Обобщение сведений по стилистике. Практикум
Цели и задачи урока:
Обучающие: углубить знания стилей речи; учиться находить в текстах элементы, указывающие на стиль; самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.
Развивающие: развивать умения пользоваться официально-деловой лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя.
Воспитывающие: воспитание интереса к предмету, осознанного желания совершенствовать свою речь.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийная система, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент. Целеполагание.
Обратите внимание на эпиграф:
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Китайская притча
Сообщить о целях урока.
2. Актуализация знаний.
Итак, что вы знаете о функциональных стилях речи?
Итог - слайд на экране
3. Основной этап урока
Определение стилевой принадлежности текста
Ряд заданий ЕГЭ предполагают проверку речеведческих знаний – умения применять их к анализу текста. Это означает, что вы должны свободно владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи (и их основные особенности), типы текстов (и их признаки), средства и способы связи предложений в тексте, и языковые средства выразительности.
А теперь применим весь материал на практике.
Обратимся к тексту № 1.
Задание: определить к какому стилю речи относится данный текст,
расставить знаки препинания.
Реформа орфографии 1918 года приблизила письмо к живой речи (т.е. отменила целый ряд традиционных, а не фонетических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией…
Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение, которые помогали развиваться русской фонетической системе или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе…
При этом надо подчеркнуть, что, во-первых, эти особенности были известны и в конце XIX в. И что, во-вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы.
(Цитируется по книге: Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1968.С 16-17).
Текст известного отечественного лингвиста Михаила Викторовича Панова
Данный текст реализует функцию сообщения. Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных)
Следующий текст № 2.
Задание: определить стиль текста, найти и выписать средства выразительной речи.
Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом. (И.А. Бунин)
Словарная работа: хоругвь(и), ж.р. 1. В старину: войсковое знамя.
2. Принадлежность церковных шествий – укреплённое на длинном древке большое полотнище с изображением святых.
Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе.
Задание. Выделите слова, относящиеся к публицистическому стилю
Ассортимент, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, популистский, колея, беспрецедентный, интервью, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг.
Ролевая игра. Официально-деловой стиль речи.
«Составление резюме для приема на работу»
На экране - примерный план резюме.
Памятка по составлению профессионального резюме
Контактная и личная информация
Образование
Опыт работы
Профессиональные навыки
Личностные качества
Класс делится на 3 группы:
Работодатели
Соискатели – 2 группы.
Группы претендентов на вакантную должность составляют резюме и приходят с ним к работодателям. Работодатели задают вопросы, выслушивают претендента на должность и делают выбор, комментируя свое решение.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
5. Домашнее задание: Подобрать синонимичные пары слов разной стилистической окраски (10 пар).