СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по теме "Омонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка посвящена уроку русского языка в 5 классе по теме "Омонимы". Ход изложения урока в виде сказки, которую читает учитель.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по теме "Омонимы"»

Урок 4. Тема урока: «Омонимы».


Цели урока: познакомить пятиклассников с омонимами; добиться понимания, чем омонимы отличаются от многозначных слов; научить находить в Толковом словаре омонимы; научить находить омонимы в тексте; прививать любовь к родному языку.


Учитель продолжает читать сказку.

При падении Петя сильно ударился плечом о каменный выступ. Пришлось немножечко полежать, чтобы отойти от удара. Петя, придя в себя, огляделся.

По всей видимости, он находился в какой- то пещере, но в пещере обжитой.

Пете показалось, что он услышал голоса: кто-то разговаривал шёпотом.

- Это чужой,— говорил один тонким и пискливым голосом.— Скорее принеси лук.


- Неизвестно ещё, зачем он оказался в нашей пещере.

- Хорошо, я мигом,— ответил второй, и голоса смолкли.

Петя привстал и огляделся. Ушибленное плечо при каждом движении отзыва­лось болью.

- Эй, кто здесь есть? — громко позвал мальчик.

Никто ему не ответил.

- Есть здесь кто-нибудь? — снова прокричал Двойкин.

Тишина... Мальчик заглядывал во все углы, но никого не мог обнаружить.

- Что ты мне принёс? — снова услы­шал Петя знакомый шёпот, но уже раздражённый.

- Я принёс тебе лук,— отвечал вто­рой.— Ведь ты же просил лук.

- Лук, лук,— передразнил первый.— Я просил тебя принести лук со стрелами, а не луковицу с огорода,— ворчливо доказывал обладатель писклявого голо­са.— Всё, мы пропали, он направляется сюда.

Петя и сам уже отчётливо слышал, откуда доносились голоса, но он и подо­зревать не мог, что спрятавшиеся от него существа могли притаиться за обыкно­венной шахматной доской, так малы они были.

Петя приподнял доску и увидел двух малышей величиной с шахматные фигу­ры, похожих на лексов.

- Не убивай нас, о великан! — закри­чали существа.— Ведь мы не сделали тебе ничего плохого.

Петя улыбнулся и поставил двух коротышек себе на ладонь.

- Кто вам сказал, что я хочу погубить вас? — удивился мальчик.— Наоборот, я с удовольствием подружился бы с вами. Кто вы?

- А ты не врёшь? — недоверчиво спросил коротышка с бородой до пояса.— Ты, правда, нас не обидишь?

- Ну, конечно же, нет,— успокоил их Петя.— И всё-таки, кто вы?

- Мы представители племени, род­ственного лексам, зовут нас омонимами.

- Да, омонимами,— подтвердил вто­рой коротышка, помоложе.

- Омонимы,— задумался пятиклас­сник.— Впервые о таких слышу. Но почему вас только двое? Где же осталь­ные?

- Мне стыдно тебе это говорить,— сказал омоним с бородой,— но нас зато­чили в эту пещеру за то, что мы до сих пор не научились жить по законам своего племени, и объявили, что будем находить­ся здесь, пока не овладеем всеми необхо­димыми знаниями.

- А в чём заключаются эти знания? — снова спросил Петя.

- Дело в том,— начал объяснять омоним помоложе,— что в нашей речи много одинаковых слов, а мы не можем разобраться в их истинных лексических значениях.

- Так,—задумался мальчик,—Пока мне ясно только одно: без Пятёркина нам просто не обойтись. Ладно, попробую вам помочь. А заодно и себе,— добавил он.

После нажатия кнопок на экране видеотелефона появилось невозмутимое лицо Пятёркина.

- Слушай, Пятёрка, выручай, брат,— быстро заговорил Петя.— Я здесь попал в скверную ситуацию. Понимаешь, сижу я взаперти вместе с ребятами из племени омонимов. Но они ничего толком объ­яснить не могут. Поможешь, а?

