СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Типы химических реакций на примере свойств воды или "Въ + Да": самое удивительное вещество в мире» для учащихся 8 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является уроком  повторения и закрепления в теме  «Изменения, происходящие с веществами». Он может быть реализован как в середине изучения темы, так и при подготовке к контрольной работе в конце темы. Отдельные элементы презентации можно применять при изучении всех ключевых вопросов этого блока. 

Просмотр содержимого документа
«Урок «Типы химических реакций на примере свойств воды или "Въ + Да": самое удивительное вещество в мире» для учащихся 8 класса»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Иркутская область г. Усть-Илимск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»














Урок химии «Типы химических реакций на примере свойств

воды или "Въ + Да": самое удивительное вещество в мире»

для учащихся 8 класса


Автор: Бархатова Елена Владимировна,

учитель химии МОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 10»,

высшая квалификационная категория









г. Усть-Илимск, 2010

Краткая аннотация разработки

Данный урок является уроком повторения и закрепления в теме «Изменения, происходящие с веществами». Он может быть реализован как в середине изучения темы, так и при подготовке к контрольной работе в конце темы. Отдельные элементы презентации можно применять при изучении всех ключевых вопросов этого блока. Урок разработан в рамках авторского семинара «Конструирование урока химии в условиях перехода на новый государственный образовательный стандарт», 19 марта 2010 г.

Тема урока

Тема урока «Типы химических реакций на примере свойств воды или "Въ + Да": самое удивительное вещество в мире»

Место урока в теме

Урок №10 в теме 4 «Изменения, происходящие с веществами»

Тип урока

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме на основе системно-деятельностного подхода

Цель урока

  • обучающая: закрепить и расширить знания учащихся о химических реакциях, их признаках и условиях протекания; обобщить знания о типах химических реакций,

  • развивающая: продолжить отрабатывать умение учащихся расставлять коэффициенты, формирование универсальных учебных действий – наблюдать и описывать химические реакции, сравнивать, классифицировать, проводить анализ и синтез, обобщать материал, строить умозаключения, работать самостоятельно, умение управлять своей познавательной деятель­ностью.

  • воспитательная: формирование активности, взаимопомощи, самостоятельности, самоконтроля, коллективизма, творческого отношения к делу.

Содержание урока

Сущность понятия «химическая реакция», закономерности протекания химических реакций с участием воды, признаки и типы химических реакций, закон сохранения массы, необходимость расстановки коэффициентов в уравнениях реакций, конкретные примеры химических реакций.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Должны знать и понимать: понятие «химическая реакция», признаки и условия протекания химических реакций; их классификацию.

Должны уметь: расставлять коэффициенты, осуществлять универсальные учебные действия – наблюдать и описывать химические реакции, сравнивать, классифицировать, проводить анализ и синтез, обобщать материал, строить умозаключения, работать самостоятельно, уметь управлять своей познавательной деятель­ностью.

Этапы

  1. Организационный момент. Приветствие. Мотивация на урок.

  2. Вызов

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Актуализация знаний

  5. Открытия нового знания.

  6. Работа в парах.

  • Составление алгоритма

  • Первичное закрепление.

  1. Рефлексия.

  2. Самостоятельная работа – самоконтроль.

  3. Собственно рефлексия.

  4. Домашнее задание.

Средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, видеоролики для демонстрационного эксперимента учащихся, аудиозапись с музыкой, учебные тексты, дидактический раздаточный материал.

Методы обучения

Репродуктивный, проблемно-поисковый, экспериментальный

Способы мотивации учения

Связь темы с повседневной жизнью.

Роль химических процессов с водой в эволюции планеты и жизни на ней.

Межпредметные связи: биология, география, история.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Виды познавательной деятельности

Эксперимент, наблюдение за демонстрационным экспериментом, участие в проблемной беседе

Способы управления познавательной деятельностью

Ознакомление с целями и задачами урока, видами контроля.

Способы отслеживания результатов

Тест «Типы химических реакций по свойствам воды»

Взаимопроверка результатов работы на разных этапах урока, при выполнении упражнений на написание уравнений химических реакций с участие воды.

Самопроверка по образцам на экране и самооценка.

Вопросы беседы «Вырази своё отношение к полученным знаниям».

Литература

Габриелян О.С. Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2008 г.


Тема урока «Типы химических реакций на примере свойств воды или

"Въ + Да": самое удивительное вещество в мире»1


Цель урока:

  • обучающая: закрепить и расширить знания учащихся о химических реакциях, их признаках и условиях протекания; обобщить знания о типах химических реакций,

  • развивающая: продолжить отрабатывать умение учащихся расставлять коэффициенты, формирование универсальных учебных действий – наблюдать и описывать химические реакции, сравнивать, классифицировать, проводить анализ и синтез, обобщать материал, строить умозаключения, работать самостоятельно, умение управлять своей познавательной деятель­ностью.

  • воспитательная: формирование активности, взаимопомощи, самостоятельности, самоконтроля, коллективизма, творческого отношения к делу.


Тип урока: урок повторения и обобщения.

Оборудование: презентация, видеоролики, аудиозапись, информационная карта анализа урока (занятия) на основе системно-деятельностного подхода (Приложение 10), учебные тексты, задания для работы в парах.

