Урок 4. Тема урока: «Омонимы».
Цели урока: познакомить пятиклассников с омонимами; добиться понимания, чем омонимы отличаются от многозначных слов; научить находить в Толковом словаре омонимы; научить находить омонимы в тексте; прививать любовь к родному языку.
Учитель продолжает читать сказку.
При падении Петя сильно ударился плечом о каменный выступ. Пришлось немножечко полежать, чтобы отойти от удара. Петя, придя в себя, огляделся.
По всей видимости, он находился в какой- то пещере, но в пещере обжитой.
Пете показалось, что он услышал голоса: кто-то разговаривал шёпотом.
- Это чужой,— говорил один тонким и пискливым голосом.— Скорее принеси лук.
- Неизвестно ещё, зачем он оказался в нашей пещере.
- Хорошо, я мигом,— ответил второй, и голоса смолкли.
Петя привстал и огляделся. Ушибленное плечо при каждом движении отзывалось болью.
- Эй, кто здесь есть? — громко позвал мальчик.
Никто ему не ответил.
- Есть здесь кто-нибудь? — снова прокричал Двойкин.
Тишина... Мальчик заглядывал во все углы, но никого не мог обнаружить.
- Что ты мне принёс? — снова услышал Петя знакомый шёпот, но уже раздражённый.
- Я принёс тебе лук,— отвечал второй.— Ведь ты же просил лук.
- Лук, лук,— передразнил первый.— Я просил тебя принести лук со стрелами, а не луковицу с огорода,— ворчливо доказывал обладатель писклявого голоса.— Всё, мы пропали, он направляется сюда.
Петя и сам уже отчётливо слышал, откуда доносились голоса, но он и подозревать не мог, что спрятавшиеся от него существа могли притаиться за обыкновенной шахматной доской, так малы они были.
Петя приподнял доску и увидел двух малышей величиной с шахматные фигуры, похожих на лексов.
- Не убивай нас, о великан! — закричали существа.— Ведь мы не сделали тебе ничего плохого.
Петя улыбнулся и поставил двух коротышек себе на ладонь.
- Кто вам сказал, что я хочу погубить вас? — удивился мальчик.— Наоборот, я с удовольствием подружился бы с вами. Кто вы?
- А ты не врёшь? — недоверчиво спросил коротышка с бородой до пояса.— Ты, правда, нас не обидишь?
- Ну, конечно же, нет,— успокоил их Петя.— И всё-таки, кто вы?
- Мы представители племени, родственного лексам, зовут нас омонимами.
- Да, омонимами,— подтвердил второй коротышка, помоложе.
- Омонимы,— задумался пятиклассник.— Впервые о таких слышу. Но почему вас только двое? Где же остальные?
- Мне стыдно тебе это говорить,— сказал омоним с бородой,— но нас заточили в эту пещеру за то, что мы до сих пор не научились жить по законам своего племени, и объявили, что будем находиться здесь, пока не овладеем всеми необходимыми знаниями.
- А в чём заключаются эти знания? — снова спросил Петя.
- Дело в том,— начал объяснять омоним помоложе,— что в нашей речи много одинаковых слов, а мы не можем разобраться в их истинных лексических значениях.
- Так,—задумался мальчик,—Пока мне ясно только одно: без Пятёркина нам просто не обойтись. Ладно, попробую вам помочь. А заодно и себе,— добавил он.
После нажатия кнопок на экране видеотелефона появилось невозмутимое лицо Пятёркина.
- Слушай, Пятёрка, выручай, брат,— быстро заговорил Петя.— Я здесь попал в скверную ситуацию. Понимаешь, сижу я взаперти вместе с ребятами из племени омонимов. Но они ничего толком объяснить не могут. Поможешь, а?
- Вопрос понятен,— сказал Пятёркин,— Слушай и запоминай! Омонимы — это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. Например, слово кран обозначает два совершенно разных предмета: кран водопроводный и кран строительный. Но помни: одной и той же...
