Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Острожская средняя общеобразовательная школа»
Проект урока
русского языка в 9 классе
Что такое «нравственный выбор»?
или
«Обучение сочинению-рассуждению 15.3 – одному из альтернативных заданий на ОГЭ по русскому языку»
Подготовила Петрова Е.Ю.,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
с. Острожка,2015

ТЕМА УРОКА: Что такое «нравственный выбор»?
Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему 15.3 части 3 экзаменационной работы.
Задачи:
образовательные: повторение знаний обучающихся о типах речи, об особенностях сочинения-рассуждения;
развивающие: развитие речемыслительных способностей учащихся, коммуникативных навыков, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ предложенного текста из ОБЗ, отбирать необходимый материал для создания собственного текста публицистического характера;
воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся;
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, самостоятельная работа,практикум;
Средства обучения: компьютер, экран, презентация, буклет, разные виды словарей (Толковый, орфографический)
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:
анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
Использование цифровых образовательных ресурсов: текст ОБЗ, иллюстративные материалы интернет - ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку Беспаловой Т.В., учителя русского языка и литературы МБОУ ООШ № 3 г. Мыски Кемеровской обл.
Ход урока
1.Актуализация знаний.
- Приходилось ли вам в жизни делать выбор?
- Знаете ли вы, что такое нравственный выбор?
Найти ответ на этот вопрос и подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему 15.3 части 3 экзаменационной работы поможет наш урок.
2. Повторение.
- Какие типы речи вы знаете?
- Каковы особенности сочинения-рассуждения?
Рассуждение – тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причины или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом являются аргументы (доказательства). В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного тезиса и доказательств, авторы обычно в них объясняют какое-либо явление. К тексту можно задать вопрос: почему?
- Какова схема построения сочинения-рассуждения?
3. Работа над созданием сочинения – рассуждения 15.3.
1) Просмотр презентации Беспаловой Татьяны Васильевны, учителя русского языка и литературы МБОУ ООШ № 3 г. Мыски Кемеровской обл.о требованиях к созданию этого вида сочинения (15.3).
2) Чтение текста из Открытого банка заданий учителем или заранее подготовленным учеником.

3)Анализ содержания прочитанного текста
- Какое впечатление произвёл на вас данный текс?
- Какова тема этого текста?
- Какова его основная мысль?
4) А теперь прочитаем, как сформулировано задание к этому тексту:
Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Учитель: это задание и будет алгоритмом дальнейших действий по созданию собственного текста сочинения-рассуждения.
4.Практикум по созданию собственного текста сочинения-рассуждения.
( Используем в помощь буклет. Автор-составитель Беспалова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 3 г. Мыски Кемеровской обл.)
1) Выдвижение тезиса.
В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова нравственный выбор.
- Слов здесь два. Как определить лексическое значение целого выражения?
Самостоятельная работа:
1 группа - работа со словарём;
2 группа - готовые определения из Интернет;
3 группа – самостоятельно сформулированное определение;
Отчёты групп о работе.
Из Интернет:
Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: подчиниться или остаться самим собой, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, жизненными ценностями. По тому, что выбирает человек, можно судить о его моральном облике.
2) Комментарий к тезису.
Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где и при каких обстоятельствах человек может совершать нравственный выбор.
Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
3) Аргументы + примеры.
1-й аргумент - из прочитанного текста (цитата или № предложения).
(Поиск аргументов в тексте,
защита собственного мнения)
Задание: найдите в буклете речевые клише, которые помогут от тезиса перейти к 1 аргументу.
2-й аргумент - из Вашего жизненного опыта
(жизненные наблюдения; истории из жизни известных людей или ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из литературных произведений и СМИ и т.п.).
(обсуждение в группе и представление
другим группам аргументов из личного опыта)
Привели примеры:
-Подвиг С.Солнечникова;
-Подвиг человеческий и героический А.Соколова из рассказа «Судьба человека» и др.
Задание: найдите в буклете речевые клише, которые помогут от 1 аргумента перейти ко 2 аргументу.
4) Вывод.
Вывод в сочинении – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.
Задание: найдите в буклете речевые клише, которые помогут сформулировать вывод.
5)Знакомство с образцом готового сочинения из Интернет и оценка его по критериям:
Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": подчиниться или остаться самим собой, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, жизненными ценностями. По тому, что выбирает человек, можно судить о его моральном облике. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.
Обратимся к тексту Э.Ю.Шима. Герой текста Гоша на первый взгляд безвольный, застенчивый и боязливый мальчик. Но в критической ситуации он, не раздумывая, делает свой выбор и совершает настоящий подвиг: плашмя, животом, падает на горящую ракету, чтобы спасти девочку, которая ему нравится. Героический поступок мальчика говорит о том, что он настоящий мужчина, готовый ценой собственной жизни спасти жизнь другого человека.
Свой нравственный выбор сделал и герой рассказа Ирины Крамшиной "Попрыгунья-стрекоза". Когда Макс узнал, что у его матери больная почка и ей срочно требуется операция, он принимает осознанное решение стать для неё донором. Этот выбор свидетельствует о том, что, несмотря на все разногласия и ссоры, сын любит свою мать и желает ей только добра.
Таким образом, делая нравственный выбор, человек показывает окружающим своё истинное лицо. (174 слова)
(оценка по критериям идёт в группах)
5. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Сможете ли применить полученные знания?
Слово учителя: Конечно, наша жизнь так устроена, что часто мы оказываемся в ситуации выбора, нравственного выбора. Что это такое, вы теперь знаете. Помните, что делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, жизненными ценностями. По тому, что выбирает человек, можно судить о его моральном облике.
6. Задание на дом.
1)Используя буклет, составить собственный шаблон к сочинению;
2)написать сочинение – рассуждение на тему 15.3: «Что такое нравственный выбор?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.