Тема урока: А.С.Пушкин «Дубровский». Ссора помещиков.
Цель урока: формирование навыка текстологического и сравнительного анализа образов героев, развитие умения рассуждать, отстаивая собственное мнение
Задачи урока (для учителя): 1)выявить впечатления обучающихся о прочитанном; 2) прояснить мотивировку поступков героев; 3) формировать навык выразительного чтения; 4) активизировать познавательную деятельность, стимулировать мыслительную активность; 5) воспитывать культуру связной речи,толерантность, умение общаться.
Задачи урока (для ученика):
1)дать сравнительную характеристику центральным персонажам,
2) определить причины ссоры помещиков,
3) определить мотивы их поведения.
Ход урока.
Оргмомент. Приветствие. Мотивация.
- Ребята, выполнив литературную разминку, вы узнаете, какая у нас тема урока, задачи.
Выполнение упражнения «Третий лишний»( см.Слайд).
А что такое роман? На этот вопрос найдём ответ на стр 137 электронного учебника(Роман (франц.) – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений в связи с судьбой общества и исторической обстановкой. Это определяет значительность объема романа. Особенностью его является разветвленность сюжета, отражающая сложность отношений героев.)
- Итак, запишем в тетрадь тему урока. На какие вопросы нам предстоит ответить в течение урока?
Вступительное слово учителя (стр 142 ЭУ– портрет поэта)
Пушкин – солнце русской культуры. Эта мысль отнюдь не нова. Нет ни одного жанра в отечественной литературе, где Пушкин не оставил бы свой след. Проходят годы, века, а русская культура продолжает развивать идеи, образы, темы, когда-то затронутые им. Пушкинские герои, а вместе с ними и сам писатель ведут свой непрерывный диалог с читателем, размышляя о добре и зле, чести и бесчестии, милосердии и жестокости.
После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года, А. С. Пушкин принялся за роман в трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смерти. Это был «Дубровский», названный так по имени главного героя. В рукописи заглавия нет, на первом листе просто сказано: «Том первый. Глава первая». Пушкиным были написаны только два тома. Как показывают отметки в рукописи, второй том был закончен в феврале 1833 года. В основу романа Пушкин положил случай, довольно характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, существовавшего в то время. Пользуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него законно принадлежащее ему имение.
- Вспомним историю написания романа, обратившись к электронному учебнику – стр. 137. Кто сможет добавить факты об истории создания романа? (Ответ обучающихся). Пушкину было известно судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого в 1802 г. незаконно отняли имение его родственника. Уездный суд оставил поместье за женой губернского прокурора. Крестьяне Дубровского были готовы расправиться с сержантом и солдатами, запрещавшими вывозить лес из имения.
- Ребята, в романе усадьбы так же, как и герои имеют прототипы. Давайте вспомним об этом (индивидуальное сообщение о Петровском и Болдино (Кистенёве). Стр 136 ЭУ (изображение усадьбы)
- Н. Г Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский».
-- Обратимся к учебнику стр 136. Прочитайте высказывания критиков о романе. Какую оценку они дают роману? Пройдем по ссылке и узнаем, кому принадлежат слова (В.Г.Белинский, Анненков).
- Роман Пушкина показывает жизнь помещиков-крепостников. Стр 138 ЭУ – репродукция. Из какого произведения, изученного в прошлом году, мы узнали о том, как относилась помещица к своим крепостным? (Из рассказа И.С.Тургенева «Муму», к Капитону, Татьяне, Герасиму). А с темой какого стихотворения Пушкина перекликается роман «Дубровский»? (В своем стихотворении «Деревня» Пушкин так говорил о крепостной жизни:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.
Это беспощадное осуждение «дикого» барства, защита человеческой чести и достоинства, глубокая любовь Пушкина к родному народу и сочувствие его страданиям.)
Постараемся внимательно прочитать роман и увидеть, что он не только о событиях почти двухсотлетней давности, но и о нашем времени.
3.Работа с текстом (беседа, выборочное чтение, сопоставление)
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с экспозицией этого романа, узнаем, что было с героями до начала развития основных событий, как автор раскрывает их характеры.
- Прочитаем выразительно первые 2 абзаца – приложение ЭУ. Прослушивание аудиофрагмента. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/955f35df-d4a5-4623-ab92-d220aae5792b/%5BLI6RK_5-05%5D_%5BAU_04%5D.htm )
- Между какими помещиками произошла ссора?
