполнения работы? (План.)
– Посмотрите на образец. В какой последовательности следует выполнять работу. (Рассматривают, анализируют, рассказывают последовательность своих действий.)
Учащиеся под руководством учителя составляют план.
План работы:
1. Сделаем пчёлке голову из коричневого пластилина: наклеим глаза и стеком сделаем ротик, соединим с желудем - туловищем.
3. Приклеим крылатки от клена, чтобы получились крылышки.
4. Возьмём пчелок и посадим на соты.
5. Создадим композицию.
6. Оценим выполненную работу.
Но сначала отдохнем.
Практическая деятельность.
Самостоятельная работа.
– Можете приступать к работе. Вам помогут образцы на столах.
Учащиеся самостоятельно выполняют изделие. При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь.
III. Итоги урока. Рефлексия.
- Что было трудно?
- Что нового и интересного вы сегодня узнали?
Учитель выборочно показывает работы учащихся.
– Посмотрите, сколько пчёлок-тружениц у нас получилось. Оцените свою работу и работы одноклассников с помощью смайлика.
Выставка работ.
(Самоанализ, самооценка).