Учитель: Козлова И,Г.
Класс: 3
Предмет: математика
Тема: Способ действия при делении «круглых» десятков на 10 и на «круглые» десятки
Цель: ученик научится способу деления «круглых» чисел на 10 и на «круглые» числа.
Ученик получит возможность использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений
Задачи:
Образовательная: совершенствовать у обучающихся способность к структурированию и систематизации выполнять математические действия с опорой на модели.
Развивающая: развивать логическое мышление, умения анализировать, классифицировать, рассуждать по аналогии.
Воспитательная: воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели, формировать коммуникативные качества личности.
Здоровьесберегающие: создать атмосферу успешности каждого ученика, благоприятный психологический климат; применить оздоравливающий эффект: условия для улучшения работы сосудов, предупреждения устранения близорукости, плоскостопия.
Формировать УУД:
Личностные УУД
Развивать умения:
придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Коммуникативные УУД
Развивать умения:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе:
устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках, оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других; умение договариваться
Регулятивные УУД
Развивать умения:
обнаруживать и формулировать учебную проблему;
самостоятельно формулировать цели урока;
высказывать своё предположение.
Познавательные УУД
Развивать умения:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы; сравнивать и группировать математические факты и объекты, делать выводы на основе обобщения умозаключений
Образовательные ресурсы: Электронная презентация урока, раздаточный материал, учебник математики Н.Б. Истоминой, ТПО №1.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная работа, групповая работа.
Ход урока
I.Организационный момент.
Эмоциональный настрой класса.
Ребята! У нас урок математики.
Какое у вас настроение?
Покажите мне.
Улыбнитесь друг другу, солнышку, новому дню.
Повернёмся мы к гостям,
Улыбнёмся мы гостям.
Здравствуйте!
Мы дружно скажем.
И покажем, всё покажем!
Как считаем и решаем,
Думаем, соображаем!
-Ребята! Для чего вы пришли на урок математики?
(Считать, решать, думать, сравнивать, слушать…)
Давайте определимся с критериями оценивания своей работы . Мы с вами знаем, что наша работа на уроке разделена на этапы.
За каждый этап работы мы получаем баллы .
У каждого из вас путевой лист на котором отмечены этапы работы . И выставлены баллы которые вы можете получить. И критерии оценивания .
Если вы набираете максимальное число…40….. баллов-5, Если…36…….баллов -4, если …15…-3, ну а отрицательную оценку я выставлять не буду, так как это у нас первый урок по этой теме.
Этап урока | Критерии оценивания работы | Набранные баллы |
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Устный счёт | 1.Составил все три слова 5б, составил 2 слова – 4б., составил 1 слово-3б. 2. Игра «Покажи знак» Правильно ответил на 5вопросов-5б., 4вопроса-4 б , 3вопроса-3б 3.Найти периметр. Нашли правильно периметр 5б. Не нашли -0 баллов Итого за устный счёт 15баллов(максимальное число) | |
III. Постановка учебной задачи. Работа в группе | 5балла работал хорошо 4балла отвечал правильно, но не проявлял инициативу. 3 балла работал слабо | |
IV. Этап открытия нового знания. Работа в паре | 5 балла работал хорошо 4балла отвечал правильно, но не проявлял инициативу. 3 балла работал слабо | |
V. Первичное закрепление. | 5 балла работал самостоятельно, 4 балла ждал решение на доске | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 1.Самостоятельная работа 2.Творческая работа . | 1 . Самостоятельная работа 5 баллов всё сделал сам и правильно. 4 балла- допустил ошибку 3 балла – допусти2 ошибки 2. Творческая работа Составил задачу по схеме самостоятельно 5баллов решил и объяснил действия , 4 балла решил и объяснил действия. | |
| 40баллов –«5» 36балл-«4» 15 баллов –«3» | |
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
-Сегодня на уроке мы с вами будем строителями. Скажите с чего начинается строительство дома ?
-Конечно же, с фундамента, а с чего начинается урок математики?
-Верно с устного счёта.
-Право установить фундамент дома мы доверим победителю в устном счёте.
Начнём.
1.Отгадать девиз. В левой части таблицы зашифрован девиз. Справа - код. Задача: расшифровать фразу, подставив вместо чисел буквы. Чтобы узнать, какую букву представляет данное число, нужно найти в коде два числа, произведение которых будет равняться данному. Например, для того чтобы получить первое число (24), надо число 6 в вертикальной строке умножить на число 4 в горизонтальной. Их пересечение укажет на букву С.
| 3 | 4 | 5 | 8 |
35, 20, 3, 25, 5, 28, 32 1 | м | с | т | ч |
4, 8, 15, 5, 25, 5, 28, 32 5 | и | у | а | ш |
28, 56, 40, 25, 5, 28, 24 7 | р | ь | д | е |
8 | ! | , | | |
| | | | |
Девиз: «Думать, считать, решать!»
Учитель:
- Что помогло нам узнать девиз?
- Кому было трудно работать?
- А почему трудно?
- Знание таблицы умножения будет помогать нам на протяжении всего урока.
На какие две группы можно разделить двузначные числа? (На ……. и круглые)
2.Следующее задание это - Игра «Покажи знак»
Число увеличить в несколько раз.
Число увеличить на несколько единиц .
Число уменьшить в несколько раз.
Узнать, на сколько одно число больше или меньше другого.
Узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого.
Число уменьшить на несколько единиц.
3. Ширина прямоугольника 5см, длина 10см. Найдите периметр?
-Что такое периметр?
- Как найти периметр?
Давайте подведём первый итог .
Какие знание нам помогли хорошо справиться с устным счётом?
(Знание таблицы умножения, знание нахождения периметра- нам помогли на первом этапе.)
А кто отличился ?
Кому мы доверим выложить фундамент дома?……….
Дальше нам вместе надо построить стены.
III. Постановка учебной задачи. ( Активизировать знания учащихся. Создать проблемную ситуацию. Поставить цели, формулируют (уточняют) тему урока.)
Ребята я приготовила каждой группе задание. Но прежде чем мы приступим к групповому заданию, надо вспомнить правило групповой работы .
1 . Быть внимательными друг к другу.
2.Прислушиваться к мнению участников группы.
56:7=
54:6=
63:7=
350:10=
Какие частные являются лишними?
72:9=
36:4=
32:8=
450:10=
- Попробуйте сформулировать тему урока.
Предполагаемые ответы: сегодня на уроке нам предстоит работать с «круглыми» числами , с делением «круглых» десятков на 10.
Тема урока: «Способ действия при делении «круглых» десятков на 10 и на «круглые» десятки».
- Сформулируйте цели урока, продолжив предложения(прием - «Неоконченное предложение»):
- «Сегодня на уроке я хочу узнать….»
- «Мне хотелось бы научиться….»
- «Мне хочется и дальше учиться…»
Предполагаемые ответы: узнать способы действия при делении «круглых» десятков на число 10, закрепить знания таблицы умножения и деления, названия компонентов при умножении и делении.
Запишите сегодняшнюю дату и тему урока.
Какие правила нужно знать, чтобы научиться решать такие выражения «Корзина идей».
В течении урока появится запись:
IV. Этап открытия нового знания.
Построение проекта выхода из затруднения
- Запишите задание №287 стр.95
Увеличь в 10 раз числа: 7, 54, 48 и запиши верные равенства. Когда один ребенок из каждого ряда записывает равенство у доски, другой в это же время уже встает со своим полученным ответом. Затем результаты сравниваются.
Запись в тетрадях.
7•10=70 54•10=540 48•10=480
Работа в парах.
Каждая пара, пользуясь записанными равенствами, находит значения выражения к своему выражению.
- Каким правилом нужно пользоваться, чтобы найти значения этих выражений?
70:7= 540:54= 480:48=
70:10= 540:10= 480:10=
Ответы детей: если значение произведения разделить на один множитель, то получим другой множитель.
Прочтите рассуждения Маши и Миши. С чьим рассуждением совпал ваш вывод.
- Давайте ещё раз прочтем рассуждения Маши и его запомним.
7дес.:7=1дес. 54дес.:54=1дес. 48дес.:48=1дес
7дес.:1дес.=7 54дес.:1дес.=54 48дес:1дес.=48
Вывод:
надо знать:
70 • 6 = 420
420 : 70 = 6
420 : 6 = 70
-взаимосвязь компонентов и результата действия умножения;
72 : 9 = 8
72дес. : 9дес. = 8
720 : 90 = 8
- десятичный состав числа;
- правила умножения и деления любого числа на 10.
54 • 10 = 540
540 : 10 = 54
Продолжаем строительства. Стены вывели. Что же нам ещё нужно сделать, чтобы завершить строительство нашего дома.. (Крыша)
Правильно крыша . Это символ завершения строительства. А наше завершение изучение темы : «Умение решать самостоятельно, то есть применять свои знания на практике». Чтобы её построить нам снова надо обратиться к номеру 287.
V. Первичное закрепление. ( Устанавливает осознанность ситуации
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.)
79•10 =
790:10=
790:79=
Рассуждение: 79•10=790 на основании взаимосвязи компонентов и результатов действия умножения я записываю следующее выражение: значение произведения 790: на второй множитель 10 получится первый 79;
значение произведения 790 разделить на первый множитель 79 – получится второй 10
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ( Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.)
96•10 = 63•10=
960:10= 630:10=
960:96= 630:63=
2.Творческая работа . Составьте задачу о строительстве дома используя слова : кирпич, ряд, стена.
?
35
Как Вы думаете, крышу мы смогли построить?
VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Подведите итог своей работы. Подсчитайте баллы и выставьте отметку.
- Под каким девизом мы работали?
-Какие цели перед собой ставили?
- Как вы думаете , достигли ли поставленной цели?
Что нового узнали на уроке?
- Что научились делать?
- Что не получилось и почему?
Молодцы, ребята! Сегодня первый урок изучения новой темы, поэтому я в журнал выставляю только отличные и хорошие отметки. На следующем уроке мы продолжим работу. На этом наш урок окончен. Я вам желаю дальнейших успехов в достижении поставленных целей! Спасибо за урок!
Нарисуйте по клеточкам красивый домик . Если вы считаете , что вы сегодня работали хорошо и научились делить на 10. Закрасьте свой домик зелёным цветом. Если вы не уверены в своих знаниях- красным цветом. Ну , а если что- частично не получилось –жёлтым цветом
Д.З ТПО №123(А,Б)
№125(А,Б)
Ну, а кто пожелает – составьте самостоятельно 3 группы выражений на изученное правило.