Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
1. Образовательные:
2. Развивающие:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Приветствие, проверка готовность к уроку, пожелание успеха. Включение в деловой ритм -Оформите записи в тетради… (дата…….) Эпиграф: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (А.де Сент-Экзюпери). ( Слайд1) - Как вы понимаете эти слова? - Надо сегодня поработать так, чтобы доказать самим себе, что данное высказывание истинно | Читают эпиграф. Высказывают свое мнение | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: учатся понимать авторскую позицию |
Актуализация знаний и пробное учебное действие | Организует повторение знаний, закрепление умений. - Вспомните определение глагола - Как можно повторить теоретические знания по теме «Глагол»? - Выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните их графически. К доске вызываются два ученика, которые выполняют это задание. Класс работает на местах. (Слайд2) Волч…нок увид..л их совершенно неожиданно. Всё произ..шло из(за) его неосторожност…Белый Клык вышел из пещеры и проб…рался к оз…ру. Малыш… спустился по тр…пинк.. к засохшей ел…, пересёк п..лянку и сквозь густые зар…сли каких(то) р…стений прод…рался к бл…стящему зеркалу. Оно уже ра(с,сс)т…лалось перед ним, как Белый Клык увид…л пять жив… существ. Это была первая встреча волч…нка с ч…ловеком. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте по образцу. (Слайд3) ВолчОнок увидЕл их совершенно неожиданно. Всё произОшло из-за его неосторожностИ. Белый Клык вышел из пещеры и пробИрался к озЕру. МалыШ спустился по трОпинкЕ к засохшей елИ, пересёк пОлянку и сквозь густые зарОсли каких-то рАстений продИрался к блЕстевшему зеркалу. Оно уже раССтИлалось перед ним, как Белый Клык увидЕл пять живЫХ существ. Это была первая встреча волчОнка с чЕловеком. - На какое правило встретились орфограммы? | Записывают слова, вставляя орфограммы. Проверяют выполненную работу по образцу. Вспоминают правило «Правописание безударных гласных». | Познавательные : выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Выявление места и причины затруднения | Создается проблемная ситуация - Что вызвало затруднение при выполнении упражнения? - Почему возникло затруднение? -Чтобы преодолеть успешно затруднение, займёмся решением примера. -Зачем на уроке русского языка математика? Чечущ – чущ + репья – пья + домики – мики + ванна _ нна + низко – зко + ели - ли = … Чередование Формулируют тему урока : «Буквы Е-И в корнях с чередованием» (Слайд4 ) - Как вы думаете, что сегодня на уроке мы должны сделать, чтобы разобраться в данной проблеме? | Анализируют слова, данные учителем Определяют место и причину затруднения. Формулируют тему урока Формулируют цели урока | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Построение проекта выхода из затруднения | Организует работу в парах. Предлагает для анализа 2 столбика слов: левый - с буквой И, правый - с буквой Е. (Слайд5). Карточки раздаются. Задирать задеру Вытирать вытереть Разбирать разберу Отпирать отпереть Расстилать расстелить Блистать блестеть Выжигать выжег Вычитать вычет - Найдите закономерность в написании букв Е - И в корнях - Составим алгоритм работы над этой орфограммой 1 шаг. Нахожу морфему, где есть орфограмма 2 шаг. Смотрю, какая буква следует за корнем . есть суффикс А нет суффикса А пишу в корне И пишу в корне Е Слайд6. - Сравните свои выводы с теоретическим материалом в учебнике (§112) | Организуют пары Работают в парах: анализируют слова, выдвигают гипотезы Высказывают свои предположения, используя технологию ПОПС. Корректируют ответы одноклассников Знакомятся с теоретическим материалом в учебнике (§112) | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
Этап реализации построенного проекта Актуализация знаний, пробное учебное действие. | Организует работу в тетради §112, упр 646 - Проверим по цепочке Вернёмся к началу урока. - Текст ли перед вами? - Какова его тема? - К какому типу речи относится? Докажите по формуле ПОПС. (Слайд7 - 8) Отрывок из повести Д.