СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 10 классе с повышенным уровнем изучения химии по теме "Карбоновые кислоты (общие свойства)"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю  конспект урока по теме "Карбоновые кислоты (общие свайства)". Форма проведения -урок-практикум. Урок является первым в рамках изучения темы, поэтому учащимся предлагается актуализировать полученные ранее знания о карбоновых кислотах, в том числе и через проведение сравнительных исследований свойств органических и неорганических кислот.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 10 классе с повышенным уровнем изучения химии по теме "Карбоновые кислоты (общие свойства)"»

Тема урока: «Карбоновые кислоты. Химические свойства (общие)»

(10 класс, профильный уровень)

Урок – изучение нового материала

Цели урока:

создать условия для развития представлений о химических свойствах карбоновых кислот;

содействовать развитию логического мышления через установление причинно-следственных связей между строением и свойствами карбоновых кислот;

способствовать развитию экспериментальных умений;

создать условия для формирования коммуникативных навыков через организацию работы в группах, парах; развития умения самоорганизации, само- и взаимоконтроля, саморефлексии.


Оборудование и реактивы:  мультимедийный проектор, листы индивидуальной работы, периодическая система, таблица растворимости, ряд активности металлов,

растворы уксусной, серной, фосфорной и соляной кислот, гидроксида натрия (калия), карбоната натрия, сульфата (хлорида) натрия, порошок железа, оксида меди (II), индикаторы (метилоранж, фенолфталеин, лакмус).


Методы: словесно-наглядный, лабораторный эксперимент, групповая работа.


Форма: урок-исследование


Ход урока:


  1. Организационный момент.

«Всякое вещество – от самого простого до самого сложного – имеет три различные, но взаимосвязанные стороны – свойство, состав, строение». (В.М.Кедров).

Одной из ведущих идей науки химии является зависимость свойств веществ от их состава и строения, изучить и подтвердить которую нам сегодня предстоит.

  1. Актуализация.

Сегодняшний урок посвящён особому классу органических соединений. Окунёмся в прошлое, а заодно и повторим классификацию и строение карбоновых кислот.

! В ходе предъявления слайдов учащиеся поднимают карточки с классификационной характеристикой изображенных веществ.

В пищевой промышленности и в быту для приготовления пищи используют столовый уксус, пищевая добавка Е260 (Демонстрация рисунка).

С давних времен люди использовали приправы для придания пище кислого вкуса. С этой целью использовались яблоки, листья щавеля, сок лимона (демонстрирую рисунки). Разумеется, тогда никто и не думал о том, что кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием соединений одного класса. Какого? (Кислот). Органических кислот, которые называют карбоновыми.

В состав клюквы и брусники входит бензойная кислота. Она широко применяется как пищевой консервант (Е210) в напитках и кетчупах, особенно в форме натриевой соли.

Многие из вас не избежали искушения воткнуть в муравейник прутик, посмотреть на панику муравьев, а потом лизнуть палочку. Насекомые «прогоняли» её, выстреливая из специальных желез жидкость, содержащую кислоту. Ядовитая железа такого муравья содержит от 20 до 70% муравьиной кислоты, это главный компонент его «оборонного средства». Именно им муравьи парализуют добычу. Муравьиная кислота встречается также в некоторых растениях, в частности в жгучей крапиве.

В оливковое и подсолнечное масла, а также в говяжий, свиной и тресковый жир входит олеиновая кислота.


Итак, тема урока: Карбоновые кислоты.

  1. Целеполагание.

Определимся с целями на текущий урок.

Для этого обратимся к листам индивидуальной работы (приложение 1).

  1. Повторение

! Дайте определение карбоновым кислотам.

(Карбоновые кислоты – органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько карбоксильных групп, соединённых с углеводородным радикалом. )


! Что такое карбоксильная группа?



! По каким критериям вы можете классифицировать карбоновые кислоты? (По природе углеводородного радикала, по основности).


! Сформулируйте определение гомологам.

(Гомологи – это вещества, которые имеют одинаковый качественный состав, но отличаются на одну или несколько групп -СН2, имеют сходное строение, а следовательно сходные свойства).


Вспомним правила номенклатуры органических соединений на примере:

Префикс – боковые цепи и младшие функциональные группы

Корень – главная цепь или цикл

Суффикс – связи

Главная функциональная группа

2-гидрокси-3-этил-

-бут-

-ен-3-

-овая кислота

У вас на столах находятся листочки (приложение 2), которые вы вклеите в свои тетради. В первой колонке записаны первые члены гомологического ряда карбоновых кислот и некоторые наиболее распространённые представители класса.

