СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок"Углеводы. Глюкоза и сахароза"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке изложена методика организации и проведения комбинированного урока, направленная на формирование у студентов практических навыков и умений экспериментальных исследований по теме «Углеводы. Глюкоза и сахароза». Содержание  методической разработки направлено на активизацию умственной деятельности студентов, логического мышления, памяти, на формирование чувства ответственности за выполнение порученного дела.

Материал методической разработки предназначен преподавателям общеобразовательных дисциплин, ведущих подготовку специалистов среднего звена по Государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Урок"Углеводы. Глюкоза и сахароза"»

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Горловский техникум технологий и сервиса»













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия

по дисциплине

ОДП.03 Химия

по теме «Углеводы. Глюкоза и сахароза»







Подготовила:

Вихрова Е.И.

преподаватель химии











2021

Методическая разработка организации и проведения открытого учебного занятия – «Углеводы. Глюкоза и сахароза» для студентов II курса, по профессии: 43.01.09 (Повар, кондитер).


Составитель: Вихрова Елена Ивановна, преподаватель химии и биологии ГПОУ «Горловский техникум технологий и сервиса», квалификационная категория «специалист первой категории».


В методической разработке изложена методика организации и проведения комбинированного урока, направленная на формирование у студентов практических навыков и умений экспериментальных исследований по теме «Углеводы. Глюкоза и сахароза». Содержание методической разработки направлено на активизацию умственной деятельности студентов, логического мышления, памяти, на формирование чувства ответственности за выполнение порученного дела.

Материал методической разработки предназначен преподавателям общеобразовательных дисциплин, ведущих подготовку специалистов среднего звена по Государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования.

     

Рецензенты:

1. Сердюченко В.С. заведующая учебно-методическим кабинетом

специалист «высшей квалификационной категории» ГПОУ «Горловский техникум технологий и сервиса».

2.Тимощенко С.Е., преподаватель химии и биологии, «специалист высшей квалификационной категории», «преподаватель-методист» ГБПОУ «ГМТ37».







Рассмотрена и одобрена на заседании

ПЦК преподавателей

природно-математических дисциплин

протокол № от 2021 г.

Председатель ПЦК________О.В. Ольховой




СОДЕРЖАНИЕ





Введение

4

Основная часть

5

1.Методическое обоснование темы занятия

5

2.Методические рекомендации по проведению занятия

6

3.План занятия

8

4.Структура занятия

9

Заключение

21

Литература

22



































ВВЕДЕНИЕ


С началом нового тысячелетия все большее значение в педагогике приобретают интерактивные технологии обучения. Это позволяет студентам получать знания не только от преподавателя, но и самостоятельно, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своей работы. Целью изучения всех общеобразовательных дисциплин, в том числе и химии, есть развитие мышления студентов, их знаний и навыков, в процессе изучения дисциплины развитие интереса к знаниям, формирование умений самостоятельно добывать знания, умение работать в коллективе.

Основной целью методической разработки является изучение теоретических знаний, приобретение практических, экспериментальных навыков по теме: «Углеводы. Глюкоза и сахароза», формируя умения самостоятельно добывать знания, умение работать в коллективе. Именно исследовательские навыки обеспечивают готовность студентов к профессиональной деятельности, конкретнее по профессии: «Повар, кондитер».

Предложенная методика поможет молодым преподавателям сориентироваться в применении некоторых новых технологий, рационально использовать их во время проведения своих занятий, сделать их эффективнее.


Актуальность: Перед преподавателем стоит непростая задача: сохранить целостность и системность учебной дисциплины за небольшое, жестко лимитированное учебное время, отпущенное на изучение темы. Использование групповой формы работы, ИКТ на данном занятии позволит решить эти задачи. Главное достоинство такого занятия – групповая форма работы, использование презентации, проведение эксперимента. Это занятие дает возможность организовывать плодотворную работу студентов.










ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


  1. Методическое обоснование темы занятия


Данная тема занятия – «Углеводы. Глюкоза и сахароза» связана с основной целью обучения химии в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в том числе и техникуме – овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Данная тема изучается в теме «Кислородсодержащие органические соединения». В данной методической разработке показана возможность использования дифференцированно - группового обучения для успешного усвоения учебного материала. Целью занятия по данной теме является изучение строения глюкозы, сахарозы, их свойств, умение прогнозировать химические свойства органических соединений, исходя из их строения и наличия соответствующих функциональных групп.

Цель занятия определила следующие задачи:

- сформировать представления о глюкозе, сахарозе;

- формирование умений анализировать, сопоставлять, обобщать учебный материал, работать коллективно и индивидуально;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Для реализации этих задач особую важность приобретает овладение умениями обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности человека, находить и анализировать информацию об органических соединениях.

2.Методические рекомендации по проведению занятия


На момент проведения занятия обучающиеся уже познакомились с основными классами органических соединений, со свойствами некоторых функциональных групп. Проблема, рассматриваемая на уроке актуальна для учащихся: с углеводами они уже знакомы из курса биологии и жизненного опыта. Поэтому форма урока выбрана не случайно. В настоящее время перед преподавателем стоит трудная задача – подготовить или хотя бы создать все условия для подготовки творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании.

При проведении занятия по теме «Углеводы. Глюкоза и сахароза» для актуализации опорных знаний был использован такой вид работы как химический диктант, где студенты обмениваются работами для взаимной проверки работ. Это способствует созданию доброжелательной атмосферы на занятии, способствует поддержанию интереса к дисциплине.

Мотивация учебной деятельности – слово преподавателя о практическом применении данной темы занятия в выбранной профессии: «Повар, кондитер» нацеливает на необходимость понимания важности изучаемой темы в жизнедеятельности человека.

Изучение нового материала состоит из таких чередующихся между собой этапов: рассмотрение теоретической части и проведение опытов по химическим свойствам глюкозы и сахарозы. Обучающиеся овладевают приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями, формируют умения наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты. Они совершенствуют способы учебной работы, развивают интерес к знаниям, формируют умения самостоятельно добывать знания и умение работать в коллективе.

Характерными особенностями такого занятия являются: групповая работа обучающихся, проведение ими эксперимента, дифференциация домашнего задания, взаимопомощь и взаимоответственность студентов в группах.

Для проведения опытов формируются «творческие группы». Преподаватель ставит перед каждым командиром «творческой группы» цель – как правильно провести эксперимент. Данная форма организации учебной деятельности активизирует процесс мышления, способствует повышению самоорганизации студентов, формирует чувство ответственности за результаты своей работы в коллективе.

Слайдовый материал, который сопровождает все этапы изучения нового учебного материала дает студентам визуальное представление об излагаемом фактическом материале.

Подготовка к занятию ведётся в течение двух недель. Студенты заранее получают задание. Накапливают материал, готовят ответы на вопросы. Преподаватель проводит консультации с группами.











































ГБПОУ «Горловский колледж технологий и сервиса»

3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ


Группа:21ПК “30” ноября 2021г.

По профессии: 43.01.09 (Повар, кондитер)

Тема занятия: «Углеводы. Глюкоза и сахароза».

Цель урока: дать представление об углеводах на примере глюкозы, сахарозы; познакомить обучающихся с составом и строением их молекул, их физическими и химическими свойствами, значением в природе, научить определять химические свойства органических соединений, исходя из их строения и наличия соответствующих функциональных групп.

Задачи:

Образовательные: изучить строение глюкозы, сахарозы; закрепить понятия «углеводы», научить прогнозировать химические свойства органических соединений, исходя из их строения и наличия соответствующих функциональных групп.

Развивающие: развитие навыка обобщать, делать самостоятельные выводы;

выявление незаменимой роли глюкозы в жизни человека, животных; развивать логическое мышление, умения наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные: формирование научно-материального мировоззрения; воспитание познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей.