Ход урока:

1. Вызов

Звучит музыка «Чайки» (Приложение 1).

На экране презентация (Приложение 2).

Здравствуйте, рада всех Вас видеть, садитесь, пожалуйста. Сегодня нас ждет интереснейший материал. Мы продолжаем изучать типы химических реакций. Эпиграфом к нашему уроку являются слова Леонардо до Винчи «… ей дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».

Чтобы определить о каком веществе мы будем говорить на уроке, выполните задания. Используя крылатые высказывания исторических личностей и афоризмы, вставьте пропущенное слово. Текст о воде (Приложение3).

О каком веществе будет сегодня наш разговор? Верно о воде!

Я предлагаю вам просмотреть видеоролик с использованием демонстрационного химического эксперимента.

Видеоролик. Эксперимент. Опыты №1 - 6. (Приложение 4).

Самостоятельная постановка проблемы путём показа видеоролика по проведению нескольких опытов.

Какое действие? Химические реакции с участием воды.

Какие наблюдения? Признаки химических реакций, разные условия протекания химических реакций с водой.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя: Что объединяет эти три опыта? Рассмотрим ваши предложения. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды».

2. Постановка учебной задачи.

СЛОВАРЬ СМЫСЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА даёт следующую характеристику слову ВОДА ("Въ + Да") - это "проникающая основа движения истока". Издревле понимается как заключающая в себе жизнь. Имеет свойства изменчивости, текучести, сохранения информации (памяти).

А теперь ответим на два вопроса. Первый: Что мы будем знать? Второй: Что мы научимся делать? Это есть та учебная задача, которую нам предстоит решить.

3. Актуализация знаний

Составление кластера «Что мы знаем о воде здесь и сейчас?». А что хотелось бы узнать?

Эту учебную задачу будем решать поэтапно. Откройте тетради. Этап первый. Подготовьте тетрадь для составления. Давайте попробуем применить ваши знания для того, чтобы составить кластер «Что мы знаем о воде здесь и сейчас?».













Этап второй решения учебной задачи. Сейчас, работая в парах, мы откроем для себя новые знания о воде.

3. Открытия нового знания. Работа в парах.

1. Прочитайте текст о воде (Приложение 5). Обобщите сведения о физических свойствах воды, выделите главную мысль.

  • Имеет цвет, не имеет цвета.

  • Имеет запах, не имеет запаха.

  • Имеет форму, не имеет формы.

  • Прозрачна, не прозрачна.

  • Обладает текучестью, не обладает текучестью.

  • Растворитель.

  • Медленно нагревается и медленно остывает, быстро нагревается и быстро остывает.

2. К какому классу относится вещество вода? Укажите основание для классификации. Составьте схему (Приложение 6).

  • Оксид, сложное вещество, ковалентная полярная, 3 агрегатных состояния.

3-5. Установите соответствие между процессом, происходящем в одном из опытов в видеоролике и типом химической реакции (Приложение 7). Аргументируйте свой ответ.

6. Используя фрагмент текста, продолжите фразу: о значении воды для человека. (Приложение 9).

7.По схеме водоочистительной станции (рис. 1 ) установите последовательность этапов очистки природной воды: фильтрование, отстаивание, обеззараживание. (Приложение 9). Ответ аргументируйте.

2.3 Составление алгоритма.

Этап третий. В тетрадях составить опорный конспект- схему («шпаргалку») по теме «Схема изучения свойств воды». Для работы используем правила составления схемы и образец схемы:

  1. Схема – краткое изложение знаний.

  2. Схема – средство мышления, инструмент познания объекта.

  3. В схеме присутствуют символы, знаки, графические обозначения.

  4. В схеме математически описывается функционирование объекта.

  5. Схема показывает устройство, структуру объекта, она всегда конкретна.

2.4 Первичное закрепление.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию.

«Цепочки», соревнования, игровые ситуации и пр.

Представление нескольких схем. (Приложение 11). Озвучивание.

3. Рефлексия.

3.1 Самостоятельная работа – самоконтроль.

Выполнение упражнения на написание уравнений химических реакций с участие воды (Приложение 12).

Самопроверка по образцам и самооценка.

3.2 Собственно рефлексия.

Беседа: «Вырази своё отношение к полученным знаниям».

  • Чему научились?

  • Что нового узнали?

  • Каким способом?

  • Где используется?

  • В чем отличие новой ситуации от ранее изученной?

  • Где возникло затруднение? Каковы результаты класса?(мои собственные)?

  • Кого можно похвалить?

  • Над чем ещё надо поработать?

  • Задайте вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала.


Урок хотелось бы закончить словами Антуана де Сент-Экзюпери:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете…».

  1. Домашнее задание

  1. §33,в. 1, 3 письменно.

  2. Игра - лабиринт «Вода».

  3. Заполнение «слепого» текста с терминами из изучаемой темы (с поддержкой).

5. Список литературы, используемой для подготовки урока

1.О.С.Габриелян. Химия. 8 класс. Учебник для образовательных учреждений. – М: Дрофа, 2008г.

1 Урок в рамках авторского семинара «Конструирование урока химии в условиях перехода на новый государственный образовательный стандарт», 19 марта 2010 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!