СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе на тему "Чередование гласных, зависящих от значения слов (РАВН – РОВН, МОК ( МОЧ) – МАК)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе на тему "Чередование гласных, зависящих от значения слов (РАВН – РОВН, МОК ( МОЧ) – МАК)"»

Чередование гласных, зависящих от значения слов (РАВН – РОВН, МОК ( МОЧ) – МАК)

1. Повторение - От чего зависит выбор написания чередующейся гласной в корнях слов? (От ударения, от суффикса, от последующей согласной.)

Тест 1 вариант

1.В какой строчке все слова с чередующейся гласной в корне?

А) р.сли, подг.рела, обж.гать

Б) уд.вительный, з.ревать, покл…нился

В) подск.чил, бл.стательный, д.лина

Г) г…ристая, к…, р…скошный

2. В каком слове написание чередующейся гласной зависит от суффикса?

А) тв…рение б) з..ря

в) накл…нился г) проб…русь

3. В каком слове написание чередующейся гласной зависит от ударения?

А) р…стение б) приг…рел

в) к…сается г) пол…жил

4. В какой строке пропущена одна и та же буква?

А) пл..вчиха, заг…рать, отр…сль

Б) отп.реть, зам.реть, пом.риться

В) Р.стов, выр.щенный, тв.рение

Г) з.рница, к.сается, сл.гаемое

5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.  

1) т..ран, раст..рать, отп..рать

2) п..роход, р…бина, забл..стать

3) пл..вчиха, ум..рать, отб..рать

4) обл..гать, р..стить, ун..мать

5) ум..реть, пл..вцы, з…рево.


Тест 2 вариант

1.В какой строчке все слова с чередующейся гласной в корне?

А) р...стение, кр...пива, прик...саться

Б) р...стеряться, к...сноязычный, г...реть

В) тв…рение, к...мпаньон, г...рячий

Г)  прог...реть, нат...рать, к...снуться

2. В каком слове написание чередующейся гласной зависит от суффикса?

А) г...реть б) ум...рающий лебедь

в) пор...сль г)  р...стение

3. В каком слове написание чередующейся гласной зависит от ударения?

А) прил...жение б) зап…реть

в) оз…рение г) водор…сли

4. В какой строке пропущена одна и та же буква?

А) выд..рать с корнем, зам..реть от восторга, бл..стать красотой

Б) зеленый р..сток, скл..ниться над ручьем

В) пол..жительная пл..вучесть, написать изл..жение

Г) снизошло оз..рение, темная приг..рь, скл..нение прил..гательных

5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.  
1) хл..потать, зап..реть (на замок), р..сток

2) забл..стел, обг…ревший, соб..рать

3) зар…сли, соч..тание, взв…ливать

4) взр..слеть, г..рнолыжный, оз..рение

5) попл..вок, зад..раться, изл..жить


Взаимопроверка: 1 вариант: 1. А 2. Г 3. Б 4. Г 5. 3, 5

2 вариант: 1. Г 2. Б 3. В 4. Б 5. 2, 5

2. Изучение нового

Обратите внимание на слайд – записаны два слова МАКНУТЬ    МОКНУТЬ.

  • Чем они различаются? (ударением, буквами а-о, значением)

  • Давайте обратимся к толковому словарю

 

  • Макнуть -  Опустить во что н. жидкое.    М. хлеб в мёд. М. кисть в краску.

  • Мокнуть - Под действием влаги становиться мокрым, сырым.           М. под дождём.

На прошлых уроках вы изучали способы словообразования, вспоминали морфемы.

-Что такое морфема?

- А в какой части слова содержится лексическое значение?

- Подберите однокоренные слова к тем, что вы видите на экране, и выделите корни в этих словах

Перед нами слова, похожие, но тем не менее разные. А как же нам узнать, когда писать в корне О, а когда А? (по значению)

Итак, тема:

Чередующиеся Буквы –О, -А в корнях, правописание которых зависит от значения слов : -мак- // -мок-, -равн- // -ровн.

Корни –мак- -мок- встречаются тогда, когда говорится, что кто-то или что-то становится мокрым. Мокрым можно стать в двух случаях:

Что-то в жидкость погружаешь-

Пишешь мак-: макнуть, макаешь.

Если ты насквозь промок,

Значит, в корне пишешь мок-.

Сформируйте правило правописания корня –мак- -мок- .

Корень -МАК- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость. Корень -МОК- пишется в словах со значением «пропускать жидкость».




  • Промокательная бумага, макать хлеб в молоко, обмакнуть кисть в краску, непромокаемый плащ, вымокнуть под дождем, новая промокашка.