Межпредметные связи: математика, биология, химия.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: наглядный, практический, словесный, фронтальный, индивидуальный, групповой.

Оборудование: презентация к уроку, план-конспект урока, учебники, тетради, выставка “Углеводы в нашей жизни” (овощи, фрукты, разложенные на подносах, хлеб, букет из колосьев пшеницы, сахарница с кусочками сахара, мёд, пакеты соков). Таблица «Классификация углеводов», штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовка, раствор глюкозы, сахарозы, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, аммиачный раствор нитрата серебра, раствор медного купороса, спички.

Литература: Рудзитис Г.Е. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.



Структура урока:


I. Организационный этап - 2 мин

II. Мотивация учебной деятельности - 18 мин

III. Актуализация опорных знаний и умений - 20 мин

Проведение химического диктанта.

IV. Изучение нового материала - 40 мин

1.Сообщение обучающегося из истории углеводов.

2. Сообщение обучающегося интересных фактов об углеводах.

3. Классификация углеводов.

4.Физические свойства и нахождение в природе глюкозы и сахарозы.

5.Строение молекулы глюкозы, сахарозы.

6.Получение глюкозы, сахарозы.

7.Химические свойства глюкозы, сахарозы (выполнение лабораторных опытов).

8.Применение глюкозы, сахарозы.

V.Обобщение, систематизация нового материала - 20 мин

VI.Итоги урока - 10 мин

VII.Домашнее задание - 10 мин

Продолжительность занятия 120 мин.


ХОД УРОКА

I.Организационный этап:

1.1.Приветствие студентов.

1.2.Подготовка аудитории к занятию, проверка отсутствующих и готовности группы к занятию.

1.3.Ознакомление студентов с темой и учебными целями занятия (план занятия).

II. Мотивация обучающей и познавательной деятельности:

Вы – будущие специалисты по профессии: «Повар, кондитер».

Разделитесь на 2команды.

I команда

Обсудите в группах и перечислите, без каких продуктов вы не представляете свою специальность.

Вкус продуктов бывает разный: соленый, сладкий, кислый, горький и т.д. Посмотрите на перечень продуктов (фрукты и овощи, красиво разложенные на плетеных из дерева вазах и подносах, хлеб, букет из колосьев пшеницы, сахарницу с кусочками сахара, баночку мёда, пакеты соков из магазина) и вспомните из своей практики: какой «вкус» у профессии: «Повар, кондитер»?

Скажите, какие химические соединения придают сладкий вкус продуктам? Что вы знаете о биологическом значении углеводов?

II команда

Из курса биологии вам уже известны углеводы, давайте вспомним основные понятия.

В состав каких продуктов входят в основном простые сахара? Что вы знаете о составе углеводов? Что вы знаете о физических свойствах углеводов? Вспомните, какие важные химические процессы протекающие во время приготовления пищи характерны только для глюкозы (подсказка: приготовление теста и выпечка хлеба, квашении овощей и т.п.)

III. Актуализация опорных знаний и умений (химический диктант):

Вы уже многое знаете о кислородсодержащих органических соединениях.

Проведем химический диктант (если вы согласны с утверждением, ставите цифру 1, если нет – цифру 0). Цифры записывайте в строчку:

  1. В молекулах одноатомных спиртов углеводородный радикал связан с одной гидроксогруппой.

  2. Глицерин относится к многоатомным спиртам.

  3. Качественной реакцией на многоатомные спирты является реакция с Cu(OH)2.

  4. Для одноатомных спиртов характерна реакция гидрирования.

  5. Из альдегида можно получить одноатомный спирт реакцией гидрирования.

  6. Для альдегидов характерна реакция «серебряного зеркала».

  7. При взаимодействии альдегидов с Cu (OH)2 (при нагревании) образуются карбоновые кислоты.