Лондона «Белый клык» - повествование, потому что к нему можно поставить вопрос: что произошло, встречается много глаголов. Докажу это на примере данного текста. Во-первых, в нём говорится о том, что произошло однажды с волчонком. Во-вторых, глаголы увидел, вышел, пробирался, спустился и другие передают действия Белого Клыка. Исходя из этого делаю вывод, что текст относится к повествованию. | Выполняют упражнение в тетради Объясняют правописание слов на изученное правило. Корректируются ответы учащихся Убеждаются в правильности своих устных сообщений и в том, что необходимо развивать свою речь. | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность. Познавательные: повторяют признаки повествовательного типа речи. Регулятивные: контролируют ответы одноклассников, отмечают речевые, грамматические и фактические ошибки. Коммуникативные: формулируют свои мысли, строят предложения. Личностные: анализируют причины ошибок при составлении текста и осознают необходимость работы над устной речью. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Физкультминутка "Приседания" Учитель диктует слова с чередующимися е и и в корне. Слово с И – присесть, с Е – встать. В конце проговаривают правило-шутку (Слайд) Избирать, отдеру, запер, вытирать, расстилать, расстелю, замер, изберу, замирать, отдирать, запирать, вытер. Правило-шутка Если после корня –А, В корне будет И всегда. Вот пример, запоминай: Ноги вытЕр? ВытИрай! -А теперь поработаем с упражнением 647 | Выполняют физкультминутку Выполняют, анализируют работу одноклассника, оценивают | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по образцу. | Организует игру «Цепочка». По цепочке объясняем орфограммы. Слайды 9-10 ВолчОнок сч.Итал людей богами и смИрился с их законами. ПовИновение сильному и угнЕтение слабого – законы, по которым жил Белый Клык у индейцев, а потом у Красавчика Смита. Люди опИрались в своей властИ . на жестокость, поэтому в волчОнок.ЕсочЕтались ум, сила с беСпощадностью и лютой злобой.. Только новый хозяин, спасший Белого Клыка в схваткЕ с бульдогом, зажИгает в серДце волка любовь, которая давно умЕрла. - Есть ли слова-исключения? - Найдите в тексте эпитет (лютый). Подберите к нему синоним.(свирепый, кровожадный) - Есть ли в тексе олицетворение? - Объясните постановку тире в одном из предложений. | Самостоятельно выполняют задание Проверяют работу по образцу. Отвечают на вопросы. |
Этап включения в систему знаний и повторения | -Давайте вспомним, как звучит тема нашего урока? - Давайте вспомним правило, с которым мы сегодня познакомились? Правило-шутка. Слайд 11 | Вспоминают правило и подтверждают его собственными примерами. Работают со словосочетаниями |
Рефлексия | Предлагает записать домашнее задание (по выбору). Упр 468 или 469 или карточка. Видеофрагмент. - Что нового узнали на уроке? - Вспомните эпиграф, с которым мы познакомились в начале урока. - Согласимся ли мы с высказыванием А.нтуана де Сент-Экзюпери? Почему? Хочу закончить урок следующими словами | Записывают домашнее задание. Рефлексия. | Личностные: понимают значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля, исправляют и объясняют ошибки |
Этапы урока. | Задания |
Актуализация знаний и пробное учебное действие | Зак_лоть, гн_здиться, пош_л, см_тана, прил_гательное, выст_ять, л_пата, в_селье, осв_жать, р_стение, соб_рать, уг_дать, зам_реть, г_зон, в_н_грет, отт_пель, г_р_зонт, пол_гаться, б_т_рея, т_ржество, зап_рать, возл_гать, м_дведь, б_леть, отт_реть. Карточка для проверки задания ЗакОлоть, гнЕздиться, пошЁл, смЕтана, прилАгательное, выстОять, лОпата, вЕселье, освЕжать, рАстение, собИрать, угАдать, замЕреть, гАзон, вИнЕгрет, оттЕпель, гОрИзонт, полАгаться, бАтАрея, тОржество, запИрать, возлАгать, мЕдведь, бЕлеть, оттЕреть. |
Построение проекта выхода из затруднения | Карточка №2 Задирать задеру Расстилать расстелить Вытирать вытереть Отпирать отпереть Разбирать разберу Блистать блестеть Выжигать выжег |
Этап реализации построенного проекта | Карточка№1 Ра (с,сс)т_латься (под)ногами, зам_реть от испуга, выб_рать дорогу, забл_стать на со?нце, бл_снула роса, подб_рать предл_жения, выб_рать город, пост_лить ковер, проб_раться сквозь зар_сли, отп_рать дверь, соб_решь сумку, бл_стать на со?нце, выт_рать руки, переб_рать марки, простое пол_жение, пор_сло травой, горная р_стительность, ув_дать без воды, сотр_сать воздух, возл_гать надежды, разв_ваться на ветру, распол_житься у к_стра, изб_рательный участок, ум_раешь от скуки, прид_раться к мелочам, взб_раешься на дер_во. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по образцу. | Карточка№4 1. На девичник соб...раясь ,вот царица, нар...жаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним. 2.А хозяюшкой она в терему меж тем одна приб...рет и приготовит. 3.Приб...жал бесенок, задыхаясь, весь мокрехонек, лапкой ут...раясь... 4.Видишь ли ты палку эту? Выб...ри любую мету. 5.Но где Людмила? Он один! В нем сердце зам...рло, др...жит. 6.Конь уп...рается, др...жит.... 7.Месяц под косой бл...стит, а во лбу зв...зда горит. |