- Кто такой Троекуров? (Кирила Петрович Троекуров – старинный русский барин).Стр 143 ЭУ – интерактивное задание (упр-карандаш№2)
- Кто такой Андрей Гаврилович Дубровский?
- Одним из видов домашнего задания у вас была сопоставительная таблица по образам Троекурова и Дубровского, поэтому при характеристике персонажей можете к ней обращаться.
Троекуров
Дубровский
Социальное положение
Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях
Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и независим
Качества характера
Необразованный, пылкого нрава, ограниченного ума, надменный в отношениях с людьми низшего звания, отроду не удостаивавший никого своим вниманием
Нетерпеливый и решительный. Прямо высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина дома
Занятия
Праздность, дом полон гостями, буйные увеселения, страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе, время проводил в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах
Горячий охотник
Отношение соседей
Рады были угождать, трепетали при его имени
Все завидовали согласию с Троекуровым, удивлялись смелости, пытались подражать
Отношение к крестьянам
Относился строго и своенравно
Доброе
Общее в судьбах героев
Женились по любви, скоро овдовели, у обоих оставалось по ребёнку, были друзьями
- Рассказывая о Троекурове и Дубровском, Пушкин употребляет слова, которые, может быть, не всем знакомы.
Лексическая работа (заранее подготовленный ученик)
(Подобострастие – льстивость, угодливость; тщеславились – хвалились, кичились; надменный – высокомерный, подчеркивающий свое превосходство перед другими; большой вес (переносное) – большое влияние; своенравно – капризно, сумасбродно; идти на Троекурова – ссориться с Троекуровым; чернильное племя – чиновники; паче чаяния (устаревшее) – против ожидания; апелляция – жалоба).
Кирила Петрович Троекуров. Кирилл (у Пушкина – одна буква “л”) с персидского – солнце, с греческого – маленький господин. Троекуров могущ, как солнце: “Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губернии”. В то же время, он господин: “Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени”. Да и фамилия у него говорящая: трижды порочный. Он “два раза в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе”. Но самый тяжкий его порок бездушие (поэтому и отчество его – Петрович, Петр – с древнегреческого – скала, камень)
- Говорящими являются и имена других героев. Индивидуальное задание готовили… :
Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель
Петр - скала, утес, камень.
Андрей – смелый, храбрый
Гавриил (древнееврейское) – сильный муж, крепость.
О чем говорят имена героев?
- Что сближало обоих помещиков и что их разделяло?
(Судьбы обоих похожи: ровесники, одного сословия, одинаковое воспитание, соседи по имению, вместе служили, женились по любви, рано овдовели, один растит сына, другой – дочь, сходились отчасти и в характерах, и в наклонностях. Оба были горды и независимы. Отличались состоянием – один бедный, другой богатый).
4.Чтение эпизода. Прочитает 3-й абзац … (до слов «Нечаянный случай»)
- «Остался вне общего закона». А какой был общий закон? (Все должны были угождать малейшим прихотям Троекурова, никто не смел дерзнуть высказать свое мнение, противоречащее мнению помещика. Дубровский не ищет выгоды от дружбы с Троекуровым, не лицемерит. Он отказывается от покровительства Троекурова).
- Как вы думаете, это исключение из правил долго могло сохраниться или конфликт неизбежен? Почему? (Соединение гордого характера и «смиренного состояния» ставят Андрея Гавриловича Дубровского в особое положение. Долго оставаться в таком положении нельзя. «Нечаянный случай на псарне» - проявление социальной закономерности.)
- Действительно, «нечаянный случай все расстроил и переменил».
5. Просмотр эпизода «На псарне» из кинофильма «Дубровский», пересказ эпизода и его обсуждение – стр 140 ЭУ.
- Кто виноват в ссоре двух друзей? Найдите цитаты в тексте, доказывающие вину Дубровского, Троекурова, Парамошки.
Троекуров: «Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним».
«Осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, [то если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится».
«Да знает ли он, с кем (связывается? Вот я ж его... Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»
«На возвратном пути со всею своей охотою нарочно поехал полями Дубровского»
Дубровский: «Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».
«Псарня чудная, — вряд ли людям вашим житье такое ж, как вашим собакам».
«Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться».
«...А я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».
Парамошка: «Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он, —благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее».
Делаем выводы:
а) Виноват Троекуров – стал смеяться над дерзкой шуткой псаря.
б) Псарь, обидно пошутивший.
