СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе. А.С.Пушкин «Дубровский». Ссора помещиков.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.С.Пушкин «Дубровский». Ссора помещиков.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе. А.С.Пушкин «Дубровский». Ссора помещиков.»

Тема урока: А.С.Пушкин «Дубровский». Ссора помещиков.

Цель урока: формирование навыка текстологического и сравнительного анализа образов героев, развитие умения рассуждать, отстаивая собственное мнение

Задачи урока (для учителя): 1)выявить впечатления обучающихся о прочитанном; 2) прояснить мотивировку поступков героев; 3) формировать навык выразительного чтения; 4) активизировать познавательную деятельность, стимулировать мыслительную активность; 5) воспитывать культуру связной речи,толерантность, умение общаться.

Задачи урока (для ученика):

1)дать сравнительную характеристику центральным персонажам,

2) определить причины ссоры помещиков,

3) определить мотивы их поведения.



Ход урока.

  1. Оргмомент. Приветствие. Мотивация.

- Ребята, выполнив литературную разминку, вы узнаете, какая у нас тема урока, задачи.

Выполнение упражнения «Третий лишний»( см.Слайд).

А что такое роман? На этот вопрос найдём ответ на стр 137 электронного учебника(Роман (франц.) – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений в связи с судьбой общества и исторической обстановкой. Это определяет значительность объема романа. Особенностью его является разветвленность сюжета, отражающая сложность отношений героев.)



- Итак, запишем в тетрадь тему урока. На какие вопросы нам предстоит ответить в течение урока?

  1. Вступительное слово учителя (стр 142 ЭУ– портрет поэта)

Пушкин – солнце русской культуры. Эта мысль отнюдь не нова. Нет ни одного жанра в отечественной литературе, где Пушкин не оставил бы свой след. Проходят годы, века, а русская культура продолжает развивать идеи, образы, темы, когда-то затронутые им. Пушкинские герои, а вместе с ними и сам писатель ведут свой непрерывный диалог с читателем, размышляя о добре и зле, чести и бесчестии, милосердии и жестокости.

После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года,  А. С. Пушкин принялся за роман в трех частях, который  остался незаконченным и был напечатан только после его  смерти. Это был «Дубровский», названный так по имени  главного героя. В рукописи заглавия нет, на первом листе  просто сказано: «Том первый. Глава первая». Пушкиным  были написаны только два тома. Как показывают отметки  в рукописи, второй том был закончен в феврале 1833 года.  В основу романа Пушкин положил случай, довольно  характерный для отношений между помещиками и для  судебного произвола, существовавшего в то время. Пользуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда  мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него законно принадлежащее ему имение.

- Вспомним историю написания романа, обратившись к электронному учебнику – стр. 137. Кто сможет добавить факты об истории создания романа? (Ответ обучающихся). Пушкину было известно судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого в 1802 г. незаконно отняли имение его родственника. Уездный суд оставил поместье за женой губернского прокурора. Крестьяне Дубровского были готовы расправиться с сержантом и солдатами, запрещавшими вывозить лес из имения.

- Ребята, в романе усадьбы так же, как и герои имеют прототипы. Давайте вспомним об этом (индивидуальное сообщение о Петровском и Болдино (Кистенёве). Стр 136 ЭУ (изображение усадьбы)

- Н. Г Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский».

-- Обратимся к учебнику стр 136. Прочитайте высказывания критиков о романе. Какую оценку они дают роману? Пройдем по ссылке и узнаем, кому принадлежат слова (В.Г.Белинский, Анненков).

- Роман Пушкина показывает жизнь помещиков-крепостников. Стр 138 ЭУ – репродукция. Из какого произведения, изученного в прошлом году, мы узнали о том, как относилась помещица к своим крепостным? (Из рассказа И.С.Тургенева «Муму», к Капитону, Татьяне, Герасиму). А с темой какого стихотворения Пушкина перекликается роман «Дубровский»? (В своем стихотворении «Деревня» Пушкин так говорил о крепостной жизни:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

Это беспощадное осуждение «дикого» барства, защита человеческой чести и достоинства, глубокая любовь Пушкина к родному народу и сочувствие его страданиям.)

Постараемся внимательно прочитать роман и увидеть, что он не только о событиях почти двухсотлетней давности, но и о нашем времени.

3.Работа с текстом (беседа, выборочное чтение, сопоставление)

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с экспозицией этого романа, узнаем, что было с героями до начала развития основных событий, как автор раскрывает их характеры.

