СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе .А. Погорельский."Черная курица, или Подземные жители"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование нравственных качеств учащихся через поступков главных героев

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе .А. Погорельский."Черная курица, или Подземные жители"»

Сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Цели урока:

формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»,

Ход урока:

Погорельский Антоний (псевдоним, настоящие имя и фамилия Перовский, Алексей Алексеевич) (1787–1836), русский писатель, сын графа А.К.Разумовского. Получил домашнее образование, окончил Московский университет, доктор философских и словесных наук.

В течение пяти лет служил в различных департаментах; организовал при Московском университете Общество любителей российской словесности (1811–1830)

В Отечественную войну 1812 находился в действующей армии, проявлял незаурядную отвагу в боях.

В 1822 после смерти отца унаследовал село Погорельцы Черниговской губернии, поселился в нем вместе с сестрой, графиней А.А.Толстой, и ее сыном, будущим писателем А.К.Толстым. 
Вместе с племянником, юным А.К.Толстым, Погорельский побывал в Италии; судя по некоторым свидетельствам, встречался с И.В.Гёте. Волшебная повесть для детей, как определил ее жанр автор, «Черная курица, или Подземные жители», написана для десятилетнего племянника, это вымысел о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику – и уходящей от него, когда он стал легкомысленным и тщеславным ленивцем.

Умер Антоний Погорельский в Варшаве 9 (21) июля 1836.

- Что в произведении показалось вам необычным? (Произведение похоже на сказку, потому что есть волшебство, подземное королевство…)

- Как можно доказать, что это сказка? (Сказочный зачин «жил-был», волшебное число «три», волшебное конопляное зернышко, курочка разговаривает …)

- А чем отличается эта сказка от народных? (Есть автор, а в народных сказках автора нет)

- Это литературная сказка. В ней рассказывается о реальном городе, о реальном времени. Петербург. 1829 год. Мы оказались на Васильевском острове, в первой линии, перед нами двухэтажное здание.

  1. Словарная работа

- С тех пор прошло много лет. Изменилась жизнь, изменился язык. Давайте объясним значения непонятных слов.

Линия - название каждой стороны улицы на Васильевском острове.

Пансион (франц. pension, от лат. pensio — платеж). В Российской империи и некоторых зарубежных странах закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.

Дортуары – спальные комнаты.

Сени – прихожая, коридор.

- «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок»,- писал А.С.Пушкин. Чему учат русские народные сказки? (Добро торжествует…)

-Кто главный герой сказки Погорельского? (Алеша – мальчик 9-10 лет)

- Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

- Что было его утешением в часы одиночества? (чтение книг, игра с курочками во дворе)

- Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку)

- Каким был Алеша до встречи с Чернушкой? (записываем в тетрадях)

«Умненький, миленький, начитанный, мечтательный, верящий в волшебство, страдающий от одиночества»

- А где и как он встретил Чернушку?

  1. Пересказ эпизода спасения Чернушки

- Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)

-Какие качества Алеши проявились здесь? (Твердость, щедрость, доброта)

- Как назвал Алешу автор? (Избавитель)

- Как бы вы оценили поступок Алеши? (Это благородный поступок)

- Как Чернушка его отблагодарила? (Она повела его в подземное царство)

- Как ведет себя Алеша в подземном царстве? Почему он не выполнил требований Чернушки? (Он ослушался, не выполнил требований, чуть не поплатился жизнью)

-Можем ли мы вынести какой-то урок из первого сна Алеши? Почему Алеша обратился к королю с такой странной просьбой? (Трудиться не хочет…)

- Итак, мальчик оказался обладателем волшебного зернышка. Но, как бывает в сказках, есть условие, при котором волшебство перестает действовать. Какое это условие? (Алеша не должен быть нескромным)

- Что значит быть скромным или нескромным?

- Конопляное семечко освободило Алешу от труда. Что изменилось в жизни героя?

(«перестали его любить, шалил много, надоел товарищам, стал непослушным»)

- Почему похвала за отличные ответы не доставляла Алеше удовольствия? (Выучить уроки не стоило никакого труда, все доставалось легко и незаслуженно)

- Почему отношение детей к Алеше изменилось? (Мальчик стал заносчивым, высокомерным, гордым)

- При каком условии волшебное зернышко теряло свою силу? (Если потеряет волшебное зернышко)

6. Пересказ эпизода «Потеря конопляного зернышка»

- Почему теперь Алеша не может выучить уроки? (Он разучился трудиться, привык к легкой жизни)

- А для чего в сказке третий сон Алеши? Чему учит Чернушка мальчика? ( Умению хранить тайну, держать данное слово, быть благодарным)

- Почему Чернушка называет неблагодарность «худшим свойством»?

- К чему привела Алешина неблагодарность? (К несчастью подземных жителей)

7. Итоги урока:

- Как вы понимаете слова Чернушки: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку»? (Дурные привычки легко приобретаются, но очень тяжело от них избавляться)

- Какие слова учителя могут пригодиться нам? («Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили его во зло»)

- Какие уроки можно извлечь из этого эпизода? (Надо учиться, развиваться)

Давайте сделаем вывод, почему из послушного, доброго, ласково мальчика Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого? (Ему нечем было заняться, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить)

- Почему Алеша боится увидеть Чернушку в четвертый раз? (Совесть мучает…)

- Сказка заканчивается трагически: жителей подземного королевства предали и они ушли, Алешу наказали. Можно ли сказать, что зло наказано, а победило добро? (Да, Алеша стал прежним…..)

- Л. Н. Толстой, составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители». А какие уроки сказки усвоили вы? (Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей, быть требовательным к себе, нельзя ставить себя выше других, даже если ты много знаешь и умеешь, надо быть трудолюбивым, прилежным.

8. Домашнее задание: (по выбору)

1.Напишите ответ на вопрос: «Как бы я поступил с волшебным семечком?»

2.Напишите ответ на вопрос: «От каких пороков я смог избавиться?»

3.Пересказ сказки от имени Алеши или Чернушки.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!