СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ:«СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ с ПРИЧАСТИЯМИ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1) учащиеся должны знать правила написания НЕ с причас¬тиями; уметь различать частицу НЕ, приставку НЕ-, НЕ - часть корня; обозначать условия выбора орфограмм, составлять алгоритм и использовать его при рассуждении; 2) учащиеся должны уметь работать в группе, анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений; обобщать знания о правописании НЕ с други¬ми частями речи, делать выбор написания, использовать в речи, ис¬правлять ошибки.

Просмотр содержимого документа
«УРОК УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ:«СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ с ПРИЧАСТИЯМИ»»

Урок усвоения новых знаний по теме:

«Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»

(Баранов М. Т. Русский язык: Учебник. 7 класс / М. Т. Баранов. — М.: Просвещение, 2006)


Цели:

1) учащиеся должны знать правила написания НЕ с причас­тиями; уметь различать частицу НЕ, приставку НЕ-, НЕ - часть корня; обозначать условия выбора орфограмм, составлять алгоритм и использовать его при рассуждении;

2) учащиеся должны уметь работать в группе, анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений; обобщать знания о правописании НЕ с други­ми частями речи, делать выбор написания, использовать в речи, ис­правлять ошибки.


Ход урока I. Повторение изученного

Словарный диктант Необыкновенный аквариум, неизвестный аквалангист, не тро­гал акварель, нелепая колонна, не утрамбовали площадку; не тороп­ливая, а медленная походка; недруг, невежда.

- Какими правилами правописания НЕ со словами вы пользо­вались? Приведите примеры.

- Встретилась ли в тексте диктанта изучаемая нами часть речи?

- Что такое причастие?

- Что называется причастным оборотом?


II. Синтаксическая минутка

Диктант с сигнальными карточками, на которых написаны схемы предложений с причастными оборотами.


III. Постановка целей урока

Учащиеся получают распечатанный текст диктанта.

1. (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне. 2. Светлая полоса, ещё (не)закрытая чёрной тучей, озаряла нашу спальню. Вдруг полил дождь, (не)прекращавшийся в течение цело­го часа. 4. Сквозь (не)занавешенные окна постоянно была видна молния. 5. Раскаты грома, (не)смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии (не)прекращающегося страха.

- В словах какой части речи нужно раскрыть скобки?

- Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?

- Какой будет цель нашего урока?


IV. Работа в группах по изучению нового материала

1 группа

1. Проанализируйте примеры, сформулируйте условия, когда НЕ пишется слитно, а когда раздельно.

2. Приведите собственные примеры, составив текст или про­должив исходный.

Текст:

С моря надвигались тучи, они были тёмно-лиловыми, непросвечивающими. Раскаты грома держали нас в состоянии не прекра­щающегося ни на минуту страха. Сквозь не занавешенные, а откры­тые окна постоянно видна была молния. Казалось, что какая-то сила снесёт наш домик. Он стоял на высоком берегу реки и был не за­щищен.

2 группа

1. Перепишите в тетрадь таблицу.

2. Заполните её примерами.

3. Составьте алгоритм рассуждения при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.

Слитно

Раздельно

1. Не употребляется без НЕ.

2. Нет противопоставления с союзом А.

3. Нет зависимого слова.

1. Без НЕ не употребляется.

2. Есть противопоставление с союзом А.

Текст:

Ветер ворвался через незакрытое окно. Вдалеке слышится гром, не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не прекращающий­ся весь день шум ливня. Не просохшая после дождя земля. Неизгла­димое впечатление оставила гроза на море.


3 группа

Ученики работают с учителем.

1. Записать слова нелепый, невежда, недоумевать, негодую­щий, неправда.

Найти лишнее слово.

Определить, какими частями речи являются записанные сло­ва. Чем они объединены?

2. Прочитать предложения, записанные на доске. Шёл не мелкий, а крупный дождь.

Он мне не друг, а враг.

Не прекращающийся, а набирающий силу ливень. Почему НЕ с существительными, прилагательными, причас­тиями пишется раздельно?

3. Записать примеры в тетрадь.

Непрекращающийся шум ливня. - Не прекращающийся весь день шум ливня.

Непросохшая земля. - Не просохшая после дождя земля.

Сравнить записанные примеры. Сделать вывод, в каком случае НЕ с причастиями пишется раздельно. Проверить себя по учебнику.

4. Переписать, раскрыть скобки.

Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает. Осе­нью идут (не)прекращающиеся дожди. Молнии, (не)разъярённые, а обессиленные, полыхают за рекой.


V. Выступление групп

1 группа даёт связный ответ с примерами.

2 группа приводит алгоритм рассуждения с примерами.

3 группа объясняет записанные примеры.


VI. Закрепление нового материала

1. Чтение § 27.

2. Можем ли мы теперь раскрыть скобки в напечатанном тек­сте? Объясните написание.

3. Выполнение упражнение 133 из учебника. Комментирован­ное письмо.


VII. Подведение итогов урока

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Что нового узнали?

- Какой темой объединены все предложения, с которыми мы работали?

- Что помогает авторам сделать описание грозы достовер­ным? Почему?


VIII. Домашнее задание

1. § 24. Подготовить связный ответ по таблице.

2. Упр. 136 (при чтении передать состояние страха, которое ощущали жители дома от грозы). Озаглавить текст, определить стиль. Списать, обозначить изученную орфограмму.

3. Сочинение-миниатюра «Летняя гроза».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!