УРОК-ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ.
Жанр-мастерская творческого письма. Сочинение на морально-этическую тему в 9 классе.
Цель:1. Сконцентрировать внимание обучающихся на приоритет процесса над результатом.
2. Научить обучающихся входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них (развитие социальной и личностной компетенции).
3. Развивать самостоятельную компетенцию путем автономного и рефлексивного действия обучающегося.
4. Развивать навыки работы обучающихся в группах, в парах, индивидуально.
ХОД УРОКА:
Предъявление индуктора.
Ребята, на доске записаны слова. Подумайте и скажите, какое слово по смыслу может сочетаться с этими словами
МОГУЧАЯ ЕДИНСТВЕННАЯ ДУХОВНАЯ
ВЕЛИКАЯ МАЛАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ДРЕВНЯЯ
РОДИНА(ИНДУКТОР)
Скажите слово «РОДИНА» имеет прямое или переносное значение? Как это можно определить, основываясь на вашей схеме?
II.Создание творческого продукта.
Обучающиеся объединяются в 4 группы.
Задание группам:
1.(1 и 2 группа) Подберите эпитеты к слову «родина».
2.(3 и 4 группа) Подберите синонимы к слову «родина».
III. Социализация.
Эпитеты | Синонимы |
Покинутая | Отчизна |
Многострадальная | Отечество |
Необъятная | Начало |
Исконная | Колыбель |
Малая | Источник |
Великая | Край отцов |
| край |
| сторона |
| земля |
| семья |
| места |
| страна |
| Донбасс |
| Макеевка |
| города |
| Донецк |
| республика |
.(1 и 2 группа) .Какой из синонимов больше подойдет к вашим эпитетам. Составьте словосочетания и запишите их.( Покинутая земля, необъятная Отчизна, великая страна, исконная колыбель)
(3 и 4 группа).Составьте цепочку ассоциаций со словом родина.
Страна, мать, дом, земля, школа, патриотизм, гимн, герб, флаг, честь, родители, семья, мама, край, детство, друзья ,история, отвага, мир, республика, Донбасс.
IV.Промежуточная рефлексия.
Объяснения. Читаются и объясняются ассоциативные цепочки.
V.Новая информация и ее обработка.
Вам предлагаются слова, с которыми так или иначе сочетается слово
« родина». Составьте с ними предложение.
Человек своими хорошими делами прославляет Родину.
Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в пословицах и поговорках.
Решение покинуть родину давалось нелегко, да и сам процесс переселения в необжитые или разорённые войной земли был труден.
В родном краю сокол, в чужом — ворона.
В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.
Велика русская земля и везде солнышко.
Всюду хорошо, а дома лучше.
Всякая сосна своему бору шумит.
Всякому мила своя сторона.
Где кто родится, там и пригодится.
Где не жить — родине служить.
Где сосна взросла, там она и красна.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Для отчизны не жаль жизни.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Если народ един — он непобедим.
За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше.
За морем светло, а у нас светлее.
VI.Корректировка и создание нового текста.
Сочинение миниатюра на заданную тему.
Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое, быть может, свое бесценное богатство: Родину. Она у него одна, другой никогда не будет, как не будет, не дано человеку прожить вторую жизнь. Родина — данность. Ее не выбирают по своему вкусу и желанию, точно так же, как не выбирают себе мать: уж какая ни есть, но она — твоя мать, одна-единственная из всех живущих, ее не с кем сравнивать, ибо всякое сравнение кощунственно, оскорбительно для той, что дала тебе жизнь, выкормила, вынянчила и взрастила, как могла и сумела. Родина, как и родная мать, — это твоя судьба, доставшаяся тебе на радость и на горе, на все испытания, муки и восторги, на непрестанный каждодневный труд и на редкие праздники — на все, словом, счастливые и несчастливые времена быстротечной жизни. И потому-то принимать ее надо без ропота и желчного недовольства, без плебейской зависти к другим людям и народам, родившимся в иных пределах, на иной, возможно, более теплой и благодатной, обласканной солнцем земле. То — чужое. А твоя Родина — это твоя Родина, и тебе она принадлежит, как ты принадлежишь ей одной…
Возблагодари же тихо в душе ее! Возблагодари за честь называться ее сыном, за трудное счастье служить ей в благословенные дни мира и в годину бедствий. Раздели с Родиной ее судьбу и люби по-сыновнему, храни ей верность, оберегай, цени, не кляни в злую минуту жизни, а делай все для нее, что в твоих силах сделать хорошего, доброго, — это и будет главным мерилом твоей порядочности и благородства.
Не жди и не требуй награды за верность, потому что верность, как и твоя любовь, принадлежит ей по праву рождения; ты просто-напросто исполнишь долг. Награда тебя непременно найдет, и это будет спокойное, гордое сознание, что не зря жил, не был лишним, бесполезным для Родины человеком…
VII.Социализация чтение сочинений. Обсуждение. Выбор лучших.
VIII.Новая информация и ее обработка. Каждая группа получает листок с записанным в нем текстом.
Сравните ваше сочинение с текстом. Чем он отличается от ваших работ?
Прочитайте. Сформулируйте главную мысль. Определите тип и стиль текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните проверяемые безударные гласные в словах с пропущенными в корне буквами. В первом абзаце поставьте значок V над буквами е, ю, я, обозначающими мягкость предшествующих согласных; значок VV над буквами ю, е, обозначающими два звука.
• Запишите слово праздник в фонетической транскрипции. Совпадает ли количество букв и звуков в этом слове и в выделенных словах?
"Многие говорят : мы любим Родину, это очень важные слова, и надо иметь на них право . А это право надо завоевать своей жизнью, своим трудом, своей учебой . Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью . Радоваться когда у Родины праздник и страдать когда Родине тяжело . И главное - беречь Родину. Беречь как свою мать . Не давать в обиду врагам, которые идут на неё с оружием . Не давать в обиду пошлякам для которых нет ничего святого . Не давать в обиду тем кто думает только о себе и забывает о Родине . Для человека все должно быть дорого на своей Родине : и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день . Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом .Ваши отцы доверяют вам самое священное - Родину . Любите её как мать . Как свою мать.
IX. Общая рефлексия. Ответы учащихся по сравнению текстов. Работа по синтаксису. Общие выводы.
X. Домашнее задание.
Составьте диалог на тему : « Люблю тебя, родной Донбасс»