  8. В состав одноосновных предельных карбоновых кислот входит карбоксильная функциональная группа.

  9. Карбоновые кислоты, как и неорганические, взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями слабых кислот, спиртами.

  10. Хлоруксусная кислота является более сильной, чем уксусная.

  11. Все животные жиры – твердые.

  12. Сложные эфиры применяются в пищевой промышленности как ароматизаторы.


Проведем взаимопроверку диктанта. Обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте ответы. Выставьте оценку согласно «кода ответов».


Код ответа: 111011101101.

«5» - все ответы правильные; «3» - 3-4 неверных ответа;

«4» - 1-2 неверных ответа; «2» - 5 и более неверных ответов


IV.Изучение нового материала:

П араллельно с изучением новой темы просматриваем презентацию.

Вступительное слово преподавателя (Слайд 1)




Углеводы... А это те самые сладости, которые вы так любите, (фрукты, торты, конфеты, варенье, шоколад, фрукты, особенно много углеводов содержит виноград). Углеводы жизненно важные вещества, которые необходимы каждому организму. Эти вещества расходуются, и человек должен постоянно пополнять их запасы.

Животные и человек не синтезируют углеводы. В зеленых растениях при участии хлорофилла и солнечного света осуществляется ряд процессов преобразования поглощенной из воздуха углекислого газа и впитанной из почвы воды. Конечным продуктом этих процесса – фотосинтеза, является сложная молекула углевода.

Углеводы – важный источник энергии для организма, участвуют в обмене веществ. Основными источниками углеводов являются растительные продукты (Слайд 2).

Углеводами называют вещества с общей формулой Cx(H2O)y, где x и y– натуральные числа. Название «углеводы» говорит о том, что в их молекулах водород и кислород находятся в том же отношении, что и в воде. В животных клетках содержится небольшое количество углеводов, а в растительных – почти 70 % от общего количества органических веществ. Ежегодно зеленые растения и бактерии поглощают в процессе фотосинтеза около 200 млрд. тонн углекислого газа. При этом в атмосферу высвобождается приблизительно 130 млрд. тонн кислорода и синтезируется 50 млрд. тонн органических соединений. Углеводы аккумулируют солнечную энергию и сами являются источником энергии для живых организмов (Слайд 3).

1.Сообщение обучающегося из истории углеводов (Слайд 4,5).

Углеводы используются с глубокой древности – самым первым углеводом (точнее смесью углеводов), с которым познакомился человек, был мед.

Родиной сахарного тростника является северо-западная Индия-Бенгалия.

Европейцы познакомились с тростниковым сахаром благодаря походам Александра Македонского в 327г. До н.э.

Свекловичный сахар в чистом виде был открыт лишь в 1747 г. Немецким химиком А. Марггафом.

Крахмал был известен еще древним грекам.

Целлюлоза, как составная часть древесины, используется с глубокой древности.

Термин слова «сладкий» и окончание – оза- для сахаристых веществ было предложено французским химиком Ж. Дюла в 1838г.

Исторически сладость была главным признаком, по которому то или иное вещество относится к углеводам.

В 1811г. Русский химик Кирхгоф впервые получил глюкозу гидролизом крахмала, а впервые правильную эмпирическую формулу глюкозы предложил шведский химик Я. Берцелиус в 1837 г. C6H12O6

Синтез углеводов из формальдегидов в присутствии Ca(OH)2был произведён А.М. Бутлеровым в 1864 г.

2.Сообщение обучающегося интересных фактов об углеводах (Слайд 6,7):

-Уровень глюкозы регулируется специальным гормоном, который называют инсулин.

-В организм человека она поступает вместе с углеводами.

-После того, как прекращается ее приток в кровь, стартует обратный процесс преобразования жиров в глюкозу. Это помогает человеку поддерживать ее содержание в норме.

-Разные сахарозы вырабатываются в тонком кишечнике и поджелудочной железе, где в виде глюкозы усваиваются в крови.

-Процесс превращения жиров и белков в глюкозу и в обратном порядке занимает много времени. Гликоген считается главным запасным углеводом.

-Сахар не может быть напрямую усвоен организмом человека, и ему требуется расщепиться при помощи специальных ферментов до преобразования в глюкозу.

-Инсулин является гормоном-регулятором, который уменьшает концентрацию глюкозы в крови. Ее повышение провоцируют такие гормоны как адреналин, кортизол и глюкагон. Возникновение сахарного диабета происходит при нарушении реакций между гликогеном и глюкозой.

-В Австралии ее получают исключительно из пшеничного крахмала.

-Стрессовые ситуации провоцируют повышение глюкозы в крови у человека. Это происходит по причине того, что организм отвечает на подобную ситуацию выделением гормонов стресса.

-Обыкновенные лягушки нашли глюкозе удивительное применение. В зимнее время иногда особь может вмерзнуть в ледяные глыбы, и после оттаивания оживает, хотя должна погибнуть. Смерть не наступает из-за того, что с приходом заморозков в крови земноводного увеличивается количество глюкозы в 60 раз, что создает препятствие образованию в организме кристалликов льда.

3.Классификация углеводов. Слово преподавателя (Слайд 8):

Все углеводы можно разделить на две группы: простые углеводы (моносахариды) и сложные углеводы.

Простые углеводы (моносахариды) – это простейшие углеводы, не гидролизующиеся с образованием более простых углеводов.

Сложные углеводы – это углеводы, молекулы которых состоят их двух или более числа остатков моносахаридов и разлагаются на эти моносахариды при гидролизе.

Одним из важнейших моносахаридов является глюкоза. Молекулярная формула глюкозы: С6Н12О6. Следовательно, глюкоза относится к кислородсодержащим органическим веществам.

Сахароза 12Н22О11) – дисахарид, органическое соединение, образованное остатками двух моносахаридов: глюкозы и фруктозы. Примером наиболее распространенных в природе дисахаридов (олигосахаридом) является сахароза (свекловичный или тростниковый сахар).

Олигосахариды – это продукты конденсации двух или нескольких молекул моносахаридов. Дисахариды – это углеводы, которые при нагревании с водой в присутствии минеральных кислот или под влиянием ферментов подвергаются гидролизу, расщепляясь на две молекулы моносахаридов.


Одна команда подготовила сообщения о глюкозе, другая – о сахарозе.

4.Физические свойства и нахождение в природе (рассказ обучающегося 1 команды) (Слайд 9):

Глюкозу называют также виноградным сахаром, так как она содержится в большом количестве в виноградном соке. Кроме винограда глюкоза находится и в других сладких плодах и даже в разных частях растений.

Она является обязательным компонентом крови и тканей животных и непосредственным источником энергии для клеточных реакций. Уровень глюкозы в крови человека постоянен и находится в пределах 0,08-0,11%. Во всем объеме крови взрослого человека содержится 5-6 г. глюкозы. Такого количества достаточно для покрытия энергетических затрат организма в течение 15 мин. его жизнедеятельности. При некоторых патологиях, например, при заболевании сахарным диабетом, содержание глюкозы в крови повышается, и избыток её выводится с мочой. При этом количество глюкозы в моче может возрасти до 12% против обычного – 0,1%.

Глюкоза представляет собой бесцветное кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде, сладкое на вкус («глюкос» — сладкий).

Наиболее важная из кетоз- фруктоза. Она содержится во фруктах, в пчелином меде.

Моносахариды – гетерофункциональные соединения, в состав их молекул входит одна карбонильная группа (альдегидная или кетонная) и несколько гидроксильных.

Наиболее распространены моносахариды, в молекулах которых содержится пять углеродных атомов (пентозы) или шесть (гексозы). Из этих формул следует, что моносахариды – это альдегидоспирты или кетоноспирты.

