СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе на тему: "Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или подземные жители"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе на тему: "Антоний Погорельский. Биография. "Чёрная курица, или подземные жители"

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе на тему: "Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или подземные жители"»

Класс: 5

Дата:

Тема: Антоний Погорельский. Об авторе. «Чёрная курица, или Подземные жители».

Цель: познакомить учащихся с личностью А. Погорельского; показать, в чем нравоучительный смысл сказки; расширить читательский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному.

Задачи:

Обучающие: расширить читательский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному.

Развивающие: развивать мыслительную деятельность.

Воспитательные: формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: эпиграф, иллюстрации к тексту, учебники.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прочтение эпиграфа: «Сказка – ложь, да в ней намёк.  Добрым молодцам урок» А.С.Пушкин.

- Как вы понимаете данное высказывание?

2. Актуализация знаний. Объявление темы и целей урока.

3. Изучение нового материала.

Антоний Погорельский: страницы биографии.

Слово учителя.

В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.

Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные пансионы?

Существительное пансион образовано от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам.

Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.
В семьях рождаются дети. По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.

Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона...

— Какие бы чувства испытали вы, оказавшись в такой ситуации?
Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.

Вернемся к Алексею Алексеевичу Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных учителей — тогда это называли домашним образованием. Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.

  В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, близкий друг императора Александра II, его флигель-адъютант и, что самое главное, знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.

 — Что такое псевдоним?

Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.

Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник.
Итак, Алексей Перовский взял себе псевдоним Антоний Погорельский.

 Проверочные вопросы

— Как вы понимаете, что такое пансион?

— Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы?

— Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский?

— Что такое псевдоним?

— Какой псевдоним взял себе Перовский?

4. Чтение статьи учебника об авторе на стр. 120.

Чьи черты можем мы увидеть в образе главного героя?

Кому Антоний Погорельский посвятил свое произведение «Черная курица,

или Подземные жители»?

Тестирование. Взаимопроверка.

1. В каком городе находился пансион, в котором обучался Алёша?

а) Москва

б) Петербург

в) Тверь

2. Что являлось для Алёши наибольшим утешением по воскресеньям и в праздничные дни, когда он оставался один?

а) чтение книг

б) прогулка по двору

в) сон

3. Что пришлось отдать кухарке за спасение курицы?

а) серебряные монеты

б) драгоценный камень

в) золотую монету ( империал)

4. Кем была курица Чернушка в Подземном городе?

а) король

б) министр

в) конюх

5. Что получил Алёша в подарок от короля?

а) редкая книга

б) конопляное семечко

в) монеты

Беседа по изученному материалу.

На какие прочитанные в этом году произведения похожа “Чёрная курица”?

(Необычный герой, волшебное зёрнышко. Похоже на сказку.)

- Докажите, что это сказка.

(есть сказочный зачин “жил-был”

волшебное число “3” – три сна

волшебный предмет – конопляное зёрнышко

чудесные превращения

курица разговаривает с Алёшей.

- А есть ли отличие?

У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

- Это первая литературная сказка. Ещё есть отличия?

(Отражены реалии того времени: точная география

Перечитайте описание Петербурга и дома, в котором распологался пансион. Как вы думаете, могло ли быть такое детатьное описание в народной волшебной сказке? Почему?

Имя, возраст мальчика.)

- В чём состоит главная особенность русских народных сказок? Вспомните слова А.С.Пушкина: “Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок”. Запишем в качестве эпиграфа.

Вспомните, каковы уроки русских народных сказок?

(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано).

- А вот следует ли А.Погорельский этому принципу, мы и посмотрим в конце нашего занятия.

Анализ образа главного героя.

- Поговорим о главном герое. Кто он?

(Мальчик Алёша. Ему 9-10 лет. Он почти наш ровесник)

Разделите страничку на две части. В левую часть мы выпишем каким знали Алёшу в пансионе, за что его любили. (Работа на доске и в тетрадях).

- За что полюбил Алёша Чернушку? В чём это проявилось? (Она была тихого нрава. Мальчик подкармливал ее).

- Что предпринял Алёша для спасения Чернушки?

Выразительное чтение эпизода “Спасение Чернушки”. Стр. 124.

- Какие качества главного героя проявились здесь? (твёрдость, щедрость).

- Как назвал Алёшу автор? (избавитель)

- Давайте подберём синонимы к слову “избавитель” (спаситель, освободитель, заступник)

- Как бы вы оценили поступок героя? (мальчик совершил благородный поступок)

- Как Чернушка его отблагодарила? (повела в подземное царство) –

- Как вы считаете, посещение этого царства – реальное событие? (это сон, видение, обморок)

- А как ведёт себя Алёша? В чём смысл первого сна? ( ослушался, не выполнил требования – чуть не поплатился жизнью)

- Можем ли мы вынести какой – то урок из этого?

- Обратимся к следующему эпизоду.

Чтение по ролям диалога короля и Алёши. Стр.133 («Мне стало известно…»)

- Алёше дана награда заслуженная, но что он попросил? Почему именно с такой просьбой он обратился к королю?

(Чтобы труда не знать, ищет лёгкой жизни)

- Итак, у Алёши оказалось волшебное зёрнышко. Но, как обычно бывает в сказках, есть одно условие, при котором волшебство перестаёт действовать. Какое это условие?

(Алёша не должен быть нескромным).

- Почему вдруг такое условие? Что значит быть скромным или нескромным?

(выслушиваем ответы учащихся).

- Давайте посмотрим, как же толкуют это слово словари. (Толковый словарь Ожегова)

Скромный – это сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый

Сдержанный, умеренный, простой и пристойный.

Нескромный –неделикатный, нетактичный, бесцеремонный, лишенный стыдливости. лишенный скромности.

От чего же предостерегает король Алёшу?

Подведение итогов урока. Жанр произведения. Чему научили рассмотренные эпизоды.

5. Домашнее задание.

Ответить письменно на вопрос 5 стр.149.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!