СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 8 классе "Характеристика основных тектонических структур, платформы и геосинклинали Донецкого края"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для 8 класса по тектоническим структурам Донецкого края.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 8 классе "Характеристика основных тектонических структур, платформы и геосинклинали Донецкого края"»

Урок по географии в 8 классе

учителя географии высшей квалификационной

категории Линник Натальи Николаевны

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Лицей № 9 «Олимп» города Зугрэса»


Раздел «Тектонические структуры, формы рельефа и полезные ископаемые»

Тема: Характеристика основных тектонических структур, платформы и геосинклинали Донецкого края


Цели урока:

Учебные: охарактеризовать тектоническую карту Донецкого края; научить учащихся читать схемы тектонического районирования Донецкого края, определять возраст и расположение тектонических структур; развивать у учащихся воображение и абстрактно – образное мышление; формировать понимание необходимости географических знаний.


Воспитательные: уважение к людям профессий, связанных с изучением литосферы.


Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности, умение устанавливать причинно – следственные связи, работать с картами атласа.


Оборудование: тектоническая карта Донецкой области, атлас Донецкой области, трафареты и цветные карандаши, презентация.

Тип урока: открытия новых знаний.


Ход урока

1 . Организация класса. Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы и цели урока.

2. Актуализация опорных знаний и умений

На слайде презентации схема строения Земли

Рассмотреть схему строения Земли,

3. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Бог огня так назывался.
Сноп огня из жерла рвался
Где для магмы был капкан,
То проснулся сам вулкан.


Есть ли у нас в нашем крае вулканы?

Значит горы и вулканы образуются....

Целеполагание постановка цели урока.


4. Изучение нового материала: Характеристика основных тектонических структур, платформы и геосинклинали Донецкого края

Наука тектоника - одна из геологических наук, изучающая строение и движение литосферы.

 С какой целью изучают тектоническое строение земной коры?

(С тектоническим строением земной коры связано расположение основных форм рельефа и размещение месторождений полезных ископаемых.)

  • Мы знаем что земная кора неоднородна в своем строении

Внутренние силы Земли глубинными разломами распределили литосферу на отдельные блоки – литосферные плиты, которые постоянно движутся

В пределах крупнейших тектонических структур выделяют меньшие

? какие платформы).

Платформа – малоподвижный участок литосферной плиты, который образован кристаллическим или складчатым фундаментом и осадочным чехлом. По мощности осадочного чехла различают два типа тектонических структур – щит и плита.

Щит – часть платформы, в пределах которого кристаллический фундамент выходит на поверхность или перекрывается маломощным ( менее 500 м ) осадочным чехлом.

Плита – часть платформы, перекрыта мощным (более 500м) чехлом осадочных пород.

-Какие формы рельефа могут соответствовать щитам? Плитам? Почему?

Удлиненные участки между литосферными плитами, в пределах которых проявляются интенсивные горизонтальные и вертикальные тектонические движения, называют подвижными поясами.

Что представляют подвижные пояса в рельефе

(представляют собой горные системы, впадины и внутренние моря.)


ВЫВОД: земная кора неоднородна, разбита на литосферные плиты, которые в свою очередь делятся на платформы и подвижные пояса, платформа состоит из щитов и плит

5. Физкультминутка горы (руки вверх) и равнины (руки вниз): Гималаи, Альпы, Уральские, Восточно-Европейская, Великая Китайская, Амазонская, Крымские, Карпаты.






















  • Работа в контурной карте «Тектонические структуры Донецкого края»

в ходе изучения нового материала учащиеся наносят на карту и подписываю тектонические структуры Донецкого края.

  • Тектоническая карта Донецкого края

Рассмотрим тектоническую карту выявим общие особенности тектонического строения земной коры Донецкого края.

Территория Донецкого края расположена в пределах Восточно-Европейской (Русской) платформы.

Тектонические структуры области представлены:

На северо-востоке находится Донецкое складчатое сооружение (Донецкий кряж) представляет собой остаток древней горной складчатой страны, образовавшейся во время герцинского орогенеза и осложненной разрывными нарушениями — сбросами и надвигами, а также складчатоглыбовидными движениями мелового, палеогенового и неогенового периодов. Геотектонические процессы сопровождались проявлениями вулканизма, что привело к образованию в мощной осадочной толще разнообразных жильных пород. На окраинах складчатого сооружения происходит постепенное угасание складкообразований (в северной его части лежит пояс мелкой складчатости) и постепенное погружение складчатых сооружений под более молодые отложения. В геологическом строении принимают участие отложения докембрийского, палеозойского (девон, карбон, пермь), мезозойского (триас, юра, мел) и кайнозойского (палеоген, неоген, антропоген) возраста. Общая мощность отложений карбона, образовавшихся в геосинклинальных условиях, в центральной осевой части Донецкого бассейна достигает 18 километров. Они представлены песчаниками, сланцами, известняками, углями (общее количество пластов и прослоев свыше 300). Антропогеновый покров отличается сложным строением. Днепровско-Донецкой впадины, северо-восточного склона Украинского щита и юго-западного склона Воронежского массива. Бортовые части грабена (шириной 75-135 км) отделены уступами Украинского щита и Воронежского выступа фундамента с амплитудой до 4-5 км, кристаллический фундамент в его юго-восточной части погружён на глубину до 15-17 км. Осадочный чехол впадины включает отложения от девонских да антропогеновых включительно и подразделяется на шесть структурных этажей: девонский, раннекаменноугольный, раннекаменноугольный – раннепермский, позднепермский – меловой, палеогеновый и неоген-антропогеновый (рельефообразующий)

Приазовский кристаллический массив Украинского щита составляет юго-восточную часть Украинского кристаллического щита, чем и определяются особенности его геологического строения. Здесь широко представлены гнейсы, граниты, сиениты, кристаллические сланцы, мариуполиты и др. Кристаллический фундамент нередко обнажается не только по речным долинам, но и на водоразделах. Там, где древние кристаллические породы не выходят на дневную поверхность, они покрыты антропогеновыми отложениями (лессами, лессовидными суглинками).

Причерноморская впадина в пределах описываемой территории с севера ограничена складчатыми сооружениями Донецкого кряжа и Приазовским кристаллическим массивом, с юга — побережьем Азовского моря. В ее строении принимают участие неогеновые ракушечные известняки с прослоями глин, прикрытых антропогеновыми морскими отложениями. Северо-восточная часть впадины сложена древними кристаллическими породами и поверхностным покровом из лессов, лессовидных суглинков антропогенового возраста. Самые южные обнажения Приазовского кристаллического массива встречаются вблизи города Мариуполя

Выводы: мы с вами научились читать схему тектонического районирования территории Донецкого края.

  1. Оценивание: оцениваются все учащиеся за выполнение работы в контурной карте

  2. Домашнее задание: проработать §9 и конспект в тетради, отвечать на вопросы 1-3 стр.64. учебник для 8 класса «Физическая география Донецкого края». Сост. Панкина В.Е. – Донецк : Истоки 2016,


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!