Рассказывает обучающийся 2 команды (Слайд 10):

1. Сахароза представляет собой бесцветные кристаллы сладкого вкуса, хорошо растворима в воде.

2. Температура плавления сахарозы 160 °C.

3. При застывании расплавленной сахарозы образуется аморфная прозрачная масса – карамель.

4. Содержится во многих растениях: в соке березы, клена, в моркови, дыне, а также в сахарной свекле и сахарном тростнике.

5.Строение молекулы глюкозы C6H12O6 (обучающийся 1 команды) (Слайд 11):

Экспериментально установлено, что в молекуле глюкозы присутствуют альдегидная и гидроксильная группы.

В результате взаимодействия карбонильной группы с одной из гидроксильных глюкоза может существовать в двух формах: открытой цепной и циклической.В растворе глюкозы эти формы находятся в равновесии друг с другом.

Например, в водном растворе глюкозы существуют следующие структуры:

Циклические α- и β - формы глюкозы представляют собой пространственные изомеры, отличающиеся положением полуацетального гидроксила относительно плоскости кольца. В α-глюкозе этот гидроксил находится в транс-положении к гидроксиметильной группе -СН2ОН, в β-глюкозе – в цис-положении. С учетом пространственного строения шестичленного цикла формулы этих изомеров имеют вид.

В твёрдом состоянии глюкоза имеет циклическое строение. Обычная кристаллическая глюкоза – это α- форма. В растворе более устойчива β-форма (при установившемся равновесии на неё приходится более 60% молекул). Доля альдегидной формы в равновесии незначительна. Для глюкозы характерна межклассовая изомерия – фруктоза.


Рассказывает обучающийся 2 команды (Слайд 12):

Строение молекулы сахарозы.

1. Молекулярная формула сахарозы – С12Н22О11

2. Сахароза имеет более сложное строение, чем глюкоза. Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы и фруктозы, соединенных друг с другом.

6.Получение глюкозы (обучающийся 1 команды) (Слайд 13):

В промышленности. Гидролиз крахмала:

(C6H10O5)n + nH2O t,H+→ nC6H12O6

крахмал глюкоза

В лаборатории. Из формальдегида (1861 г А.М. Бутлеров):

6 HCOH Ca(OH)2→ C6H12O6

формальдегид

В природе. Фотосинтез:

6CO2 + 6H2O hν, хлорофилл → C6H12O6 + 6O2

Другие способы. Гидролиз дисахаридов:

C12H22O11 + H2O t,H+→ 2C6H12O6

мальтоза глюкоза

C12H22O11 + H2O t,H+→ C6H12O6 + C6H12O6

сахароза глюкоза фруктоза


Рассказывает обучающийся 2 команды (Слайд 14):

Получение сахарозы.

Ее получают из сахарной свеклы (в ней содержится до 28 % сахарозы от сухого вещества) или из сахарного тростника.

Реакция сахарозы с водой:

С12Н22О11+ Н2О= С6Н12О6+ С6Н12О6


7.Химические свойства глюкозы (обучающийся 1 команды) (Слайд 15):

I. Специфические свойства.

Важнейшим свойством моносахаридов является их ферментативное брожение, т.е. распад молекул на осколки под действием различных ферментов. Брожение происходит в присутствии ферментов, выделяемых дрожжевыми грибками, бактериями или плесневыми грибками. В зависимости от природы действующего фермента различают реакции следующих видов:

1.Спиртовое брожение:

C6H12O6 → 2C2H5OH + 2CO2

2. Молочнокислое брожение:

2C3H6O3 → C6H12O6

3. Маслянокислое брожение:

C6H12O6 → C3H7COOH + 2H2↑+ 2CO2


Особенности состава молекулы глюкозы мы рассмотрим в ходе лабораторного опыта. [Внимание! Правила ТБ]


Лабораторные опыты (выполняет группа обучающихся 1 команды) (Слайд 16-17)

1) Получим гидроксид меди: к раствору гидроксида натрия прильем несколько капель раствора сульфата меди (II), так, чтобы щелочь осталась в избытке; к осадку добавим раствор глюкозы, встряхнем пробирку. Что наблюдаете? (Получили ярко-синий раствор).

