Ход урока
Организационный момент 1 мин
- Добрый день, ребята, добрый день гости.
- Начать сегодня урок я хочу с высказывания польского ученого Николая Коперника:
«Из числа многочисленных и разнообразных искусств и наук… с величайшим жаром следует себя посвятить тем, которые исследуют круг предметов, наиболее прекрасных и наиболее достойных познания. Таковыми являются науки, которые изучают чудесные обращения во Вселенной…, а затем объясняют всё строение мира (карточка).
- О какой науке говорит Николай Коперник в этом высказывании? (Об астрономии). 2 мин
- А Давайте вспомним, какие ученых, наблюдая за «чудесными обращением» небесных тел во Вселенной, пытались объяснить устройство мира (Аристотель, Птолемей, Самосский, Пифагор – это все древнегреческие ученые) 1 мин
- А ученые средних веков, перевернувшие представления о мире? (Коперник, Бруно, Галилей). Почему мы называем их учеными перевернувшими мир? (Они утверждали, что Земля вращается вокруг Солнца. А Птолемей и Аристотель считали, что Солнце вращается вокруг неподвижной Земли). 2 минуты
- Сегодня я вам предлагаю стать великими учеными-астрономами и поиграть со мной в игру, представьте, что вы жители одной из планет, вращающейся вокруг звезды в большом магеланновом облака. И 21 октября 2010 года по земному времени вы прилетели на Землю для участия в межгалактической научной конференции... Можете открыть глаза! 1мин
- Дорогие гости, я рада приветствовать вас на нашей планете. Земляне с нетерпением ждут вашего выступления на конференции, нам интересно узнать, как устроена ваша планетная система.
- Коллеги до выступления осталось буквально полчаса. А доклад не готов!!!! 1 мин Какие будут предложения, что делать? С чего начать? (Варианты ответов – рассказать о составе, что в центре расположено, если мы будем просто рассказывать то будет не очень понятно, может кроме рассказа придумаем еще что нибудь.). 2 мин. Итого 10 минут
- Давайте подумаем, а какие небесные тела могут входить в нашу систему? (варианты). Предлагаю в нашей модели обозначать небесные тела с помощью фигур. Для этого внимательно прочитайте зад.№ 1. На его выполнение у вас пара минут. 3 мин+3 мин
Группа № 1. Читайте описание и отвечайте. Это планеты, фигуры – синие круги
Группа № 2. Кометы. Красные круги с хвостиками и без хвостиков.
Группа № 3. Астероиды. Серые фигуры.
Группа № 4. Звезда. Желтый круг.
Группа № 5. Спутники. Голубые самые маленькие круги. 7 минут Итого:12минут
- Обозначения выбраны, что дальше??? Как нам построить из них систему ? С чего начать? С центра, со звезды! (приклеиваю в центр) 2 минуты
- Остальные небесные тела я предлагаю разместить вам самостоятельно. Выполняем задание № 2. На работу у вас 10 минут. Итого 12 минут.
Итак, модель вроде бы готова. Но, кажется, чего-то не хватает? У землян Солнечная система, а у нас какая? Предлагайте варианты? Названия планетной системы.
- Слушаем варианты (Запись на доске). Предлагаю дать кодовое название нашей системе по первым буквам! КМВН5Б. 5 минут
Подведение итогов. Итак, модель планетной системы создана !!!
А у меня остались два не разрешенных вопроса: 1) а можно ли это считать системой? Докажите, что в начале урока у нас не было системы, а сейчас она возникла!(да, потому что тела располагаются определенным образом). А как в начале урока располагались эти тела? (беспорядочно, бессистемно) 2 минуты
2) и можно ли эту систему назвать планетной? Да, так как эта система из планет. Так значит, я могу удалить из нее все другие небесные тела? И оставить только планеты? Нет нужно еще оставить звезду. Так что же такое планетная система. Это система, состоящая из звезды и вращающихся вокруг нее планет. 3 минуты
Вот теперь можно утверждать, что модель планетной системы создана, на следующем уроке нам предстоит выступить с докладом «Планетная система ППП5д»1 минута
Задание в дневник: отчет о работе в группе (у), система – это … , примеры других неплан. систем 1 мин.
Спасибо за урок 10 + 12 + 12=32+5=37+7=44 минуты.
Задание №1.
Узнайте по описанию небесное тело и назовите его. Выберите подходящую для него фигуру.
Это относительно холодные небесные тела в форме шара. Такие тела видны на звездном небе за счет отраженного от них света. Многие из них имеют спутники.
Задание № 2.
Подумайте, сколько планет в вашей системе. Разместите их на модели. Изобразите орбиты, по которым они движутся.
Решите, на какой планете живете вы. Придумайте для нее название и подпишите его на модели.
Задание № 3.
Подготовьте отчет о проделанной работе: сколько планет в вашей системе (сколько из них планет-гигантов), как называется ваша планета, и какая по счету она от центра.
Задание № 1.
Узнайте по описанию небесное тело и назовите его. Выберите подходящую для него фигуру.
Эти небесные тела состоят из твердого ядра, образованного льдом и замершими газами. При приближении к Солнцу у них появляется газовая оболочка и длинный хвост. В переводе с греческого означает «волосатая».
Задание № 2.
Подумайте, сколько комет в вашей системе. Разместите их на модели.
Придумайте название для каждой кометы и изобразите орбиты, по которым они движутся.
Задание № 3.
Подготовьте отчет о проделанной работе: название комет, по каким орбитам движутся, почему у одних комет длинный хвост, а у других нет?
Задание № 1.
Узнайте по описанию небесное тело и назовите его. Выберите подходящую для него фигуру.
Это небольшие неправильной формы небесные тела, не испускающие собственного света. Ученые предполагают, что это остатки «строительного материала», из которого формируются планетные системы.
Задание № 2.
Подумайте, где и как вы разместите астероиды на модели, учитывая их небольшие размеры (так чтобы они не притянулись к звезде).
Изобразите орбиты, по которым они движутся. А для крупных астероидов придумайте и запишите название.
Задание № 3.
Подготовьте отчет о проделанной работе: где расположены орбиты астероидов и почему вы их так разместили, назовите крупные астероиды.
Задание №1.
Узнайте по описанию небесное тело и назовите его. Выберите подходящую для него фигуру.
Это небесное тело имеет вид гигантского раскаленного шара, испускающего собственный свет и тепло.
Задание № 2.
Подумайте, где и как вы разместите карликовые планеты в системе, учитывая их небольшие размеры (так чтобы они не притянулись ни к звезде, ни к планетам!).
Изобразите орбиты, по которым они движутся. Придумайте название для 2-3 карликовых планет.
Задание № 3.
Подготовьте отчет о проделанной работе: где расположены орбиты карликовых планет и почему вы их так разместили, назовите 2-3 карликовые планеты.
Задание №1.
Узнайте по описанию небесное тело и назовите его. Выберите подходящую для него фигуру.
Это относительно холодные небесные тела, светят отраженным светом. Они вращаются вокруг планет.
Задание № 2.
Подумайте, вокруг каких планет вы поместите спутники с учетом размеров планет и их удаленности от звезды (центра).
Если у Вашей планеты спутники? Если да, то, как они называются?
Задание № 3.
Подготовьте отчет о проделанной работе: как называется спутник вашей планеты, почему у одних планет спутников много, а у других их нет?