В) Дубровский, ведь он позавидовал и вспылил.
- По мнению одного литературоведа, Троекуров – олицетворение всех пороков: обжорства, безделья, гнева, гордыни. Много зла в нем, но на этот раз чиркнул спичкой не он. Дубровский на самом деле во многом был таким же, как и он. Вы согласны?
- Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?
(Замечание верного слуги льстило его самолюбию.)
- Сразу ли понял Троекуров, что обидел старого друга?
(Кирила Петрович не понимает, что оскорбил Дубровского. Троекуров обошелся с ним так, как обычно обходился со всеми.)
- Сожалеет ли он о случившемся?
(Кирила Петрович удивлен и огорчен отсутствием Дубровского за ужином (дважды посылает за ним, расстроен настолько, что «отпустил гостей и отправился спать», «на другой день первый вопрос его был» о Дубровском).
- Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?
(В письме Дубровский требует невозможного — равенства с самим Троекуровым. Этого простить Кирила Петрович не может!)
- Почему Троекуров воздержался от намерения разорить усадьбу Дубровского?
(Троекуров, уязвленный вызывающим поведением прежнего друга, решает не просто отомстить бывшему другу, а уничтожить его.)
- Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?
- Как актёры передали душевное состояние своих героев? (При виде псарни Троекурова от зависти играют желваки на лице Дубровского. От неслыханной дерзости псаря Дубровский ломает трость. Троекуров, в свою очередь, стал призывно смеяться над дерзкой шуткой псаря.)
- Совпадает ли ваше представление о героях романа после просмотра фильма?
- Ситуация, возникшая на псарне, стала той спичкой, от которой вспыхнул пожар взаимной вражды. Проследите поэтапно, как они вели себя в гневе.
(Узнав об отъезде Дубровского, Троекуров не попросил, а «велел тотчас его догнать и воротить непременно». Оскорбленный Дубровский, просит выслать людей Троекурова с повинной, а он будет «волен их миловать, наказывать». Будучи на охоте, Троекуров нарочно поехал полями Дубровского. Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова – «известных разбойников». Троекуров «вышел из себя», «хотел разорить Кистеневку дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Таковы подвиги были ему не в диковинку» - в Троекурове вспыхивает жажда мести).
- Какой в конечном итоге избирает способ мести Троекуров? (Троекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища, пользуясь услугами судейского заседателя Шабашкина).
- Говорящая ли фамилия Шабашкин?
Просмотр эпизода фильма.
- К чему же привела ссора помещиков?
6. Обобщение изученного на уроке (аналитическая беседа).
- Так кто же виноват в ссоре?
- Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров?
(Победил Троекуров. Он отнял у Дубровского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер, а Троекуров сохранил и имение, и здоровье, и жизнь)
- Какие чувства испытывает человек от победы? (делятся опытом)
- А испытывал ли Троекуров радость от этой победы? Почему?
(Нет. Троекуров приобрел имение Кистенёвку.
Но Троекуров не нуждался в имении Дубровского. Во-первых, он был достаточно богат, во-вторых, «... от природы он не был корыстолюбив»).
- Что терзает Троекурова? Каково его душевное состояние?
(Троекуров потерял друга. Его мучает совесть, он утратил душевное спокойствие. Для него главным было желание сломить гордость и независимость А. Г. Дубровского.)
- Ответ на вопрос: «Кто победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?» на первый взгляд кажется простым. Ведь Троекуров добился своего. Но сам он не чувствовал радости от этой победы.
- В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел? (Когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно).
7. Составление синквейнов «Троекуров», «Дубровский».
8. Подведение итогов. Выставление оценок.
Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с экспозицией романа «Дубровский», с его героями, их взаимоотношениями. Но, как я сказала в начале урока, это произведение не только о событиях двухсотлетней давности, но и о нашем времени. Читая его, можно извлечь для себя много нравственных уроков. Первый из них: «Мирись с соперником скорее, пока ты еще на пути с ним». Эти слова принадлежат библейскому персонажу Матфею. Помните, к чему могут привести длительные ссоры. Я вам желаю никогда не допускать подобного в отношениях с близкими и друзьями.
9. Рефлексия.
- Продолжите фразу Этот урок помог мне понять …
– Какие вопросы по тексту остались?
– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?
9. Домашнее задание.
- Подготовить сообщение «Дубровский в суде», «Троекуров в суде».
Из раздела «Минуты творчества» (Нарисовать герб Троекуровых и Дубровских).