C6H12O6 + Cu(OH)2 → ярко-синий раствор? Для каких веществ эта реакция является качественной?

Это качественная реакция многоатомных спиртов.


(глюкозат меди (II) – синий раствор)


Вывод: глюкоза является многоатомным спиртом.

2) Теперь нагреем этот раствор.

ярко-синий раствор → желтый осадок → красный осадок? Наличие какой группы в молекуле глюкозы доказали этой реакцией?

Вывод: глюкоза является альдегидом. (Слайд 18) красно - кирпичный осадок оксида меди (I).Эта реакция является качественной на глюкозу как альдегид.

Из этих опытов делаем вывод: глюкоза является альдегидоспиртом.

3) Реакция серебряного зеркала (Слайд 19):

СH2OH(CHOH)4-COH + Ag2O t.NH3→ СH2OH(CHOH)4-COOH + 2Ag↓

глюконовая кислота

На стенках пробирки образовался серебристый налет. Продуктом окисления является глюконовая кислота (соль этой кислоты – глюконат кальция – известное лекарственное средство).

3) Восстановление:

СH2OH(CHOH)4-COH + H2 t,Ni → СH2OH(CHOH)4CH2OH

сорбит – шестиатомный спирт

Проведем еще качественную реакцию на углеводы (реакция называется пробой Молиша). В пробирку нальем 1 мл воды и добавим несколько кристалликов сахарозы. В раствор добавим 2-3 капли раствора резорцина. Пробирку закрепим в штативе наклонно и по стенке осторожно нальем 1-2 мл концентрированной серной кислоты. Пробирку поворачиваем в вертикальное положение. В месте соприкосновения серной кислоты с водным раствором появляется красивое ярко-красное кольцо, свидетельствующее о наличие в исследуемой пробе углевода.

(Слайд 20)

Химические свойства сахарозы.

Выполняет группа обучающихся 2 команды (Слайд 21,22)

1.Если раствор сахарозы прилить к гидроксиду меди (II), образуется ярко-синий раствор сахарата меди (качественная реакция многоатомных спиртов). 2. Альдегидной группы в сахарозе нет: поэтому при нагревании с аммиачным раствором оксида серебра (I) она не дает «серебряного зеркала», при нагревании с гидроксидом меди (II) не образует красного оксида меди (I).

3. Сахароза, в отличие от глюкозы, не является альдегидом. Сахароза, находясь в растворе, не вступает в реакцию "серебряного зеркала", так как не способна превращаться в открытую форму, содержащую альдегидную группу. Подобные дисахариды не способны окисляться.

Важное химическое свойство сахарозы – способность подвергаться гидролизу (при нагревании в присутствии ионов водорода). При этом из одной молекулы сахарозы образуется молекула глюкозы и молекула фруктозы:

С12Н22О11+ Н2Оt, H2SO4→ С6Н12O6+ С6Н12O6

Таким образом, реакция гидролиза дисахаридов является обратной процессу их образования из моносахаридов.


8.Применение глюкозы (рассказывает обучающийся 1 команды)

(Слайд 23-24)

Глюкоза является ценным питательным продуктом. В организме она подвергается сложным биохимическим превращениям в результате которых образуется углекислый газ и вода, при это выделяется энергия согласно итоговому уравнению:

