СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по изучению корней с чередующейся глассной

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в 5 классена литературном материале 

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по изучению корней с чередующейся глассной»

10











Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Название работы: Урок по теме «Правописание букв е - и в корнях с чередованием».

Автор: Клюева Елена Георгиевна

Место выполнения работы: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Фокинская средняя общеобразовательная школа № 3»

Класс: 5

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

Тема урока: «Правописание букв е-и в корнях с чередованием»

Тип урока: комбинированный, «открытие» нового знания.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая (парная), коллективная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, доска, видеофрагмент, распечатка рабочих материалов, презентация к уроку

Цель: познакомить учащихся с чередованием гласных е – и в корнях, объяснить правописание слов с чередованиями

Задачи:

1. Образовательные:

  • выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;

  • формировать навык правильного написания корней с чередованием,

  • совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие умения формулировать проблему;

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к русскому языку;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу;

  • любовь и бережное отношение к животным.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): знать перечень корней с чередованием, условия выбора букв Е-И в указанных корнях; уметь правильно писать слова с чередованием Е-И в корнях, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; бережное отношение к «братьям нашим меньшим»
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности


Приветствие, проверка готовность к уроку, пожелание успеха.

Включение в деловой ритм

-Оформите записи в тетради… (дата…….)



Эпиграф: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (А.де Сент-Экзюпери). ( Слайд1)

- Как вы понимаете эти слова?

- Надо сегодня поработать так, чтобы доказать самим себе, что данное высказывание истинно


Читают эпиграф.





Высказывают свое мнение


Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.


Коммуникативные: учатся понимать авторскую позицию


Актуализация

знаний и пробное учебное действие


Организует повторение знаний, закрепление умений.

- Вспомните определение глагола

- Как можно повторить теоретические знания по теме «Глагол»?

- Выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните их графически. К доске вызываются два ученика, которые выполняют это задание. Класс работает на местах. (Слайд2)

Волч…нок увид..л их совершенно неожиданно. Всё произ..шло из(за) его неосторожност…Белый Клык вышел из пещеры и проб…рался к оз…ру. Малыш… спустился по тр…пинк.. к засохшей ел…, пересёк п..лянку и сквозь густые зар…сли каких(то) р…стений прод…рался к бл…стящему зеркалу. Оно уже ра(с,сс)т…лалось перед ним, как Белый Клык увид…л пять жив… существ. Это была первая встреча волч…нка с ч…ловеком.



- Обменяйтесь тетрадями, проверьте по образцу. (Слайд3)

ВолчОнок увидЕл их совершенно неожиданно. Всё произОшло из-за его неосторожностИ. Белый Клык вышел из пещеры и пробИрался к озЕру. МалыШ спустился по трОпинкЕ к засохшей елИ, пересёк пОлянку и сквозь густые зарОсли каких-то рАстений продИрался к блЕстевшему зеркалу. Оно уже раССтИлалось перед ним, как Белый Клык увидЕл пять живЫХ существ. Это была первая встреча волчОнка с чЕловеком.



- На какое правило встретились орфограммы?










Записывают слова, вставляя орфограммы.

Проверяют выполненную работу по образцу.

Вспоминают правило «Правописание безударных гласных».




Познавательные : выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Выявление места и причины затруднения


Создается проблемная ситуация

- Что вызвало затруднение при выполнении упражнения?

- Почему возникло затруднение?

-Чтобы преодолеть успешно затруднение, займёмся решением примера.

-Зачем на уроке русского языка математика?

Чечущ – чущ + репья – пья + домики – мики + ванна _ нна + низко – зко + ели - ли = …

Чередование

Формулируют тему урока : «Буквы Е-И в корнях с чередованием» (Слайд4 )

- Как вы думаете, что сегодня на уроке мы должны сделать, чтобы разобраться в данной проблеме?

Анализируют слова, данные учителем



Определяют место и причину затруднения.








Формулируют тему урока


Формулируют цели урока

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Построение проекта выхода из затруднения

Организует работу в парах.

Предлагает для анализа 2 столбика слов: левый - с буквой И, правый - с буквой Е. (Слайд5). Карточки раздаются.

Задирать задеру

Вытирать вытереть

Разбирать разберу

Отпирать отпереть

Расстилать расстелить

Блистать блестеть

Выжигать выжег

Вычитать вычет

- Найдите закономерность в написании букв Е - И в корнях

- Составим алгоритм работы над этой орфограммой

1 шаг. Нахожу морфему, где есть орфограмма

2 шаг. Смотрю, какая буква следует за корнем

.


есть суффикс А нет суффикса А



пишу в корне И пишу в корне Е

Слайд6.

- Сравните свои выводы с теоретическим материалом в учебнике (§112)

Организуют пары


Работают в парах: анализируют слова, выдвигают гипотезы











Высказывают свои предположения, используя технологию ПОПС.


Корректируют ответы одноклассников



Знакомятся с теоретическим материалом в учебнике (§112)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Этап реализации построенного проекта











Актуализация знаний, пробное учебное действие.

Организует работу в тетради §112, упр 646

- Проверим по цепочке












Вернёмся к началу урока.

- Текст ли перед вами?

- Какова его тема?

- К какому типу речи относится?

Докажите по формуле ПОПС. (Слайд7 - 8)

Отрывок из повести Д.Лондона «Белый клык» - повествование, потому что к нему можно поставить вопрос: что произошло, встречается много глаголов.

Докажу это на примере данного текста.

Во-первых, в нём говорится о том, что произошло однажды с волчонком.