Слово учителя. Есть ещё пара корней, в которых чередованием О-А командует смысл слова. Это -РОВН—РАВН-
Предметы вокруг нас могут быть ровными, а могут быть равными. Как, по-вашему, это одно и то же или нет? Ровным мы называем все прямое и гладкое. Если надо сделать что-то прямым или гладким, мы говорим: подровнять, сровнять, выровнять.
Предметы могут быть в чем-то одинаковыми. Например, по весу, по форме и т. д. Тогда мы говорим: «Они равны по весу». О тех, у кого одинаковые права, говорим: «Они равноправны».
– О чем же нужно помнить, чтобы не ошибиться в написании этих корней?
–Слова, обозначающие все ровное, мы пишем с корнем -РОВН-. Слова, обозначающие что-то одинаковое, мы пишем с корнем -РАВН-.

– Есть ли слова исключения из этого правила? 

Искл.: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина  

фразеологизм «сровнять с землей» (разрушить до основания)

Ровесник, ровесница, ровесники (люди одного возраста, т.е. равные по возрасту),



- Сформируйте правило правописания корня –равн- -ровн- .
(Слова, обозначающие то, что равно, одинаково, пишем с корнем –равн- , слова, обозначающие то , что ровное, прямое, гладкое, пишем с корнем –ровн).

Держать равнение всегда-

Значенье равный- пишем а.

Ровнять под уровень -давно

В значенье ровный пишем о.



у доски 1 чел, корень, значение, буква:

зар…внять канаву, равноправие в семье, трен…роваться на р…внине.



Распределительный диктант:

1 столбик –с гласной а, 2 столбик-с гласной о: Выполните морфемный разбор подчёркнутых слов:

1.Мы выр…вняли площадку. но при этом вым…кли до нитки.

2. Ур…вень воды в Неве осенью часто резко повышается.

3. Там он стал веревку крутить да конец ее в море м…чить.

4. Он налил в кружку чаю и стал м…кать туда печенье.

5. Почтальон догнал старика пор…внялся с ним и передал ему письмо.

 

А

Макать

поравнялся


О

Выровняли

Вымокли

Уровень

Мочить

Итог: Что нужно знать о правописании корней -мок-/-мак-? - От чего зависит правописание корней  -равн-/-ровн-? - Какие слова-исключения вы знаете на изученное правило?

Д.з.: выучить правила в справочнике, задание на карточке:

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначив орфограммы.

В…ликолепная р…внина, обм…кнул в чернильницу, непром…каемое п…льто, пор_вняться с домом; зар…внять грядки, р…шить ур…внение, зар..внять траншею, пол...жить пром...кашку, тв_рить чуд…са, пл_вучий остров, обг_ревшее дер…во.

2. Задание 10 ЕГЭ:

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.   1) заст..лать, выг..рать, з…ревать

2) м..кать (сухарь в чай), ур..вень, утв..рь

3) осн..ватель, под..бает, р..нение

4) п..лата, обн..мать, с..мволика

5) р..сток, отр..сль, покл…ниться

Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначив орфограммы.

В…ликолепная р…внина, обм…кнул в чернильницу, непром…каемое п…льто, пор_вняться с домом; зар…внять грядки, р…шить ур…внение, зар..внять траншею, пол...жить пром...кашку, тв_рить чуд…са, пл_вучий остров, обг_ревшее дер…во.

2. Задание 10 ЕГЭ:

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.   1) заст..лать, выг..рать, з…ревать

2) м..кать (сухарь в чай), ур..вень, утв..рь

3) осн..ватель, под..бает, р..нение

4) п..лата, обн..мать, с..мволика

5) р..сток, отр..сль, покл…ниться

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначив орфограммы.

В…ликолепная р…внина, обм…кнул в чернильницу, непром…каемое п…льто, пор_вняться с домом; зар…внять грядки, р…шить ур…внение, зар..внять траншею, пол...жить пром...кашку, тв_рить чуд…са, пл_вучий остров, обг_ревшее дер…во.

2. Задание 10 ЕГЭ:

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.   1) заст..лать, выг..рать, з…ревать

2) м..кать (сухарь в чай), ур..вень, утв..рь

3) осн..ватель, под..бает, р..нение

4) п..лата, обн..мать, с..мволика

5) р..сток, отр..сль, покл…ниться

Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначив орфограммы.

В…ликолепная р…внина, обм…кнул в чернильницу, непром…каемое п…льто, пор_вняться с домом; зар…внять грядки, р…шить ур…внение, зар..внять траншею, пол...жить пром...кашку, тв_рить чуд…са, пл_вучий остров, обг_ревшее дер…во.

2. Задание 10 ЕГЭ:

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.   1) заст..лать, выг..рать, з…ревать

2) м..кать (сухарь в чай), ур..вень, утв..рь

3) осн..ватель, под..бает, р..нение

4) п..лата, обн..мать, с..мволика

5) р..сток, отр..сль, покл…ниться

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначив орфограммы.

