СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 11-ом классе. "Обобщение сведений по стилистике. Практикум"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум поможет учителю организовать повторение и обобщение сведений по стилистике русского языка. В материал включены задания по подготовке к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 11-ом классе. "Обобщение сведений по стилистике. Практикум"»

Обобщение сведений по стилистике. Практикум


Цели и задачи урока:

Обучающие: углубить знания стилей речи; учиться находить в текстах элементы, указывающие на стиль; самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.

Развивающие: развивать умения пользоваться официально-деловой лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя.

Воспитывающие: воспитание интереса к предмету, осознанного желания совершенствовать свою речь.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная система, раздаточный материал.


Ход урока

1. Организационный момент. Целеполагание.

Обратите внимание на эпиграф:

Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Китайская притча

Сообщить о целях урока.

2. Актуализация знаний.

Итак, что вы знаете о функциональных стилях речи?

Итог - слайд на экране

3. Основной этап урока

Определение стилевой принадлежности текста

Ряд заданий ЕГЭ предполагают проверку речеведческих знаний – умения применять их к анализу текста. Это означает, что вы должны свободно владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи (и их основные особенности), типы текстов (и их признаки), средства и способы связи предложений в тексте, и языковые средства выразительности.

А теперь применим весь материал на практике.


Обратимся к тексту № 1.

Задание: определить к какому стилю речи относится данный текст,

расставить знаки препинания.

Реформа орфографии 1918 года приблизила письмо к живой речи (т.е. отменила целый ряд традиционных, а не фонетических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией…

Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение, которые помогали развиваться русской фонетической системе или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе…

При этом надо подчеркнуть, что, во-первых, эти особенности были известны и в конце XIX в. И что, во-вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы.

(Цитируется по книге: Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1968.С 16-17).

Текст известного отечественного лингвиста Михаила Викторовича Панова

Данный текст реализует функцию сообщения. Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных)


Следующий текст № 2.

Задание: определить стиль текста, найти и выписать средства выразительной речи.

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом. (И.А. Бунин)


Словарная работа: хоругвь(и), ж.р. 1. В старину: войсковое знамя.

2. Принадлежность церковных шествий – укреплённое на длинном древке большое полотнище с изображением святых.


Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе.

Задание. Выделите слова, относящиеся к публицистическому стилю

Ассортимент, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, популистский, колея, беспрецедентный, интервью, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг.


Ролевая игра. Официально-деловой стиль речи.

«Составление резюме для приема на работу»

На экране - примерный план резюме.

Памятка по составлению профессионального резюме

  1. Контактная и личная информация

  2. Образование

  3. Опыт работы

  4. Профессиональные навыки

  5. Личностные качества

Класс делится на 3 группы:

  1. Работодатели

  2. Соискатели – 2 группы.

Группы претендентов на вакантную должность составляют резюме и приходят с ним к работодателям. Работодатели задают вопросы, выслушивают претендента на должность и делают выбор, комментируя свое решение.


4. Подведение итогов урока. Рефлексия.


5. Домашнее задание: Подобрать синонимичные пары слов разной стилистической окраски (10 пар).

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!