Тема урока : « Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями».
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой) |
1. | Орг момент /2 мин/ Цель: Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне | Создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Необычный день у нас, и гостями полон класс. Что гостям сказать нам надо? - Видеть вас мы очень рады! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи, добра. Тихо садимся. - Улыбаясь друг другу, какие эмоции вы получили? - Ребята, я желаю вам получить на уроке положительные эмоции от своих результатов и от результатов урока. Откройте свои тетради и запишите число , классная работа. - А девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех!». Как вы понимаете это высказывание? А что необходимо для того, чтобы урок математики стал полезным и успешным? Не будем терять времени. | Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог. Хором дополняют реплику учителя. Диалог Садятся за парты. - Положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих. Объясняют смысл высказывания. - Каждое задание, выполненное на уроке, - это маленькая удача, из которой складывается большой успех. думать считать рассуждать мыслить помогать друг другу | Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками Личностные УУД: Понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
2. | Актуализация знаний . (Устный счет) /5 мин./ Цель: Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий. | - Посмотрите внимательно на экран и предложите задание, которое мы можем выполнить. 1)Какую закономерность вы установили, исследуя первую запись? Как получилось число 54? -Какой это прием умножения?. Предлагаю: прежде чем вы назовёте следующее произведение, объясните приём умножения. 2) 26·3 3) 139·0 4) 264·10 5) 92· 100 6)15300·3 (По мере поступления ответов на экране появляются результаты рассуждения) | Участвуют в диалоге. - Найти закономерность в записях на треугольниках. Умножили 6 на 9. 1) табличное умножение 2) внетабличное умножение ( разбиваем на сумму разрядных слагаемых) 3) умножение на 0. Если один множитель равен 0, то произведение равно 0. 4) увеличение числа в 10 раз. Чтобы умножить на 10, надо приписать к этому числу справа один 0. 5) приём умножения на 100 6) затрудняются | Познавательные УУД: - Общеучебные; - Логические; Коммуникативные УУД: - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; |
3. | Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. /5 мин/ Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | 1. Веду побуждающий диалог. - Почему вы затруднились назвать произведение в 6 треугольнике? Побуждаю к осознанию темы и цели урока. - Как вы думаете, какова же тема нашего урока? - Я предлагаю вам найти решения данной проблемы. 2. Стимулирую к деятельности. На основе ранее полученных знаний попробуете решить данный пример сами. | Участвуют в диалоге. - Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы (умножение числа, оканчивающегося нулями) Формулируют тему урока. -Умножение многозначных чисел, запись которых оканчивается нулями. Дети предпочитают « открывать» новое знание сами. | Познавательные УУД: - постановка и формулирование проблемы - поиск и выделение необходимой информации Регулятивные УУД: - целеполагание; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; |
4 | « Открытие» детьми нового знания. /9 мин./ Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. | 1. Организую деятельность. - Великий Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. -Так и вы можете научиться умножать такие числа, думая только своей головой и пытаясь решить самостоятельно. - У кого есть предположения, как можно его вычислить? - Хорошо, если вычислим на калькуляторе, получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний? Как будем выполнять? - Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно? Может кто-то из вас сможет объяснить, как можно умножить 15300 на 3? 15300х 3 = (10000+5000+3000) х3= 30000+15000+9000= 45 900
- Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими? - Какой способ мы можем ещё использовать? - Умеем мы это правильно делать? - Дайте более точную формулировку темы нашего урока. - Какую учебную задачу вы поставите перед собой? - Откройте учебники на стр. 79. - Рассмотрите внимательно, как выполнено решение примеров. - Что можете сказать? Обратите внимание на запись. Что вы заметили? Где пишем второй множитель? Многозначное число, в записи которого есть нули, мы умножаем также как и без нулей. Только в конце решения сносим столько нулей, сколько их в множителе. 2.Организую работу в группах по составлению алгоритма умножения. - Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения. - Сейчас мы его составим. Разделимся на группы. У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая вместе в группах, вы разложите карточки в нужном порядке. Давайте вспомним правила работы в группе. Вывожу алгоритм на экран. Работа в паре . А сейчас давайте вернемся к нашему примеру в шестом треугольнике и потренируемся выполнить умножение многозначного числа, запись которых оканчивается нулями. -Вы работаете в парах, сначала один записывает и решает пример с проговариванием алгоритма, товарищ слушает, помогает если вдруг возникли затруднение, затем наоборот. Затем готовимся проверить. Ребята, мы достаточно хорошо поработали. Не пора ли нам отдохнуть. | Выдвигают гипотезы: - устно - на калькуляторе - столбиком. -Нет. -устно. Объясняют приём умножения. - Не всегда. - Решение столбиком. - Нет. Дети формулируют тему и учебную задачу урока. - Письменное умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. - Мы должны научиться письменно умножать многозначные числа , запись которых оканчивается нулями. Под первой цифрой справа отличной от нуля. Объясняют приём умножения. - Выполняем умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписываем столько нулей, сколько содержится в множителе. Располагают карточки в нужном порядке. 1.Записываю первый множитель 2.Второй множитель подписываю под первой цифрой справа, чтобы нули остались в стороне. 3.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули. 4.К полученному результату приписываю столько нулей, сколько их на конце первого множителя. 5.Читаю ответ. | Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем; КоммуникативныеУУД: Умение выражать свои мысли; Регулятивные УУД: Овладение алгоритмом умножения; |
5. | Физкультминутка (2 мин) Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки, снять напряже- ние и усталость обуча- ющихся создать усло- вия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся. . | Учащиеся работают в парах. Затем выполняется проверка, одна пара проговаривает решение примера по алгоритму, остальные внимательно слушают и проверяют, при необходимости внося коррективы. Выполняют физические упражнения, развивают умение концентрировать свое внимание на определенных действиях. | Регулятивные: - умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Коммуникативные - умение выполнять физические упражнения по команде, вместе. |
|
. | | |
6. | Первичное закрепление с проговарива- нием. /5 мин./ Цель: Зафиксировать способ письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями. Взаимоконтроль с проверкой по эталону. /3 мин./ Цель: -Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. - Проверить способность к умножению многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями. | 1.Организую работу по закреплению нового знания. Фронтальная работа с проговариванием вслух. - Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске. ( с.79 №50 – 1 строчка 1,2,3 столбик) К доске вызываю сначала « сильного» ученика, затем «слабого». - Понятен ли вам этот вычислительный приём? - Как проверить, что вы его усвоили? Даю инструктаж по выполнению задания. - У каждого из вас имеется карточка. На ней записаны примеры. 3900х3 = 6800х2 = Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: в верхнем углу карточки вы видите круг. Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим. - Передайте карточку соседу. Ответы к заданию на доске. - Если нет ошибок, закрасьте нижний треугольник зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым. - Верните карточку владельцу. - Совпал ли ваш прогноз с результатом? | Два ученика работают у доски, остальные в тетради. - Решить примеры самостоятельно. Прогнозируют результат и выполняют задание. Взаимопроверка по готовым ответам с доски. - Ответы детей / Мой прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил. - Мой прогноз не совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку. | КоммуникативныеУУД: Умение выражать свои мысли; Регулятивные УУД: Овладение алгоритмом умножения; Регулятивные УУД: Прогнозирование; Самоконтроль; Коррекция; Коммуникативные УУД: Учебное сотрудничество; |
