СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 8 классе "Русский язык в современном мире"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 8 классе "Русский язык в современном мире"»

Урок русского языка в 8 классе

РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ


Цель урока: показать роль русского языка в современном мире.


Задачи:

Обучающие: определить место и назначение русского языка в современном обществе; способствовать формированию представления о роли русского языка в современном мире, уважительного отношения к родному языку; 

формировать способность использовать родной язык  как средство получения знаний по другим учебным предметам;

способствовать развитию коммуникативной компетенции, направленной на формирование культурных норм в общении.

Развивающие: формировать коммуникативные компетенции (умение создавать устное монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения, работать в группе); используя приемы информационной переработки текста, извлекать необходимую информацию из различных источников (учебник, раздаточные справочные материалы); развивать умение критически мыслить.

Воспитательные: воспитывать уважение, любовь, интерес к русскому языку; формировать понимание связи языка и истории, культуры народа.

Планируемые результаты:

-личностные:

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

сформированность ответственного отношения к учению;


-познавательные:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;


-регулятивные:

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

-коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;


-предметные:

показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа.



Ход урока

1.Мотивация учебной деятельности


-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим очень интересную тему. А какую, попробуйте определить, прослушав легенду.

До наших дней дошла легенда времен Великой Отечественной войны.

К коменданту города Орел, оккупированного фашистами, пришла молодая, симпатичная девушка. Как оказалось, это была учительница русского языка и литературы. Она просила разрешения открыть музей русского писателя И. С. Тургенева. Комендант подумал и решил, что в этой просьбе нет ничего особенного. Разрешение было получено.

Каково же было удивление коменданта, когда он увидел, как каждый день в открывшийся в скором времени музей валом валит народ. Комендант решил сам посмотреть, в чем дело.

Первое, что бросилось ему в глаза при входе в музей, был огромный плакат со словами: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Только тут комендант понял, какую ошибку он совершил.



Беседа с учащимися:

- В чем состояла ошибка коменданта? Почему в музей тянулись жители оккупированного фашистами города?

- Какая роль русского языка передана в легенде?

Умение сплотить людей, поддержать в трудную минуту, вера в великое предназначение страны, неразрывная связь языка и народа.

- Более семи десятилетий прошло после окончания Великой Отечественной войны. Какую роль выполняет русский язык в современном обществе?


- Так о чем мы с вами будем сегодня говорить?

О языке

- А что такое язык? Как вы понимаете значение данного слова?

(Провести конкурс.

По группам или по рядам задание: Сколькими способами можно дать определение данному слову. Кто больше назовет.


1.Средство общения;

2.Средство выражения мысли )


- А как дано значение слова ЯЗЫК в толковом словаре?

Смотрят значение по толковому словарю


2.Актуализация


Итак , основная функция языка- это общение.


-А что такое ФУНКЦИЯ? Как вы понимаете значение этого слова?

(толковый словарь)


-Давайте попробуем определить функции русского языка, опираясь на упражнение №1 учебника.

(Выполняют упражнение по заданию и составляют кластер)



3. Закрепление материала


А теперь обратите внимание. У вас на столах находятся высказывания великих людей о русском языке.

Ваша задача- установить соответствие:


Функции

Высказывания

1.Язык ООН

а)«Язык – это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.

Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» А.И.Куприн

2.Государственный язык

б) «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса.»

Н.Карамзин

3.Средство общения

В)«Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры, его великой и славной исторической судьбы. Русский язык единодушно всеми признается великим языком великого народа».

Академик В. В. Виноградов

4.Мировой язык

Г) «Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.» Л.Н.Толстой

5.Родной язык

Д)Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. В.Г.Белинский

6. Национальный язык

Е) Русский язык – один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Д.С.Лихачёв


Ж).Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.
Михаил Васильевич Ломоносов

Сравните установленные вами соответствия с таблицей на экране.


- Каждая страна совершала открытия в определенной области: Италия- в музыке, Германия- в философии, а Россия- в литературе.

Литература и русский язык связаны невидимой нитью. Давайте проследим это на примере упражнения из учебника.

(выполнение и проверка упр №4 по заданию)


4.Рефлексия.


Сегодня на уроке мы с вами говорили о языке, его функциях и роли. Мне бы хотелось ,подводя итоги урока, чтобы вы закончили предложение по его началу:


Русский язык – это язык великого народа и в нем отражены…..


Русский язык считается самым развитым языком в современном мире, потому что …..



5. Домашнее задание.


Упр №3 по уровням:

1. Подобрать высказывания о русском языке.

2. Разбить текст на абзацы и сформулировать вопрос ко 2 абзацу текста.

3. Подготовить доклад о трудах М.Ломоносова
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!