- Прочитаем выразительно первые 2 абзаца – приложение ЭУ. Прослушивание аудиофрагмента. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/955f35df-d4a5-4623-ab92-d220aae5792b/%5BLI6RK_5-05%5D_%5BAU_04%5D.htm )

- Между какими помещиками произошла ссора?

- Кто такой Троекуров? (Кирила Петрович Троекуров – старинный русский барин).Стр 143 ЭУ – интерактивное задание (упр-карандаш№2)

- Кто такой Андрей Гаврилович Дубровский?

- Одним из видов домашнего задания у вас была сопоставительная таблица по образам Троекурова и Дубровского, поэтому при характеристике персонажей можете к ней обращаться.



Троекуров

Дубровский

Социальное положение

Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях

Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и независим

Качества характера

Необразованный, пылкого нрава, ограниченного ума, надменный в отношениях с людьми низшего звания, отроду не удостаивавший никого своим вниманием

Нетерпеливый и решительный. Прямо высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина дома

Занятия

Праздность, дом полон гостями, буйные увеселения, страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе, время проводил в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах

Горячий охотник

Отношение соседей

Рады были угождать, трепетали при его имени

Все завидовали согласию с Троекуровым, удивлялись смелости, пытались подражать

Отношение к крестьянам

Относился строго и своенравно

Доброе

Общее в судьбах героев

Женились по любви, скоро овдовели, у обоих оставалось по ребёнку, были друзьями



- Рассказывая о Троекурове и Дубровском, Пушкин употребляет слова, которые, может быть, не всем знакомы.

Лексическая работа (заранее подготовленный ученик)

(Подобострастие – льстивость, угодливость; тщеславились – хвалились, кичились; надменный – высокомерный, подчеркивающий свое превосходство перед другими; большой вес (переносное) – большое влияние; своенравно – капризно, сумасбродно; идти на Троекурова – ссориться с Троекуровым; чернильное племя – чиновники; паче чаяния (устаревшее) – против ожидания; апелляция – жалоба).

Кирила Петрович Троекуров. Кирилл (у Пушкина – одна буква “л”) с персидского – солнце, с греческого – маленький господин. Троекуров могущ, как солнце: “Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губернии”. В то же время, он господин: “Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени”. Да и фамилия у него говорящая: трижды порочный. Он “два раза в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе”. Но самый тяжкий его порок бездушие (поэтому и отчество его – Петрович, Петр – с древнегреческого – скала, камень)

- Говорящими являются и имена других героев. Индивидуальное задание готовили… :

Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель

Петр - скала, утес, камень.

Андрей – смелый, храбрый

Гавриил (древнееврейское) – сильный муж, крепость.

О чем говорят имена героев?

- Что сближало обоих помещиков и что их разделяло?

(Судьбы обоих похожи: ровесники, одного сословия, одинаковое воспитание, соседи по имению, вместе служили, женились по любви, рано овдовели, один растит сына, другой – дочь, сходились отчасти и в характерах, и в наклонностях. Оба были горды и независимы. Отличались состоянием – один бедный, другой богатый).

4.Чтение эпизода. Прочитает 3-й абзац … (до слов «Нечаянный случай»)

- «Остался вне общего закона». А какой был общий закон? (Все должны были угождать малейшим прихотям Троекурова, никто не смел дерзнуть высказать свое мнение, противоречащее мнению помещика. Дубровский не ищет выгоды от дружбы с Троекуровым, не лицемерит. Он отказывается от покровительства Троекурова).

- Как вы думаете, это исключение из правил долго могло сохраниться или конфликт неизбежен? Почему? (Соединение гордого характера и «смиренного состояния» ставят Андрея Гавриловича Дубровского в особое положение. Долго оставаться в таком положении нельзя. «Нечаянный случай на псарне» - проявление социальной закономерности.)

- Действительно, «нечаянный случай все расстроил и переменил».

5. Просмотр эпизода «На псарне» из кинофильма «Дубровский», пересказ эпизода и его обсуждение – стр 140 ЭУ.

- Кто виноват в ссоре двух друзей? Найдите цитаты в тексте, доказывающие вину Дубровского, Троекурова, Парамошки.

Троекуров: «Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним».

«Осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, [то если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится».

«Да знает ли он, с кем (связывается? Вот я ж его... Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»

«На возвратном пути со всею своей охотою нарочно поехал полями Дубровского»

Дубровский: «Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

«Псарня чудная, — вряд ли людям вашим житье такое ж, как вашим собакам».

«Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться».

«...А я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».

Парамошка: «Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он, —благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее».

Делаем выводы:

а) Виноват Троекуров – стал смеяться над дерзкой шуткой псаря.