- Вопрос понятен,— сказал Пятёркин,— Слушай и запоминай! Омонимы — это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. Например, слово кран обозна­чает два совершенно разных предмета: кран водопроводный и кран строитель­ный. Но помни: одной и той же...

(Учащиеся записывают определение в тетради).


- Понял, понял,— обрадовано за­кричал Петя, не дослушав одноклассни­ка, и выключил видеотелефон.— Теперь понятно, почему вы друг друга не поняли. Омоним-борода просил принести лук- оружие, а омоним помоложе принёс лук- овощ. Эх вы, лентяи! Подавай сигнал наверх, я выручу вас.

- Это правда? — улыбаясь, затарато­рили омонимы.— Ты выручишь нас?

- Ну, конечно,— весело ответил Двойкин.— Зовите своих соплеменников!

Омоним-борода трижды хлопнул в ла­доши, и потолок над пещерой раскрылся. Перед Петей и его друзьями невесть откуда появилась лестница, по которой они поднялись наверх.

- Мы готовы сдать экзамен по зако­нам племени омонимов! — торжественно произнёс пятиклассник, увидав перед собой огромную армию омонимов.

- Задавайте вопросы!

Пленник племени омонимов готов держать экзамен по нашим законам? — услышал Петя голос омонима в короне (скорее всего, это был король). Ну что ж, изволь! Перед тобой различные предме­ты: очки, чёлн, ключ, коса, шашки, ваше животное — бык. Определи, в какой за­гадке о каких предметах говорится. Итак, внимание!


Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают.

В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают.

В воде он медленно плывёт, в станке летает взад-вперёд.

На лугус хвостом, без хвостапод мостом.

Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу.

Сейчас я, правда, устарела, а прежде было много дела, как выйду на зелёный луг, так забываю про досуг.

Любая мода не вечна, не изменяюсь я одна. И девочки всегда и всюду носить меня, конечно, будут.

(Учащиеся выполняют задание).

- Неплохо, неплохо,— проговорил омоним-король, когда Петя закончил работу.— Но это было только первое задание. А вот тебе и второе. Определи, где в предложениях и словосочетаниях многозначные слова, а где омонимы. Слушай внимательно.

Грянул гром. Раздался гром аплодисментов. Звенел серебряный колокольчик. У певца серебряный голос. Дневной жар спал. Малыш крепко спал. Часы идут верно. Идут дни за днями.

(Учащиеся выполняют задание).

- Ну что ж, снова правильно,— сказал омоним-король.— Теперь слушай третье, последнее задание. Но знай, если ты ошибёшься, тебя ждёт вечное заточе­ние в пещере.

Давайте задание, чего зря время терять,— уверенно произнёс Двойкин.

Тогда определи, какие слова — омонимы, а какие — нет.

Вода стекла и ваза из стекла. Косить косой и косой взгляд. Пчелиный рой и рой землю. Жаркая печь и печь пироги.

- Естественно, все эти слова — омо­нимы,— спокойно ответил Петя.— Оди­наково пишутся и...

Но Двойкину не суждено было догово­рить.

- Хватай его! — закричал омоним - король.— В пещеру его, на вечное заточе­ние его!

Армия омонимов набросилась на Петю, но он успел смахнуть их с себя и дал стрекача. Холмы и ямы, леса и поля, дороги и тропинки мелькали перед его глазами, а Петя нёсся, не чувствуя ног.

- «В чём же моя ошибка? — думал он. — Омонимы — слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно...»

И вдруг он понял свою ошибку. Ну, конечно же, слова одной и той же части речи. Остальные — нет. Значит, вода стекла и ваза из стекла не омонимы, потому что в первом случае слово стекла — глагол, а во втором — суще­ствительное.

Но останавливаться Петя не мог: омоним-король ни за что не простит ему ошибки, пусть даже исправленной. И ма­льчик ускорил бег...


Итог урока:

Вопросы для закрепления материа­ла:

  1. Какие слова называются омонимами? Приведите примеры.

  2. Какие слова, одинаково пишущиеся и произносящиеся, омонимами не явля­ются?

  3. Чем омонимы отличаются от многозначных слов?



21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!