8. | Включение нового в систему знаний и повторения. /7 мин./ Цель: - закрепить умение решать текстовые задачи; - применение нового способа действия; - создание ситуации успеха. Физминутка для глаз Работа над величинами. | Организую работу над задачей. Прочитайте задачу. с. 79 № 351 - как составим краткую запись? Что изготовляли на фабрике? (обувь) О каких видах обуви идет речь в задаче? (мужской, женской, детской) Что обозначает 8900 число? (Количество мужской обуви) Что обозначает 40000 число в задаче? (Сколько пар обуви изготовили всего.) А что сказано о женской обуви? (Ее изготовили в два раза больше) (записываю краткую запись на доске) Вся ли краткая запись выполнена верно? (Нет главного вопроса.) Каков главный вопрос задачи? (Сколько пар детской обуви изготовили?) Сможете ли вы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет.) Почему? (Не знаем, сколько пар женской обуви изготовили.) Какие слова вам помогут выбрать действие? (в, раза.) На какие действия они указывают? ( Умножение или деление.) Какое слово вам поможет? (Больше) Каким действием будем находить женскую обувь? (Умножением.) Что сказано о детской обуви? (Остальная.) Как ищем остаток? (Вычитанием.) Что надо найти в задаче? (Детскую обувь.) – План решения наметили, а вы подумайте и решите задачу. Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы наконец. Зарядка окончилась. Ты молодец! С. 79 № 355 3ч 45 мин =180+45=225 мин 6ч 40 мин = 360+40=400 мин 5 мин 05 сек = 5*60 = 300+05=305 с 10 мин = 600 с 6 ц = 600 кг 15 т =150 кг 7 000 г =7 кг | Используя опорные слова. Дети отвечают на вопросы по содержанию задачи. М 40 000 п. ужская – 8 900 п. Женская - ? в 2 раза. Детская - ? 1 ученик записывает решение задачи на доске. Х8900 +17 800 - 40 000 2 8 900 26 700 17800(п.) 26 700(п.) 13 300(п.) Женской женской и детской обуви мужской обуви Ответ: 13 300 пар детской обуви. Выполняют самостоятельно. Проверка | Познавательные УУД: - анализ с целью выделения главных признаков; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - выделение и поиск необходимой информации; Коммуникативные УУД: - умение достаточно полно и чётко выражать мысли; -интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие. Регулятивные УУД: - планирование; - контроль; - коррекция; - самооценка. |
9. | Рефлексия учебной деятельности. / 3 мин./ Цель: - Оценить результаты собственной деятельности; Д/ задание - Осознание метода построения границ применения нового знания. | Благодарю ребят за работу. Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постаралась. Вам понравилось, друзья? - Вспомните девиз нашего урока. «С малой удачи начинается большой успех» - Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху. - Какая тема нашего урока? - Какую учебную задачу мы ставили перед собой? - Чему новому научились? - Достигли мы успеха? На память о нашем уроке, чтобы вы ничего не забыли: домашнее задание. Давайте поспешим, друзья. Записать задания. А дома… Приложить прошу Максимум старания. Провожу инструктаж домашнего задания. С.79 № 350 4 столбик, № 354 – обязательные для всех № 356 – предлагаю тем, кто не боится трудностей. Оцениваю работы учащихся Перед вами дерево. Давайте украсим его листочками. Если вы считаете, что хорошо усвоили эту тему то прикрепите листочек зеленого цвета; если вам ещё нужно время, чтобы выучить алгоритм, но ошибок вы не допустили – жёлтого; если вам нужно ещё время , чтобы выучить алгоритм ,хорошенько потренироваться , ещё нужно послушать объяснение, так как вы не понимаете, как действовать – красного цвета. Это будет дерево нашего настроения и успеха. Подводя итог, я хочу сказать спасибо всем за хорошую плодотворную работу на уроке, за поддержку одноклассников и взаимопонимание на всем уроке. Подошёл к концу урок, Прозвенит сейчас звонок, Вам девчонки и мальчишки – Всем спасибо за урок. | проговаривают девиз урока. Дети вспоминают поставленную цель и учебную задачу урока. - Письменное умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. - Научиться письменно умножать числа, оканчивающиеся нулями. - Научились письменно умножать числа, оканчивающиеся нулями. -Достигли. Записывают задание в дневники. Крепят листочки к дереву. Высказывают своё мнение. | Регулятивные: - оценивают собственную деятельность на уроке Познавательные: - умение ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные УУД: - аргументировать свои высказывания; Личностные УУД: проявляют познавательный интерес к предмету Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для её выполнения. |
1.Знают алгоритм письменного умножения чисел, запись которых оканчивается нулями.
2.Умеют письменно умножать числа, запись которых оканчивается нулями.
1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.