СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе на тему: "Сострадание и жестокость в произведении И.С.Тургенева "Муму"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе на тему: "Сострадание и жестокость в произведении И.С.Тургенева "Муму"

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе на тему: "Сострадание и жестокость в произведении И.С.Тургенева "Муму"»

Тема: Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.

Класс: 5.

Дата:

Цели:

  • продолжить работу над анализом теста рассказа И.С. Тургенева «Муму»; показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя;

  • развивать навык эмоционального восприятия фактов, умение работать в группе;

  • воспитывать чувство сострадания.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрация к произведению.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.С.Тургенева.

Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!

Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.

— Ребята, не напоминают ли вам кого-то герои этой истории?

— Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил.

— Вы правы, действительно, это герои рассказа Тургенева «Муму»: Герасим и старая барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле.

4.Беседа.

Учитель: Сегодня мы продолжим разговор об удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении, рассказе «Муму», великого русского писателя XIX века И.С.Тургенева.

- Дома вы прочитали рассказ «Муму». Я бы хотела узнать: какие чувства у вас возникали во время чтения? (ответы учащихся)

- Кто вызвал у вас эти чувства? (ответы учащихся)

- Назовем героев рассказа. (Уч-ся называют, а учитель пишет их имена на доске)

5. Сообщение о значении имени Герасим.

Учитель: И.С.Тургенев не случайно дал своему герою имя Герасим. Дома вы подготовили сообщение о значении имени Герасим.

Имя «Герасим» переводится с греческого языка как «почтенный, уважаемый». Происхождение: имя Герасим пришло в Россию из Византии вместе с христианством. Покровитель имени - преподобный Герасим Вологодский родился в Киеве, в 1147 году построил церковь во имя Святой Троицы и монастырь в лесу, в полуверсте от реки Вологды.

В имени Герасим довольно хорошо сочетаются добродушие, твердость.

Человек с этим именем обладает очень чувствительной натурой. Добрый и отзывчивый, он помогает всем, кто к нему обращается, но нередко сам становится жертвой своей доброты. Это человек неконфликтный, в обществе он держится довольно уравновешенно, однако в некоторых, довольно редких случаях, все же может и вспылить. При этом остановить его бывает очень тяжело. Он трудолюбив.

Судьба не делает Герасиму подарков. Все, что у него есть, добыто упорным трудом, но он не заостряет особого внимания на том, как тяжело ему дается кусок хлеба.

Женится поздно, осторожно выбирает подругу жизни. Семья у Герасима крепкая, дружная. Дети растут в атмосфере покоя и дружелюбия, много знают, всем интересуются.

Беседа по вопросам:

1. Объясните, почему Тургенев так назвал героя?

2.Соотнесите черты Герасима Вологодского и Герасима из рассказа «Муму».

6. Анализ образа литературного героя.

Учитель: Работая над образом Герасима, мы составим своеобразную цепочку черт, качеств героя. Начало цепочки у нас записано на доске: «Герасим – это…».

Чтобы выявить особенности характера героя нам предстоит поработать над заданиями.

1 задание – Как описывает автор Герасима? (И.С. Тургенев пишет: «Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения… Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок»

Вывод: Герасим богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий.

2 задание - Отношение к труду. ( И.С. Тургенев пишет: «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик...»)

Вывод: Герасим сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный, выполняющий свой долг – крепостную повинность.

3 задание – Интерьер каморки. («...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили»).

Вывод: нелюдимый, все делает основательно.

4 задание – Отношение окружающих к герою. («Все в околотке стали уважать его после того, как Герасим расправился с ворами, незнакомые люди отмахивались и кричали на него. «Со всей челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, - а в коротких: он считал их за своих»).

Вывод: одинокий, сильный, был в коротких отношениях с челядью.

7. Рефлексия.

- Какие качества присущи Герасиму? (Герасим – это богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий, сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нелюдимый, все делает основательно)

- Какие качества вам близки?

- Какие выводы вы сделали для себя?

- И.С.Тургенев подчеркивает не столько физическую, но прежде нравственную силу Герасима. В чем, кроме трудолюбия, она проявляется? (Оторванный от родного окружения и привычной работы, используемый в барском доме лишь в качестве «представительной фигуры», Герасим сумел сохранить чувство собственного достоинства, остаться таким же трудолюбивым, собранным и прямым, каким был в родной деревне).

В завершении урока составим синквейн к слову Герасим.

Например,

Герасим

Могучий, работящий

Служит, любит, работает

Имеет широкую деревенскую душу

Богатырь

С момента создания рассказа И. С. Тургенева «Муму» прошло 159 лет. Но до сих пор его читают, и он оставляет глубокий след в душе каждого читающего, заставляет нас становится лучше, чище. Я очень надеюсь, что вы тоже будете стремиться к совершенству.

- С каким настроением вы уходите с урока?

8. Домашнее задание.

Подготовиться к написанию эссе по мотивам повести И.С.Тургенева «Муму».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!