Во вторую вы впишите их систематическое название. (Самостоятельно, с последующей проверкой). Третья, четвёртая и пятая колонки уже заполнены.


! Сформулируйте определение изомерам.

(Изомеры – вещества, которые имеют одинаковый качественный и количественный состав, но разное строение).


! Для вещества состава C4H8O2 составьте формулы 4  изомеров, дайте им названия(Работа ученика у доски).

! Сделайте вывод, какие виды изомерии характерны для карбоновых кислот. (Изомерия углеродного скелета и межклассовая изомерия).


! Опишите строение карбоксильной группы. Для этого заполните пробелы в предложенном тексте (приложение 3)


(В карбонильной группе электронная плотность смещена от атома углерода к атому кислорода, поэтому на карбонильном углероде возникает частично положительный заряд. Атом углерода, компенсируя этот положительный заряд, притягивает к себе неподелённую пару электронов атома кислорода гидроксильной группы. В свою очередь атом кислорода оттягивает на себя электронную плотность связи О–Н, т.о. атом водорода в ней становится очень подвижным. )


Атом водорода приобретает повышенную подвижность, что существенно упрощает его отрыв в виде протона.

  1. Предъявление нового материала.


! Вспомните химические свойства неорганических кислот. 

(Неорганические кислоты диссоциируют (растворимые в воде), изменяют окраску индикатора, взаимодействуют с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжения металлов до Н2, с оксидами металлов, с гидроксидами, с солями более слабых кислот.)

Обладают ли карбоновые кислоты этими свойствами мы сейчас и выясним?

!!! Ученический эксперимент.

Повторим правила техники безопасности при работе с кислотами.

При ожогах кислотами сначала хорошо промойте обожжённое место проточной водой, а затем раствором соды!


Работа по группам с заполнением индивидуальных листов.

Группы делают выводы и сообщают классу записывая на доске УХР.


!Сформулируйте вывод об общих свойствах кислот.


Мы сегодня прошли путь от состава и строения веществ к предсказанию их свойств.

  1. Закрепление.

! Цепочка превращений

  1. Контроль усвоения.

! Тестовая работа

  1. Рефлексия

  2. Домашнее задание.


***Дополнительно. Викторина «Угадай кислоту»

























Приложение 1.

Лист индивидуальной работы

(внешний разворот)


Закрепить:

  1. «Угадай кислоту»

  2. Цепочка превращений:

Ацетат натрия → метан → хлорметан → этан → бромэтан → бутан → уксусная кислота → ацетат магния.

  1. Тест


А1.  Функциональная группа карбоновых кислот называется

1) карбонильной 2) гидроксильной

3) карбоксильной 4) сложноэфирной

 А2. Уксусная кислота не реагирует со следующим металлом

1)   Zn         2)   Мg 3)   Сu 4)   Са

 А3.Уксусная кислота не взаимодействует с

1)   NaHCО3 2)   Na2SiО3 3)   NaOH 4)   СО2

 А4. Напишите уравнение реакции оксида магния с уксусной  кислотой. Ответ дайте в виде суммы коэффициентов в уравнении реакции

1)   5 2)   7 3)  6 4)   4

 А5. Определите вещество X в следующей схеме превращений:

этаналь → X→ ацетат натрия

1)   уксусная кислота 2)   этанол

3)   метаналь 4)   метилацетат


Проанализировать.

- Что удивило?

- Что нужно повторить?

- Что хотелось бы узнать?


Д/З. __________________________________________





Ф.И._____________________________________________

Тема: Химические свойства карбоновых кислот (общие).

Цель урока:

Повторить:________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Знать: ____________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Уметь:____________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

План работы:

Повторить:

  1. Состав карбоновых кислот.

  2. Классификацию карбоновых

кислот.

  1. Изомерию и номенклатуру

  2. карбоновых кислот.

С4Н8О2

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

Дополнительно (в рабочей тетради):

Сб. задач 11 класс, стр. 74 № 416, 414.

Изучить:

  1. Общие химические свойства карбоновых кислот.

(учебный эксперимент)

!!! внимательно изучи инструкцию, соблюдай ОПБ!!!

(внутренний разворот)

Сравнительная характеристика свойств органических и минеральных кислот


Неорганическая кислота



Органическая кислота


Свойства

Признак реакции

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде (или ОВР)

Свойства

Признак реакции

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

Диссоциация




Диссоциация




Взаимодействие с металлами






Взаимодействие с металлами



Взаимодействие с оксидами металлов







Взаимодействие с оксидами металлов



Взаимодействие с основаниями







Взаимодействие с основаниями



Взаимодействие с солями







Взаимодействие с солями



Вывод:




Приложение 2.


Инструкция по выполнению ученического эксперимента

«Общие свойства карбоновых кислот»


Опыт 1.

В одну пробирки налейте 1 мл неорганической, в другую - уксусной кислоты. Добавьте 2-3 капли индикатора в каждую пробирку. Отметьте наблюдения. Запишите реакции диссоциации.

Что общего в свойствах? Почему?


Опыт 2.

В одну пробирки налейте 1 мл неорганической, в другую - уксусной кислоты. В каждую пробирку добавьте предложенный вам металл. Отметьте наблюдения. Запишите реакции. Определите окислитель и восстановитель.

Какие металлы реагируют с растворами кислот?


Опыт 3 (мысленный эксперимент).

В одну пробирки налейте 1 мл неорганической, в другую - уксусной кислоты. В каждую пробирку добавьте оксид меди (II). Подогрейте. Отметьте наблюдения. Запишите реакции в молекулярном и ионном виде.


Опыт 4.

В две пробирки налейте по 1 мл раствора предложенной вам щелочи. Добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Отметьте наблюдения. В одну пробирки налейте 1-2 мл неорганической, в другую - уксусной кислоты. Отметьте наблюдения. Запишите реакции в молекулярном и ионном виде.

Объясните, почему вам предложена именно такая последовательность действий при проведении опыта?


Опыт 5.

В две пробирки налейте по 1 мл раствора предложенной вам соли. В одну пробирки налейте 1-2 мл неорганической, в другую - уксусной кислоты. Отметьте наблюдения. Запишите реакции в молекулярном и ионном виде.

Растворы каких солей вступают во взаимодействие с органическими кислотами? Почему?




Приложение 3.


Викторина «Узнай кислоту»


  1. Принимает активное участие в жизненных процессах. Ещё в прошлом веке И.И. Мечников заметил, что питание молочнокислой продукцией очищает кишечник от гнилостной микрофлоры и способствует долголетию. (Молочная кислота)

  2. Это и легкое слабительное, и противоядие при отравлении щелочами, она нужна также для приготовления плазмы при переливании крови. (Винная кислота)

  3. Благодаря антисептическому действию её используют при консервировании пищевых продуктов, в производстве азокрасителей, душистых веществ. Обладает слабыми антисептическими, раздражающими свойствами и применяется в медицине наружно в мазях и растворах при лечении кожных заболеваний. (Салициловая )

  4. Широко используется в косметической промышленности: её натриевая соль является одним из основных компонентов мыла, сама кислота входит в состав многих косметических средств. Применяется в производстве свечей. (Стеариновая)

  5. Используют в производстве моющих и косметических средств, смазочных масел и пластификаторов (Пальмитиновая)

  6. Антиоксидант, выводит из организма токсины и канцерогенные вещества, укрепляет иммунитет. (Аскорбиновая)

  7. В 1714 г. по указу Петра I в Петербурге был заложен аптекарский сад. Там выращивали лекарственные растения, снабжая ими аптеки или перерабатывая их на лекарства. Так вот, листья одного из таких растений, помещенные в молоко, предохраняют его от скисания. Свежее мясо и рыба, переложенные этим растением, дольше сохраняются. Из его корней можно получить желтый краситель. Из волокон можно изготовить сети, не гниющие в воде. Листья – неистощимая основа для фантазии хозяйки по приготовлению здоровой и полезной пищи. Мы знаем это растение по сказке Андерсена. Личный опыт общения с этим растением способен довести до слез. Наконец, это растение узнают даже слепые.(Муравьиная)

  8. Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает – он впрыскивает в ранку яд, содержащий изрядное количество кислоты. Этой кислотой жжётся крапива.

(Муравьиная)

  1. В виде водных растворов она была известна людям ещё с доисторических времён. В чистом виде её впервые получил Товий Егорович Ловиц. Чистую кислоту он назвал ледяной по той причине, что при охлаждении ниже 17°С она превращается в бесцветную кристаллическую массу, очень похожую на лёд.(Уксусная )

  2. Легенда гласит, что, для того, чтобы продемонстрировать свое богатство и власть, Клеопатра VII (69 г. до н.э. - 30 н.э.) разыграла пари со своим возлюбленным - римским политиком и военачальником Марком Антонием. Она утверждала, что сможет потратить 10 миллионов сестерциев.Она велела, чтобы слуги поставили перед нею сосуд с уксусом. Сняв сережку она бросила жемчужину в уксус, а когда он растворился, она выпила все это".



Приложение 4.


Рефлексия


Все отлично! Надо доработать Ещё работать и работать



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!