Тема урока: «Указательные местоимения» (слайд №1) Тип урока: Комбинированный – изучение новой темы с использованием ИКТ. Цель урока: Обучающая: познакомить обучающихся с разрядом указательных местоимений, их значением, употреблением в речи. Развивающая: развитие критического мышления, развитие речи, умения делать самоанализ деятельности, рассуждения, совершенствование работы с текстом. Воспитательная: бережного отношения к природе и любви к ней. Оборудование:1) компьютер, проектор, экран 2) презентация к уроку 3) учебник « Русский язык» для 6 класса под редакцией Е.А.Быстровой. 4) рабочие тетради 5) доска 6)Звуки природы. 7) чудо-башмачки с соответствующим цветом Используемые образовательные пед технологии: здоровьесберегающая ,развитие критического мышления ,исследовательский метод, ИКТ, диалог. Планируемые результаты: Познавательные: формирование умения осуществлять анализ, сравнение, строить высказывание в устной форме, добывать новые знания; Регулятивные: ставить учебные задачи и цели, планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей, формирование умения оценивать результат своей деятельности; Личностные: формирование положительного отношения к учебной деятельности, способности к самооценке; Коммуникативные: формулировать собственное мнение, адекватно понимать и воспринимать другое мнение. Ход урока: 1 Организационный момент. Релаксация: Весна- утро года. Это самое прекрасное время года. Вся природа просыпается после долгой зимней спячки.«Весна, весна!» - журчат ручьи. «весна , весна!»- кричат грачи. Весна – волшебная музыка природы . Мелодии природы. Что вы почувствовали, услышав мелодии природы?. Любите ли вы весну? (Да, нет , почему?) Сегодня у нас необычный урок, друзья. Вы должны быть старательными и внимательными. Вам предстоит узнать много нового, вспомнить полученные раннее знания. - Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время года природа просыпается и оживает после зимнего сна. Наш урок будет связан с этим удивительным временем года. 2. Актуализация знаний: Работа с текстом (слайд №2) Март. Первый месяц весны. Яркое солнце уверенно борется с холодами. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, по ним струится талая вода и капает. Образуются лужи – уличные воробьишки уже радостно полощутся в них, видят себя в прозрачной воде. Но их перья ещё покрыты зимней копотью. 21 марта – праздник весны, день весеннего равноденствия: день с ночью мерится. Вода пока спит. Но тайно – под снегом – собираются уже уверенно ручейки; сбегаются в речки. Талая – растаявший, оттаявший под действием тепла. Талая земля Копотью – сажа, оседавшая слоем на поверхности чего-нибудь. Копоть на стене. а)Тема текста (о весне) ЕГЭ. №20 б) Определить тип речи, основную мысль текста. №№20,21 ЕГЭ. в) Выделить в тексте местоимения, разряды которых уже известны? 3. Формулирование темы и цели урока: Ребята, давайте отгадаем загадку. В отгадке, которой есть местоимение, о которой мы будем говорить: Мой первый слог найдёшь тогда, Когда в котле кипит вода. Местоименье – слог второй. А в целом – столик школьный твой. (Пар-та - Какое это местоимение? - Что вы можете о нём сказать? Определите его значение. - Как бы вы назвали разряд этого местоимения?(Если вам трудно, вспомните эту тему из родного языка: Ол, бо… ) - Какие ещё местоимения с этим значением вы могли бы перечислить? - Сформулируйте тему и цели урока. 4. Изучение нового материала. А) мини -исследовательская работа в парах ( заполнение таблицы «Разряды местоимений») Разряд | Слова-местоимения | Значение | Отвечают на вопросы | Постоянные признаки | Изменяются | Синтак сическая роль | Указательные | Тот - этот Такой Таков Столько Там - тут Тогда Так Отсюда Туда - сюда | Ярко выражено указатель-ное значение | Какой? Каков? Сколько? Куда? Где? Когда? Как? Откуда? и др | отсутствуют | Местоиме-ния-прилаг.: по родам, числам, падежам Местоим.-числит.: по падежам Местоим.-наречия: не изменя-ются | Все члены предложе ния | Физкультминутка: Я, ты, он, она – вместе дружная семья! Россия и Тыва – Это Родина моя! Это небо, этот край, эта милая речушка - Наша песня и душа! (танец с бурундуками) 5. Закрепление темы урока. Ребята, перед вами текст. И снова в Туву пришла весна. Землю словно кто-то раскрасил. У этой художницы есть свои краски. Зелёным цветом Весна раскрасила травку. Этот цвет её любимый. Голубым – небо, а белым - те далёкие облака. Издавна в наших степях появляется столько подснежников! Есть любители собирать их в большие букеты, поэтому каждый год они всё меньше распускают свои пышные букеты. А со временем мы их можем потерять навечно. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты? - А теперь я вам предлагаю следующие задания: А) определите тему текста а) Определить тип речи (повествование) основную мысль текста - уметь увидеть красоту природы, быть наблюдательными. б) Выделить в тексте местоимения, определить разряды. в) При помощи какого местоимения соединяются 5 и 6 предложения? (Весна, её) – задания ЕГЭ. г)синтаксический разбор 4-го предложения: Зелёным цветом Весна раскрасила травку. д)сколько грамматических основ в предложении 2-го абзаца 2-го предложения.(Есть любители собирать их в большие букеты, поэтому каждый год они всё меньше распускают свои пышные букеты.). Стоит – что вы можете сказать об ударениях в данном слове? (турар, ортек). Если изменить ударение в слове, то изменяется и лексическое значение слова. Поэтому перед употреблением уместно знать значение слова, чтобы не допустить грубую речевую ошибку. Прочитав его, ответьте на вопрос: Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты? места Т6. Рефлексия: Интерес – Что интересно было на уроке ? Творчество – Какие творческие работы вы выполняли ? Обучение – Чему вы научились? Главное – Что принёс мне сегодняшний урок? На чудо-дерево, повесьте чудо-башмачки с соответствующим цветом – показателем вашей самооценки. 7.Домашнее задание: написать сочинение «Весна в нашем краю». |