Во-вторых, глаголы увидел, вышел, пробирался, спустился и другие передают действия Белого Клыка.

Исходя из этого делаю вывод, что текст относится к повествованию.




Выполняют упражнение в тетради

Объясняют правописание слов на изученное правило.










Корректируются ответы учащихся










Убеждаются в правильности своих устных сообщений и в том, что необходимо развивать свою речь.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность.


Познавательные: повторяют признаки повествовательного типа речи.

Регулятивные: контролируют ответы одноклассников, отмечают речевые, грамматические и фактические ошибки.

Коммуникативные: формулируют свои мысли, строят предложения.

Личностные: анализируют причины ошибок при составлении текста и осознают необходимость работы над устной речью.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Физкультминутка "Приседания"

Учитель диктует слова с чередующимися е и и в корне. Слово с И – присесть, с Е – встать. В конце проговаривают правило-шутку (Слайд)

Избирать, отдеру, запер, вытирать, расстилать, расстелю, замер, изберу, замирать, отдирать, запирать, вытер.

Правило-шутка

Если после корня –А,

В корне будет И всегда.

Вот пример, запоминай:

Ноги вытЕр? ВытИрай!

-А теперь поработаем с упражнением 647

Выполняют физкультминутку














Выполняют, анализируют работу одноклассника, оценивают


















Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


Этап самостоятельной работы с самопроверкой по образцу.


Организует игру «Цепочка». По цепочке объясняем орфограммы. Слайды 9-10

ВолчОнок сч.Итал людей богами и смИрился с их законами. ПовИновение сильному и угнЕтение слабого – законы, по которым жил Белый Клык у индейцев, а потом у Красавчика Смита. Люди опИрались в своей властИ . на жестокость, поэтому в волчОнок.ЕсочЕтались ум, сила с беСпощадностью и лютой злобой.. Только новый хозяин, спасший Белого Клыка в схваткЕ с бульдогом, зажИгает в серДце волка любовь, которая давно умЕрла.

- Есть ли слова-исключения?

- Найдите в тексте эпитет (лютый). Подберите к нему синоним.(свирепый, кровожадный)

- Есть ли в тексе олицетворение?

- Объясните постановку тире в одном из предложений.

Самостоятельно выполняют задание

Проверяют работу по образцу.

Отвечают на вопросы.

Этап включения в систему знаний и повторения

-Давайте вспомним, как звучит тема нашего урока?

- Давайте вспомним правило, с которым мы сегодня познакомились?

Правило-шутка. Слайд 11


Вспоминают правило и подтверждают его собственными примерами.

Работают со словосочетаниями

Рефлексия


Предлагает записать домашнее задание (по выбору).

Упр 468 или 469 или карточка.

Видеофрагмент.


- Что нового узнали на уроке?

- Вспомните эпиграф, с которым мы познакомились в начале урока.

- Согласимся ли мы с высказыванием А.нтуана де Сент-Экзюпери?

Почему?


Хочу закончить урок следующими словами


Записывают домашнее задание.



Рефлексия.

Личностные: понимают значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля, исправляют и объясняют ошибки















Приложение

Этапы урока.

Задания

Актуализация

знаний и пробное учебное действие


Зак_лоть, гн_здиться, пош_л, см_тана, прил_гательное, выст_ять, л_пата, в_селье, осв_жать, р_стение, соб_рать, уг_дать, зам_реть, г_зон, в_н_грет, отт_пель, г_р_зонт, пол_гаться, б_т_рея, т_ржество, зап_рать, возл_гать, м_дведь, б_леть, отт_реть.

Карточка для проверки задания

ЗакОлоть, гнЕздиться, пошЁл, смЕтана, прилАгательное, выстОять, лОпата, вЕселье, освЕжать, рАстение, собИрать, угАдать, замЕреть, гАзон, вИнЕгрет, оттЕпель, гОрИзонт, полАгаться, бАтАрея, тОржество, запИрать, возлАгать, мЕдведь, бЕлеть, оттЕреть.


Построение проекта выхода из затруднения


Карточка №2

Задирать задеру

Расстилать расстелить

Вытирать вытереть

Отпирать отпереть

Разбирать разберу

Блистать блестеть

Выжигать выжег

Этап реализации построенного проекта


Карточка№1

Ра (с,сс)т_латься (под)ногами, зам_реть от испуга, выб_рать дорогу, забл_стать на со?нце, бл_снула роса, подб_рать предл_жения, выб_рать город, пост_лить ковер, проб_раться сквозь зар_сли, отп_рать дверь, соб_решь сумку, бл_стать на со?нце, выт_рать руки, переб_рать марки, простое пол_жение, пор_сло травой, горная р_стительность, ув_дать без воды, сотр_сать воздух, возл_гать надежды, разв_ваться на ветру, распол_житься у к_стра, изб_рательный участок, ум_раешь от скуки, прид_раться к мелочам, взб_раешься на дер_во.


Этап самостоятельной работы с самопроверкой по образцу.


Карточка№4

1. На девичник соб...раясь ,вот царица, нар...жаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним.

2.А хозяюшкой она в терему меж тем одна приб...рет и приготовит.

3.Приб...жал бесенок, задыхаясь, весь мокрехонек, лапкой ут...раясь...

4.Видишь ли ты палку эту? Выб...ри любую мету.

5.Но где Людмила? Он один! В нем сердце зам...рло, др...жит.

6.Конь уп...рается, др...жит....

7.Месяц под косой бл...стит, а во лбу зв...зда горит.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!