(Учащиеся записывают определение в тетради).
- Понял, понял,— обрадовано закричал Петя, не дослушав одноклассника, и выключил видеотелефон.— Теперь понятно, почему вы друг друга не поняли. Омоним-борода просил принести лук- оружие, а омоним помоложе принёс лук- овощ. Эх вы, лентяи! Подавай сигнал наверх, я выручу вас.
- Это правда? — улыбаясь, затараторили омонимы.— Ты выручишь нас?
- Ну, конечно,— весело ответил Двойкин.— Зовите своих соплеменников!
Омоним-борода трижды хлопнул в ладоши, и потолок над пещерой раскрылся. Перед Петей и его друзьями невесть откуда появилась лестница, по которой они поднялись наверх.
- Мы готовы сдать экзамен по законам племени омонимов! — торжественно произнёс пятиклассник, увидав перед собой огромную армию омонимов.
- Задавайте вопросы!
Пленник племени омонимов готов держать экзамен по нашим законам? — услышал Петя голос омонима в короне (скорее всего, это был король). Ну что ж, изволь! Перед тобой различные предметы: очки, чёлн, ключ, коса, шашки, ваше животное — бык. Определи, в какой загадке о каких предметах говорится. Итак, внимание!
Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают.
В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают.
В воде он медленно плывёт, в станке летает взад-вперёд.
На лугу — с хвостом, без хвоста — под мостом.
Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу.
Сейчас я, правда, устарела, а прежде было много дела, как выйду на зелёный луг, так забываю про досуг.
Любая мода не вечна, не изменяюсь я одна. И девочки всегда и всюду носить меня, конечно, будут.
(Учащиеся выполняют задание).
- Неплохо, неплохо,— проговорил омоним-король, когда Петя закончил работу.— Но это было только первое задание. А вот тебе и второе. Определи, где в предложениях и словосочетаниях многозначные слова, а где омонимы. Слушай внимательно.
Грянул гром. Раздался гром аплодисментов. Звенел серебряный колокольчик. У певца серебряный голос. Дневной жар спал. Малыш крепко спал. Часы идут верно. Идут дни за днями.
(Учащиеся выполняют задание).
- Ну что ж, снова правильно,— сказал омоним-король.— Теперь слушай третье, последнее задание. Но знай, если ты ошибёшься, тебя ждёт вечное заточение в пещере.
Давайте задание, чего зря время терять,— уверенно произнёс Двойкин.
Тогда определи, какие слова — омонимы, а какие — нет.
Вода стекла и ваза из стекла. Косить косой и косой взгляд. Пчелиный рой и рой землю. Жаркая печь и печь пироги.
- Естественно, все эти слова — омонимы,— спокойно ответил Петя.— Одинаково пишутся и...
Но Двойкину не суждено было договорить.
- Хватай его! — закричал омоним - король.— В пещеру его, на вечное заточение его!
Армия омонимов набросилась на Петю, но он успел смахнуть их с себя и дал стрекача. Холмы и ямы, леса и поля, дороги и тропинки мелькали перед его глазами, а Петя нёсся, не чувствуя ног.
- «В чём же моя ошибка? — думал он. — Омонимы — слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно...»
И вдруг он понял свою ошибку. Ну, конечно же, слова одной и той же части речи. Остальные — нет. Значит, вода стекла и ваза из стекла не омонимы, потому что в первом случае слово стекла — глагол, а во втором — существительное.
Но останавливаться Петя не мог: омоним-король ни за что не простит ему ошибки, пусть даже исправленной. И мальчик ускорил бег...
Итог урока:
Вопросы для закрепления материала:
Какие слова называются омонимами? Приведите примеры.
Какие слова, одинаково пишущиеся и произносящиеся, омонимами не являются?
Чем омонимы отличаются от многозначных слов?
21