б) Псарь, обидно пошутивший.

В) Дубровский, ведь он позавидовал и вспылил.

- По мнению одного литературоведа, Троекуров – олицетворение всех пороков: обжорства, безделья, гнева, гордыни. Много зла в нем, но на этот раз чиркнул спичкой не он. Дубровский на самом деле во многом был таким же, как и он. Вы согласны?

- Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?

(Замечание верного слуги льстило его самолюбию.)

- Сразу ли понял Троекуров, что обидел старого друга?

(Кирила Петрович не понимает, что оскорбил Дубровского. Троекуров обошелся с ним так, как обычно обходился со всеми.)

- Сожалеет ли он о случившемся?

(Кирила Петрович удивлен и огорчен отсутствием Дубровского за ужином (дважды посылает за ним, расстроен настолько, что «отпустил гостей и отправился спать», «на другой день первый вопрос его был» о Дубровском).

- Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?

(В письме Дубровский требует невозможного — равенства с самим Троекуровым. Этого простить Кирила Петрович не может!)

- Почему Троекуров воздержался от намерения разорить усадьбу Дубровского?

(Троекуров, уязвленный вызывающим поведением прежнего друга, решает не просто отомстить бывшему другу, а уничтожить его.)

- Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?




- Как актёры передали душевное состояние своих героев? (При виде псарни Троекурова от зависти играют желваки на лице Дубровского. От неслыханной дерзости псаря Дубровский ломает трость. Троекуров, в свою очередь, стал призывно смеяться над дерзкой шуткой псаря.)

- Совпадает ли ваше представление о героях романа после просмотра фильма?

- Ситуация, возникшая на псарне, стала той спичкой, от которой вспыхнул пожар взаимной вражды. Проследите поэтапно, как они вели себя в гневе.

(Узнав об отъезде Дубровского, Троекуров не попросил, а «велел тотчас его догнать и воротить непременно». Оскорбленный Дубровский, просит выслать людей Троекурова с повинной, а он будет «волен их миловать, наказывать». Будучи на охоте, Троекуров нарочно поехал полями Дубровского. Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова – «известных разбойников». Троекуров «вышел из себя», «хотел разорить Кистеневку дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Таковы подвиги были ему не в диковинку» - в Троекурове вспыхивает жажда мести).

- Какой в конечном итоге избирает способ мести Троекуров? (Троекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища, пользуясь услугами судейского заседателя Шабашкина).

- Говорящая ли фамилия Шабашкин?

Просмотр эпизода фильма.

- К чему же привела ссора помещиков?

6. Обобщение изученного на уроке (аналитическая беседа).

- Так кто же виноват в ссоре?

- Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров?

(Победил Троекуров. Он отнял у Дубровского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер, а Троекуров сохранил и имение, и здоровье, и жизнь)



- Какие чувства испытывает человек от победы? (делятся опытом)

- А испытывал ли Троекуров радость от этой победы? Почему?

(Нет. Троекуров приобрел имение Кистенёвку.

Но Троекуров не нуждался в имении Дубровского. Во-первых, он был достаточно богат, во-вторых, «... от природы он не был корыстолюбив»).

- Что терзает Троекурова? Каково его душевное состояние?

(Троекуров потерял друга. Его мучает совесть, он утратил душевное спокойствие. Для него главным было желание сломить гордость и независимость А. Г. Дубровского.)

- Ответ на вопрос: «Кто победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?» на первый взгляд кажется простым. Ведь Троекуров добился своего. Но сам он не чувствовал радости от этой победы.

- В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел? (Когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно).

7. Составление синквейнов «Троекуров», «Дубровский».

8. Подведение итогов. Выставление оценок.

Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с экспозицией романа «Дубровский», с его героями, их взаимоотношениями. Но, как я сказала в начале урока, это произведение не только о событиях двухсотлетней давности, но и о нашем времени. Читая его, можно извлечь для себя много нравственных уроков. Первый из них: «Мирись с соперником скорее, пока ты еще на пути с ним». Эти слова принадлежат библейскому персонажу Матфею. Помните, к чему могут привести длительные ссоры. Я вам желаю никогда не допускать подобного в отношениях с близкими и друзьями.



9. Рефлексия.

- Продолжите фразу Этот урок помог мне понять …

– Какие вопросы по тексту остались?

– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?

9. Домашнее задание.

- Подготовить сообщение «Дубровский в суде», «Троекуров в суде».

Из раздела «Минуты творчества» (Нарисовать герб Троекуровых и Дубровских).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!