СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 7 классе по теме "Наречие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 7 классе по теме "Наречие"»

Урок русского языка

Тема: «Наречие как часть речи»

Цели и задачи:

  • сформировать устойчивое представление о наречии и его соотнесённости с другими частями речи;

  • выделить отличительные признаки наречия как части речи (грамматическое значение, главному морфологическому признаку – неизменяемости, синтаксической функции;

  • выяснить, что обозначают наречия, какова функция наречий в высказывании;

  • совершенствовать умение работать с текстом, понимать текст, сжимать текст;


Тип урока: урок изучения нового материала.


ХОД УРОКА


  • I. Организационный момент

  1. Орфоэпическая разминка Списать слова в тетрадь, поставить ударение.

Навзничь, надолго, красивее, наотмашь, задолго, насухо, запросто, назло.

- Какой словарь нам поможет не допустить ошибку и проверить себя? (орфоэпический).

  1. Изучение материала.

Учитель

  1. - Сегодня нас будет интересовать часть речи (последняя из самостоятельных ЧР, которую мы ещё подробно не рассматривали). Эта часть речи в силу морфологических и словообразовательных особенностей является, пожалуй, одной из самых сложных для усвоения. Чтобы сформулировать тему урока и то, какая перед нами часть речи, давайте, рассмотрим тексты, сопоставим их, определим, в чём их содержательная разница.

Сопоставьте тексты. Какой дополнительный смысл в сообщение вносят выделенные слова?

Пели птицы. За домом журчало горло дрозда-дерябы. Цвинькали синички. Куковала кукушка. Её голос был печален и светел.




Учитель:

- В чём различие текстов?

- Почему второй текст показался вам красивее, выразительнее?


Радостно и отрешённо пели вокруг птицы. Прямо за домом раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы. Тут и там застенчиво и озорно цвинькали синички. И где-то вдали ясно и чисто куковала кукушка. Её голос был печален и светел.


Ответ учеников:

- Наречия «украшают» текст, «живописуют» действие, уточняют значения других частей речи, в тексте художественного стиля являются ярким изобразительно-выразительным средством.

  1. К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие?

  2. Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?

  3. Что наречие обозначает? На какие вопросы отвечает?

  4. Какой главный морфологический признак имеет наречие?

  5. К каким словам чаще всего примыкает наречие?

  6. Каким членом предложения обычно бывает наречие?


Поработайте с фразеологизмами, подобрав к ним нужное наречие-синоним. Выберите наречие из слов для справок.

Положа руку на сердце

Честно

У черта на куличках

Далеко

Рукой подать

Близко

Как в аптеке

Точно

Черным по белому

Ясно

Битый час

Долго

Бок о бок

Близко

На вес золота

Дорого

Душа в душу

Дружно

На всю Ивановскую

Громко


Дополнительное задание: Выполните творческое задание:

  • Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия, подчеркните их как члены предложения.

Был полдень ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ________ двигалась с запада на восток. ________ подул ветер. Молодая березка ________ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _________ заметались птицы.

Б ыл полдень, сильно палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая грозно двигалась с запада на восток. Внезапно подул ветер. Молодая березка тотчас затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, неожиданно раздался первый удар грома. Спеша укрыться, испуганно заметались птицы.


Лексическая разминка.

Я вам хочу рассказать о происхождении фразеологизма «На всю Ивановскую»

В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обменивались слухами и новостями. Вступая в торговые сделки. Тут же (ведь ни газет, ни радио тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали указы и приказы.

Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.


Итоги урока


- Что вы сегодня узнали на уроке?

-Что такое наречие?

-На какие вопросы отвечает наречие?

-С какими словами связано в предложении?

-Каким членом предложения является?


Индивидуальные задания

1.Какие слова являются наречиями?

А) третий

Б) тройка

В) трижды

Г) три

2.Отметьте словосочетания с наречиями:

А) думать о многом

Б) умный брат

В) действовал уверенно

Г) пришел в школу

3.Отметьте, где выделенная буква не является словосочетанием

А) братство

Б) окно

В) хорошо

Г) богатство

4.Отметьте синоним фразеологизма «Во всю Ивановскую»

А) далеко

Б) честно

В) хорошо

Г) громко

Домашнее задание.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!