Тема: «Горные породы и минералы».
Цели и задачи: расширить и углубить знания об основных видах минералов и горных пород, слагающих земную кору;
сформировать представление о магматических, осадочных и метаморфических горных породах;
показать причинно-следственные связи в образовании горных пород при определенных условиях;
начать формировать у учащихся умения различать горные породы по внешним признакам, уметь приводить примеры использования горных пород человеком.
Средства обучения: атлас, коллекция минералов и горных пород, набор раздаточных образцов горных пород, лупа, набор значков полезных ископаемых, видеофрагмент «Разнообразие минералов и горных пород на Земле».
Ход урока.
1. Организация начала урока.
2. Активизация знаний.
Два мира есть у человека,
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
(Н.Заболоцкий).
Беседа с учащимися.
- Почему человек изучает недра Земли?
- Какой слой Земли изучен лучше всего и почему?
- Из каких слоев состоит земная кора?
- Какие горные породы вы знаете?
- Как вы думаете, одинаковыми ли горными породами образованы «гранитный», «осадочный» и «базальтовый» слой Земли?
- Земная кора сложена разнообразными горными породами, которые состоят из более мелких частиц, природных агрегатов – минералов. Существует более 3000 видов минералов.
«Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни… не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни. (К.Г.Паустовский).
- Как вы думаете, почему так разнообразен мир горных пород и минералов?
3. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Имен первых геологов мы не узнаем никогда, потому что это были первобытные люди. Естественно, они не учились в высших учебных заведениях, не отправлялись в научные экспедиции, не склонялись над микроскопами, но зато умели внимательно наблюдать жизнь, которая царила вокруг них.
Первобытные люди научились отыскивать питьевую воду, в один прекрасный день открыли для себя лечебные свойства минеральных подземных источников, находили самые разнообразные камни и пытались сделать из них орудия труда. Острыми камнями наши пращуры рассекали туши убитых животных, плоскими – растирали зерна злаков, цветными и блестящими камнями украшали себя.
Первобытные люди догадались, что камни – это надежное оружие. Удачно брошенный камень как бы удлинял руку охотника, поражая убегавшего зверя или врага.
Однажды люди случайно заметили, что некоторые тяжелые камни на углях костра плавятся, превращаясь в блестящий слиток. Потом наши наблюдательные предки догадались, что получившуюся из камня тяжелую жидкость можно вылить в глиняные формы – и вот тебе, пожалуйста, готовы топоры, ножи, наконечники для стрел и многие важные для жизни вещи. Это были первые металлические предметы.
Наверняка первобытные люди не один раз бросали в пламя костра и горючие камни – куски угля. А увидев, как горит нефть, решили, что наблюдают невероятное явление.
Так, шаг за шагом, наши праотцы осваивали все новые и новые сокровища Земли, запоминали увиденное, делились потрясшими впечатлениями друг с другом.
Не пес, не северный олень,
Не кошка и не конь,
Был первым приручен кремень,
А вслед за ним огонь.
(В.Берестов).
Просмотр видеофрагмента о разнообразии горных пород на Земле.
Классификация горных пород по происхождению.
Минерал – природное тело, относительно однородное по химическому составу и физическим свойствам. Образуются как в глубинах Земли, так и на ее поверхности. По химическому составу все минералы можно разделить на простые и сложные.
Простые минералы состоят практически из одного химического элемента – самородное золото, железо, серебро, сера, алмаз. Сложные – все остальные минералы.
Кварц – наиболее распространенный минерал, он очень устойчив к воздействию разнообразных природных процессов.
Магматические горные породы – породы, образовавшиеся из магмы при ее остывании и затвердении на поверхности Земли (излившиеся или эффузивы – базальт, вулканическое стекло, пемза); или в глубине Земли (глубинные – гранит, габбро, диорит).
Есть место в преисподней, Злые Щели,
Сплошь каменное, цвета чугуна,
Как кручи, что вокруг отяготели.
Посереди зияет глубина
Широкого и темного колодца…
(Данте).
Осадочные горные породы образовывались на поверхности Земли в результате осаждения минералов, частичек и обломков пород в водной среде и на суше. Этот тип пород распространен на 75% земной поверхности.
Различают обломочные осадочные горные породы – валуны, галька, щебень, песок, глина; химогенные – соль, гипс – образуются в результате химического осаждения в растворах; биогенные – ракушечник, известняк, мел, уголь – отложения организмов.
Являешься в обличьях разных
От савана до израсцов.
О глина, глина,- протоплазма
Кабиток бедных и дворцов.
(В.Новопрудский).
Метаморфические горные породы – породы, образовавшиеся из первоначальных пород в результате изменения состава или их свойств под действием высоких температур, давления и растворов (известняк – мрамор, песчаник – кварцит, глина – глинистый сланец).
Составление таблицы «Классификация горных пород по происхождению» (на доске и в тетради).
Горные породы |
магматические | осадочные | метаморфические |
излившиеся | глубинные | обломочные | химические | органические | гнейс мрамор песчаник |
базальт обсидиан пемза | гранит габбро диорит | песок глина | поваренная соль гипс | мел уголь горючие сланцы ракушечник |
Практическая работа
С использованием набора образцов горных пород выполняется заполнение таблицы «Характеристики горных пород».
горная порода | происхождение | твердость и хрупкость | цвет | блеск | применение |
| | | | | |
4. Подведение итогов урока.
Мир камня интересен и разнообразен, вам предстоит еще многое узнать и немало потрудиться, чтобы узнать его лучше.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык!
(Ф.Тютчев).
5. Домашнее задание.
17, найти в литературных произведениях стихи и высказывания о различных горных породах.