В…ликолепная р…внина, обм…кнул в чернильницу, непром…каемое п…льто, пор_вняться с домом; зар…внять грядки, р…шить ур…внение, зар..внять траншею, пол...жить пром...кашку, тв_рить чуд…са, пл_вучий остров, обг_ревшее дер…во.

2. Задание 10 ЕГЭ:

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.   1) заст..лать, выг..рать, з…ревать

2) м..кать (сухарь в чай), ур..вень, утв..рь

3) осн..ватель, под..бает, р..нение

4) п..лата, обн..мать, с..мволика

5) р..сток, отр..сль, покл…ниться

Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначив орфограммы.

В…ликолепная р…внина, обм…кнул в чернильницу, непром…каемое п…льто, пор_вняться с домом; зар…внять грядки, р…шить ур…внение, зар..внять траншею, пол...жить пром...кашку, тв_рить чуд…са, пл_вучий остров, обг_ревшее дер…во.

2. Задание 10 ЕГЭ:

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.   1) заст..лать, выг..рать, з…ревать

2) м..кать (сухарь в чай), ур..вень, утв..рь

3) осн..ватель, под..бает, р..нение

4) п..лата, обн..мать, с..мволика

5) р..сток, отр..сль, покл…ниться







В справочник:

Чередование гласных, зависящих от значения слов:

1. Корень -мак- = погружать в жидкость, обмакнуть.
Корень -мок- = пропускать жидкость, вымокнуть.

2. -равн- «равный, наравне, одинаковый»

-ровн- «прямой, гладкий, ровный»

Искл.: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина.

Чередование гласных, зависящих от значения слов:

1. Корень -мак- = погружать в жидкость, обмакнуть.
Корень -мок- = пропускать жидкость, вымокнуть.

2. -равн- «равный, наравне, одинаковый»

-ровн- «прямой, гладкий, ровный»

Искл.: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина.

Чередование гласных, зависящих от значения слов:

1. Корень -мак- = погружать в жидкость, обмакнуть.
Корень -мок- = пропускать жидкость, вымокнуть.

2. -равн- «равный, наравне, одинаковый»

-ровн- «прямой, гладкий, ровный»

Искл.: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина.

Чередование гласных, зависящих от значения слов:

1. Корень -мак- = погружать в жидкость, обмакнуть.
Корень -мок- = пропускать жидкость, вымокнуть.

2. -равн- «равный, наравне, одинаковый»

-ровн- «прямой, гладкий, ровный»

Искл.: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина.

Чередование гласных, зависящих от значения слов:

1. Корень -мак- = погружать в жидкость, обмакнуть.
Корень -мок- = пропускать жидкость, вымокнуть.

2. -равн- «равный, наравне, одинаковый»

-ровн- «прямой, гладкий, ровный»

Искл.: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина.

Чередование гласных, зависящих от значения слов:

1. Корень -мак- = погружать в жидкость, обмакнуть.
Корень -мок- = пропускать жидкость, вымокнуть.

2. -равн- «равный, наравне, одинаковый»

-ровн- «прямой, гладкий, ровный»

Искл.: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина.

Чередование гласных, зависящих от значения слов:

1. Корень -мак- = погружать в жидкость, обмакнуть.
Корень -мок- = пропускать жидкость, вымокнуть.

2. -равн- «равный, наравне, одинаковый»

-ровн- «прямой, гладкий, ровный»

Искл.: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина.

Чередование гласных, зависящих от значения слов:

1. Корень -мак- = погружать в жидкость, обмакнуть.
Корень -мок- = пропускать жидкость, вымокнуть.

2. -равн- «равный, наравне, одинаковый»

-ровн- «прямой, гладкий, ровный»

Искл.: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина.

Чередование гласных, зависящих от значения слов:

1. Корень -мак- = погружать в жидкость, обмакнуть.
Корень -мок- = пропускать жидкость, вымокнуть.

2. -равн- «равный, наравне, одинаковый»

-ровн- «прямой, гладкий, ровный»

Искл.: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина.

Чередование гласных, зависящих от значения слов:

1. Корень -мак- = погружать в жидкость, обмакнуть.
Корень -мок- = пропускать жидкость, вымокнуть.

2. -равн- «равный, наравне, одинаковый»

-ровн- «прямой, гладкий, ровный»

Искл.: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина.

Чередование гласных, зависящих от значения слов:

1. Корень -мак- = погружать в жидкость, обмакнуть.
Корень -мок- = пропускать жидкость, вымокнуть.

2. -равн- «равный, наравне, одинаковый»

-ровн- «прямой, гладкий, ровный»

Искл.: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина.

Чередование гласных, зависящих от значения слов:

1. Корень -мак- = погружать в жидкость, обмакнуть.
Корень -мок- = пропускать жидкость, вымокнуть.

2. -равн- «равный, наравне, одинаковый»

-ровн- «прямой, гладкий, ровный»

Искл.: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя