СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе на тему"Музыкальный театр.Балет".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для уроков музыки в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе на тему"Музыкальный театр.Балет".»



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Алчевская средняя общеобразовательная школа –

специальная (коррекционная) школа № 12

Учитель: Волобуева О.И.

6 класс

Тема урока: Мир музыкального театра.Балет.

Цель урока: Обучающие –познакомить обучающихся с балетом-сказкой «Щелкунчик».

Задачи: Создание условий для знакомства с особенностями балетного жанра, закомства с лучшими мировыми образцами балетного исскуства

научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение; повысить мотивацию собственных знаний; 

Развивающие – развить интерес к хореографии.

Мотивационная- пробудить интерес к балетному искусству.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты(предметные)

Личностные результаты

  • находить возможность для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время ;

  • направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством .

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности на протяжении урока; умение адекватно оценивать свои возможности и способности; уметь оформлять краткие записи материала урока.



Метапредметные УУД

Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации

 Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.

 Познавательные: выяснить  какую роль играет литература в музыке.

Предметные

  • учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения;

  • развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его образное содержание;

  • воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус.







Музыкальный материал:

  • Битва сражения с мышами из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

  • Танец феи Драже П.И.Чайковский.

  • Вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

  • «Лебединое озеро » П.И. Чайковского.

Ход урока

Мы продолжаем наше увлекательное путешествие в мир музыкального театра.

Театр уж полон, ложи блещут,

Партеры и кресла, всё кипит,

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит…

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истома, она,

Одной ногой касаясь, пола,

Другою медленно кружит

И вдруг прыжок, и вдруг летит…



Сегодня, мы соприкоснёмся и познакомимся с удивительным, изящным искусством имя ему – Балет.

На прошлом уроке мы начали свое путешествие в мир театра и познакомились с жанром музыкального искусства. - Каким?

Да, верно. Ребята, это опера.

А теперь ответьте на такие вопросы:

1.Что такое опера?

Опера (с итал.) означает труд, сочинение.

2.Где и когда возникла опера?

Опера возникла в начале 17 века в Италии (1607г).

3. Какие виды искусства включает в себя опера?

Опера- жанр музыкального искусства, включающий:



  • драматическое действие,

  • пение и танцы,

  • оркестровую музыку

  • декорации.

4.Что такое ария?

А́рия (итал. aria — воздух) — вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы.

5.Что такое либретто?

Литературный текст

6.Какие оперы мы с вами слушали?

  • Иван Сусанин,

  • Руслан и Людмила

  • Сказка о царе Салтане

  • Снегурочка

Маленькая викторина

Ученики смотрят на экран и выбирают картинки,относящиеся к той или иной опере.(Угадай оперу). Викторина.

Вспоминаем оперу К.Молчанова «А зори здесь тихие».

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» о подвиге девушек-зенитчиц

стала сюжетом оперы,которую так и назвали «А зори здесь тихие».

Исполняем отрывок из оперы –«Песня туристов».

Новая тема . Балет.

Сегодня мы будем говорить еще об об одном жанре-это балет.

 В переводе с французкого (Balleto) и с латинского языка (ballo) – танцую.

Это вид театрально-музыкального искусства.

  Знакомясь с театрально-музыкальным искусством БАЛЕТ главный вопрос на нашем уроке, на который мы попробуем найти ответ, благодаря чему создаётся художественный образ в балете.

  История балетного театра уходит корнями в далёкое прошлое.

На протяжении нескольких эпох создавался этот сложный вид музыкально-театрального искусства, меняя и переплетая в себе несколько искусств.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Балет – искусство синтетическое. В нём воедино переплетены различные виды искусства.

Французское слово «ballet» произошло от итальянского ballare-- танцую. Французское название и его итальянские корни не случайны. 

Балет возник эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале.  Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда он назывался опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.  Во Франции при Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор.  5 октября 1581г считается Днем рождения балета. В этот день в Париже впервые был разыгран спектакль в танцах.

Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. И. Чайковский стал новатором в жанре балет.  Музыка его 3-х гениальных балетов настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению.

Хореографический язык балета.

1.Классический танец- выражает характер героев.

2. Характерный танец – создает образ через музыку, костюм, движения.

3. Вариации – сольные танцы.

4. Па-де-де – дуэт главных лиц.

5. Кордебалет – массовые танцы.

6. Дивертисмент (увеселение) – сюита танцевальных номеров.

7. Пантомима - движение, жесты.

Мы сегодня будем слушать с вами отрывки из балетов.

Это балеты:

1.Лебединое озеро П.И.Чайковского

2.Спящая красавица

А название 3-его балета мы сможем вспомнить,. 

Слушание музыки.

Видеофрагмент «Щелкунчик».

Звучит Битва с мышами из «Щелкунчика»



  • Какое литературное произведение лежит в основе этого балета?

Сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

Кто действующие лица этого балета?

Щелкунчик, Маша, Мышиный король, Фея Драже.



Именно этот фрагмент мы и посмотрели.

Ребята, давайте подумаем, кто принимает участие в балетном спектакле и его подготовке?

Мы уже знаем участников оперного спектакля.

  • В балете танцуют.. – Танцоры

  • Музыку исполняет - Оркестр

  • Под управлением -Дирижера

  • Музыку пишет ---Композитор

  • Кто ставит танцы в балете? Балетмейстер

 У танцоров и балерин есть специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Обратите внимание, это пуанты.

Запишите, пожалуйста, себе в тетрадь их названия.

Балетный костюм – такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.

 А это современные костюмы.

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире. Попробуем узнать некоторых из них и записать в тетрадь.  

Галина Уланова, 

- Майя Плисецкая, 

-Екатерина Максимова, -

 Владимир Васильев, 

Из современных танцоров балета это: 

 Николай Цискаридзе,

Светлана Захарова,

Анастасия Волочкова.

Русские композиторы внесли огромный вклад в развитие мирового балетного искусства, создав шедевры. Участие в этих спектаклях принесло балеринам широкую известность и славу, благодаря колоссальному труду, терпению, ежедневным тренировкам.

Великолепный балет-сказка «Щелкунчик» был создан благодаря творческому союзу замечательных мастеров 19 века – хореографа Мариуса Петипа и композитора Чайковского.

А вот фрагменты из балета «Щелкунчик». 

Для создания музыкального образа феи П. И. Чайковскому специально пришлось заказывать из Франции очень редкий, но удивительно красивый музыкальный инструмент – челеста

Сейчас мы с вами послушаем, как звучит челеста в вариации феи Драже.

Слушание музыки

Музыкальный фрагмент из б. «Щелкунчик» П. И. Чайковского«Танец феи Драже». 

Закрепление темы урока

Эмоционально – художественное восприятие музыки

 Путешествуя в мир музыкального театра – БАЛЕТ мы на нашем уроке познакомились с различными видами танца:

Это : Характерный – создает образ через музыку, костюм, движения.

Классический -выражает характер героев.



Какие новые слова вы узнали?

Вариации

Па-де-де

Кордебалет

Дивертисмент (увеселение)

Пантомима

ЗАДАНИЕ: Раскидай по жанрам.

К какому жанру-(опере или балету) подходит то или иное слово:

Либретто

Балетмейстер

Ария

Па-Де-Де

Хор

Пантомима

Вариации

Дирижер

Пуанты

Оркестр

Кордебалет

Композитор

Домашнее задание

1.Найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет.

2.Кто эти композиторы?

3.Какие балеты?

3.На чьи сказки?

4.Привести в тетради 2-3 примера. А по желанию можно выполнить творческое задание – нарисовать афишу к балету П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Рефлексия. Подведение итогов урока.

На фоне презентации звучит песня Романа Козурева «Моя Сольвейг».














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя