Урок усвоения новых знаний по теме:
«Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»
(Баранов М. Т. Русский язык: Учебник. 7 класс / М. Т. Баранов. — М.: Просвещение, 2006)
Цели:
1) учащиеся должны знать правила написания НЕ с причастиями; уметь различать частицу НЕ, приставку НЕ-, НЕ - часть корня; обозначать условия выбора орфограмм, составлять алгоритм и использовать его при рассуждении;
2) учащиеся должны уметь работать в группе, анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений; обобщать знания о правописании НЕ с другими частями речи, делать выбор написания, использовать в речи, исправлять ошибки.
Ход урока I. Повторение изученного
Словарный диктант Необыкновенный аквариум, неизвестный аквалангист, не трогал акварель, нелепая колонна, не утрамбовали площадку; не торопливая, а медленная походка; недруг, невежда.
- Какими правилами правописания НЕ со словами вы пользовались? Приведите примеры.
- Встретилась ли в тексте диктанта изучаемая нами часть речи?
- Что такое причастие?
- Что называется причастным оборотом?
II. Синтаксическая минутка
Диктант с сигнальными карточками, на которых написаны схемы предложений с причастными оборотами.
III. Постановка целей урока
Учащиеся получают распечатанный текст диктанта.
1. (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне. 2. Светлая полоса, ещё (не)закрытая чёрной тучей, озаряла нашу спальню. Вдруг полил дождь, (не)прекращавшийся в течение целого часа. 4. Сквозь (не)занавешенные окна постоянно была видна молния. 5. Раскаты грома, (не)смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии (не)прекращающегося страха.
- В словах какой части речи нужно раскрыть скобки?
- Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?
- Какой будет цель нашего урока?
IV. Работа в группах по изучению нового материала
1 группа
1. Проанализируйте примеры, сформулируйте условия, когда НЕ пишется слитно, а когда раздельно.
2. Приведите собственные примеры, составив текст или продолжив исходный.
Текст:
С моря надвигались тучи, они были тёмно-лиловыми, непросвечивающими. Раскаты грома держали нас в состоянии не прекращающегося ни на минуту страха. Сквозь не занавешенные, а открытые окна постоянно видна была молния. Казалось, что какая-то сила снесёт наш домик. Он стоял на высоком берегу реки и был не защищен.
2 группа
1. Перепишите в тетрадь таблицу.
2. Заполните её примерами.
3. Составьте алгоритм рассуждения при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.
Слитно | Раздельно |
1. Не употребляется без НЕ. 2. Нет противопоставления с союзом А. 3. Нет зависимого слова. | 1. Без НЕ не употребляется. 2. Есть противопоставление с союзом А. |
Текст:
Ветер ворвался через незакрытое окно. Вдалеке слышится гром, не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не прекращающийся весь день шум ливня. Не просохшая после дождя земля. Неизгладимое впечатление оставила гроза на море.
3 группа
Ученики работают с учителем.
1. Записать слова нелепый, невежда, недоумевать, негодующий, неправда.
Найти лишнее слово.
Определить, какими частями речи являются записанные слова. Чем они объединены?
2. Прочитать предложения, записанные на доске. Шёл не мелкий, а крупный дождь.
Он мне не друг, а враг.
Не прекращающийся, а набирающий силу ливень. Почему НЕ с существительными, прилагательными, причастиями пишется раздельно?
3. Записать примеры в тетрадь.
Непрекращающийся шум ливня. - Не прекращающийся весь день шум ливня.
Непросохшая земля. - Не просохшая после дождя земля.
Сравнить записанные примеры. Сделать вывод, в каком случае НЕ с причастиями пишется раздельно. Проверить себя по учебнику.
4. Переписать, раскрыть скобки.
Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди. Молнии, (не)разъярённые, а обессиленные, полыхают за рекой.
V. Выступление групп
1 группа даёт связный ответ с примерами.
2 группа приводит алгоритм рассуждения с примерами.
3 группа объясняет записанные примеры.
VI. Закрепление нового материала
1. Чтение § 27.
2. Можем ли мы теперь раскрыть скобки в напечатанном тексте? Объясните написание.
3. Выполнение упражнение 133 из учебника. Комментированное письмо.
VII. Подведение итогов урока
- Какие цели мы ставили в начале урока?
- Что нового узнали?
- Какой темой объединены все предложения, с которыми мы работали?
- Что помогает авторам сделать описание грозы достоверным? Почему?
VIII. Домашнее задание
1. § 24. Подготовить связный ответ по таблице.
2. Упр. 136 (при чтении передать состояние страха, которое ощущали жители дома от грозы). Озаглавить текст, определить стиль. Списать, обозначить изученную орфограмму.
3. Сочинение-миниатюра «Летняя гроза».