C6H12O6+ 6O2→ 6H2O + 6CO2+ 2800 кДж

Так как глюкоза легко усваивается организмом, её используют в медицине в качестве укрепляющего лечебного средства при явлениях сердечной слабости, шоке, она входит в состав кров заменяющих и противошоковых жидкостей. Широко применяют глюкозу в кондитерском деле (изготовление мармелада, карамели, пряников и т. д.), в текстильной промышленности в качестве восстановителя, в качестве исходного продукта при производстве аскорбиновых и глюконовых кислот, для синтеза ряда производных сахаров и т.д. Большое значение имеют процессы брожения глюкозы. Так, например, при квашении капусты, огурцов, молока происходит молочнокислое брожение глюкозы, так же как и при силосовании кормов. Если подвергаемая силосованию масса недостаточно уплотнена, то под влиянием проникшего воздуха происходит маслянокислое брожение и корм становится непригоден к применению. На практике используется также спиртовое брожение глюкозы, например при производстве пива.


Применение сахарозы (рассказывает обучающийся 2 команды).

- Продукт питания;

- В кондитерской промышленности;

- Получение искусственного мёда.

V.Обобщение, систематизация нового материала (Слайд 25):

Предлагаю выполнить кроссворд:

  1. Количество атомов водорода в молекуле глюкозы.

  2. Основное вещество клеточной стенки растений.

  3. Овощ, с большим содержанием крахмала.

  4. Вещество, из которого состоят наружные покровы насекомых.

  5. Моносахарид, входящий в состав РНК.

  6. Моносахарид. Гексоза.

  7. Полисахарид, который накапливается в печени.

  8. Биополимеры, мономерами которых являются моносахариды.

  9. Дисахарид, состоящий из фруктозы и глюкозы.



VI.Итоги урока:

Подведение итогов урока.

Рефлексия. Дайте ответы на вопросы: Какие вопросы вызвали у Вас лично затруднение, а какие задания выполнять было проще? Что Вы узнали сегодня на уроке?

Предлагаю обучающимся следующий рефлексивный тест:

1. Я узнал (узнала) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На уроке было о чём подумать.

4. На все вопросы, которые возникли на уроке, я нашёл ответы.

VII.Домашнее задание:

Литература: Рудзитис Г. Е. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

1.Изучить материал темы по учебнику, выполнить задания после параграфа. Подготовить презентацию «Применение углеводов».

2.Как распознать при помощи одного реактива глицерин, уксусный альдегид, уксусную кислоту, глюкозу? Напишите уравнения реакций.


Благодарю всех за работу!

Желаю дальнейших успехов в изучении химии!

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


При объяснении темы «Углеводы. Глюкоза и сахароза» используется словесно-иллюстративный метод. Содержание теоретического материала разнообразно. В ходе занятия используются элементы индивидуальной и групповой работы студентов, практический эксперимент.

Использование приобретённых знаний и умений необходимо для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, здоровью других людей и собственному здоровью, поэтому формирование интереса обучающихся к изучению химии осуществляется через использование мультимедийной презентации как наглядной демонстрации связи теоретического материала с примерами из реальной жизни.

В заключение занятия подводятся итоги, делаются выводы по тем вопросам, которые ставились перед студентами в начале и по ходу занятия.

Использование современных инновационных технологий на занятии химии помогает научить самостоятельно думать, рассуждать, делать обоснованные выводы, быть собранным, дисциплинированным и организованным в своей деятельности. А также формирует личность, помогает воспитывать образованных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и динамизмом.




















ЛИТЕРАТУРА

1. Рудзитис Г.Е. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г Фельдман. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

2. Рудзитис Г.Е. Химия 10 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций: углубл. уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г Фельдман. – М.: Просвещение, 2018. – 351 с.

3. Еремин В.В. Химия. Углублённый уровень. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: углубл. уровень / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.И. Теренин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 449 с.

4. Пузаков С.А. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: углубл. уровень / С.А. Пузаков, Н.В. Машнина, В.А. Попков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 320 с.

5. Кузьменко Н.Е. Начала химии: для поступающих в вузы / Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. – 17-изд. – М.: Лаборатория знаний, 2017. – 704 с.


22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!