СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 10 классе Проблема нравственного выбора в повести В.Быкова "Сотников"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 10 классе "Проблема нравственного выбора в повести В.Быкова "Сотников"Цель урока: осмысление проблемы нравственного выбора в групповой творческой деятельности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 10 классе Проблема нравственного выбора в повести В.Быкова "Сотников"»

МОУ «Дульдургинская СОШ»

Учитель русского языка и литературы

Мызгина Жанна Михайловна

Myzginaz@mail.ru

Урок литературы в 11 классе

Проблема нравственного выбора в повести В.Быкова «Сотников»

Цель: в исследовательской, групповой творческой деятельности

осмыслить проблему нравственного выбора и определить своё отношение к героям, к проблеме на основе анализа содержания повести;

Задачи урока:

1. На основе исследовательской работы с текстом повести выявить авторскую позицию по проблеме выбора;

2. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения; кругозор; совершенствовать исследовательские навыки работы с прозаическим текстом;

3. Формировать ключевые компетенции, воспитывать ценностное отношение к жизни, к творчеству писателя;

Учебно-методическое обеспечение:

Авторский медиапродукт – презентация 14 слайдов /Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word

Время: 45 минут

Технология: эвристическая образовательная ситуация

Тип урока: личноcтно-ориентированный, проблемно- эвристический урок.

Методы: исследовательский, эвристическая беседа;

Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная

Средства: схема, слово, медиапрезентация;

Ход урока:

Вводно- мотивационный этап урока:

Сегодня мы говорим о произведении В.Быкова «Сотников». Я решила предложить вам тему : «Проблема нравственного выбора в повести В. Быкова «Сотников». Вы можете изменить её и предложить свой вариант в течение урока (Слайд1)

Вдумаемся в словосочетание нравственный выбор: приходится ли нам выбирать?

( Между добром и злом. Между желанием и возможностью. Где учиться, с кем общаться, уступить в чём-либо или нет…) А в чём особенность выбора героев повести?

( Выбор между жизнью и смертью)

Посмотрим на финал (эпизод казни Сотникова из фильма Л.Шепитько «Восхождение» (Слайд 2)

Можно ли было предопределить выбор героев? Какие вопросы у вас возникли при чтении? Какую цель мы перед собой поставим?

Учебная задача: Выявить авторскую позицию по проблеме выбора: « Почему в одних и тех же обстоятельствах Рыбак стал предателем, а Сотников совершил подвиг»? (Слайд3)

К чему мы должны обратиться для решения этой задачи? (К тексту)

Операционно-содержательный этап :

Чтобы выбрать способ действия и вывести алгоритм, ответим на вопрос:

Время, в котором живут герои? Какой художественный приём использует автор? Составляем схему, отражающую способ действия:

Рыбак- Авторская позиция- Сотников

Эпизоды детства

Эпизоды фронтового пути

Плен (ситуация выбора) Слайд 4

Работа в группах:

1 группа анализирует эпизоды детства Сотникова и Рыбака:

1. Проанализируйте эпизоды, связанные с детством Сотникова и Рыбака (главы 15,16)

Сделайте вывод:

С какими испытаниями для героев связаны эти случаи? Какое влияние оказали они на формирование характеров?

Группа 2:

1. Проанализируйте эпизоды, связанные фронтовым прошлым и настоящим Сотникова( главы 2,3) и Рыбака (главы 5, 10); эпизод перестрелки с полицейскими (главы5, 6,7);

Сделайте вывод:

Как проходят свой фронтовой путь Сотников и Рыбак?

Группа 3

Обращая внимание на цветовой фон, детали, ключевые слова, проанализируйте поведение героев в эпизодах допроса и казни (главы11-13); (17-20);

Сделайте вывод:

Что привело Рыбака к предательству, а Сотникова к подвигу?

(Группы работают 10 минут)

Выводы фиксируются в опорной схеме;

1 группа: Эпизоды детства героев показывают случаи, оказавшие влияние на формирование характеров: Рыбак спасает детей с помощью физической силы); Сотников признаётся в проступке отцу и получает нравственный урок; (Слайд5)

2 группа:

Эпизоды , связанные с фронтовым путём героев показывают, что Сотников и Рыбак достойно проходят свой путь; (Слайд 6)

3 группа: В ситуации выбора Рыбак выбрал жизнь ценой предательства, а Сотников возвысился до подвига; к предательству Рыбака привёл нравственный компромисс, Сотников же остался верен совести и долгу;

Коллективный образовательный продукт представлен в виде схемы (слайд 7)

Обращаемся с вопросом:

Какой же будет судьба Рыбака? Критики трактуют этот вопрос по-разному:

И.Золотусский: «Рыбак будет жить…, и сама жизнь превратится для него в ад»

В. Коваленко: «…есть основание верить в сильные стороны души Рыбака. Его прежняя жизнь оставляет надежду, что он попытается вернуть себе честь человека и борца»

А как думаете вы? Изобразите символично будущее Рыбака? (Слайд 8)

Авторская позиция: Слайд9

Автор не оценивает поступки героев прямо, но мы понимаем, что:

1 Право выбора имеет каждый;

2. Нравственный компромисс может привести к предательству;

3. Человек ответствен за свой выбор;

Рефлексивно-оценочный этап:

Каждый выбирает для себя в зависимости от своих нравственных убеждений. Мы не знаем, что такое война, но и сегодня нам приходится совершать выбор.

Я бы хотела услышать от вас, что запомнилось в нашем разговоре? К каким выводам вы пришли? Может быть, кто-то предложит свою тему урока? Какие вопросы сегодня были особенно трудными? Какая работа понравилась больше всего?

Итогом разговора будет подборка слайдов о героях нашего времени (слайды11,12,13) с песней на стихи Ю.Левитанского «Каждый выбирает для себя»

1 группа анализирует эпизоды детства Сотникова и Рыбака:

1. Проанализируйте эпизоды, связанные с детством Сотникова и Рыбака (главы 15,16)

Сделайте вывод:

С какими испытаниями для героев связаны эти случаи? Какое влияние оказали они на формирование характеров?







Группа 2:

1. Проанализируйте эпизоды, связанные фронтовым прошлым и настоящим Сотникова( главы 2,3) и Рыбака (главы 5, 10); эпизод перестрелки с полицейскими (главы5, 6,7);

Сделайте вывод:

Как проходят свой фронтовой путь Сотников и Рыбак?









Группа 3

Обращая внимание на цветовой фон, детали, ключевые слова, проанализируйте поведение героев в эпизодах допроса и казни (главы11-13); (17-20);

Сделайте вывод:

Что привело Рыбака к предательству, а Сотникова к подвигу?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!