СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 9 классе на тему "Человеческие расы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповая и индивидуальная форма работы на уроке позволяет учащимя выяснить отличительные признаки рас  и найти отрицательные стороны рассизма

Просмотр содержимого документа
«Урок в 9 классе на тему "Человеческие расы"»

Зайкова Наталья Борисовна

учитель КГУ «Средняя школа № 43

имени Габита Мусрепова»

г. Петропавловск СКО

Тема урока: Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма.

Цель урока: дать представление о человеческих расах, анализ причин их возникновения, показать их общность, добиться понимания теорий расизма и социал-дарвинизма

Тип урока: усвоение новых знаний

Методы: репродуктивные, частично-поисковые

Вид урока: семинар-практикум

Технология: личностно-ориентированная

Оборудование: компьютерная презентация урока, проектор

ФОДУ: групповая

Класс разделен на 5 групп, некоторые учащиеся выполняют роль ученых.

Девиз урока: «… народы, распри позабыв, в великую семью соединятся». А.С. Пушкин.

Ход урока.

Учитель: Мы продолжаем рассматривать науку антропологию. Что изучает эта наука?

К какому типу, подтипу, классу, виду относится Человек?

По каким признакам человека относят к типу Хордовые, подтипу позвоночные, классу млекопитающие?

Что такое антропогенез?

Назовите движущие силы эволюции.

Какие факторы относятся к биологическим движущим силам антропогенеза?

Перечислите социальные факторы эволюции человека.

У нас остался один вопрос: Что такое расоведение?

Расоведение – наука о расах.

Объявляется тема урока и задачи урока.

Задачами сегодняшнего урока будут:

  • дать характеристику расам Человечества,

  • определить причины их отличий между собой,

  • узнать историю возникновения рас,

  • познакомиться с теориями расизма и социального дарвинизма

Правила работы - работать вы будете по группам, выполняя определенные задания. Оцениваться будут индивидуальные ответы.


Расоведение - наука, изучающая происхождение рас, родственные отношения между ними, влияние на них внешних факторов среды

Впервые французский ученый Ф.Бернье в 1684 году внутривидовую наследственную изменчивость среди групп людей назвал расами.

Каждую расу характеризуют особенности внешнего строения, передающиеся по наследству. Сегодня выделяют три большие расы. В три большие расы входят экваториальная (негроидно-австралоидная), монголоидная (азиатско-американская) и европеоидная. Существуют 5 малых рас: это европеоидная, американская, негроидная, австралоидная и азиатская. Сейчас ваша задача – дать характеристику каждой расе и выявить причины возникновения этих особенностей. (Учащиеся работают с учебником, справочной литературой, выполняя задания, см. приложение1)

Проверка выполнения заданий.

Сделайте вывод: Какие причины (условия) могли привести к формированию нескольких рас у человека?

Причины образования рас:

  1. приспособление к определенным климатическим условиям

  2. географическая изоляция

Дайте определение понятию расы.

Расы – биологические группы человечества, возникшие в процессе эволюции, имеющие наследственные признаки.

Расы – подразделения вида Человек разумный, характеризующиеся общими наследственными физическими особенностями, связанные единством происхождения и определенной областью распространения.

Когда и как появились расы?

Среди ученых существуют противоположные теории о возникновении рас:

  1. моноцентризм – расы возникают в одном месте

  2. полицентризм – расы возникли самостоятельно в разных областях земного шара

Многие ученые в настоящее время придерживаются моноцентристского мнения.

Давайте послушаем мнения некоторых ученых по вопросу происхождения рас.

Выступление палеонтолога, географа, историка

Палеонтолог: Рассмотрим место нахождения останков древних людей. Общий предок, давший начало возникновению человекообразных обезьян и человека – дриопитеки, были распространены на юге Азии, Европы и Африки.

Древнейший человек – питекантроп, его останки впервые были обнаружены в Африке, передней Азии, юг Европы и Америки.

Представители древних людей – неандертальцы, жившие примерно 150 тысяч лет назад, в ледниковую эпоху, были распространены в Германии, на юге Узбекистана, Крыма.

Современные люди – кроманьонцы – были широко распространены. Ископаемые останки первых людей были найдены на всех континентах, кроме Антарктиды. Возможно, у кроманьонцев уже зарождались расовые отличия. Человек умел приспосабливаться к неблагоприятным условиям внешней среды (добывал огонь, изготавливал и использовал одежду, жилища, разводил животных и выращивал растения). Вследствие длительного существования в определенных физико-географических условиях у разных групп людей возник ряд наследственных признаков (цвет кожи, волос, глаз, черты лица), именно они в далеком прошлом могли иметь адаптивное значение. Посмотрите на карту полушарий, мы видим, что представители предков людей и современные люди имеют единое место нахождение. Все эти факты доказывают, что расы человека возникли на одном месте.

Географ: Человек – самое непоседливое существо на Земле. Еще в эпоху палеолита люди кочевали на многие тысячи километров, смешиваясь друг с другом.

Так, в Перу в могилах 111 века до н.э. обнаружены хорошо сохранившиеся мумии рыжих светловолосых людей, резко отличающихся от индейцев с их черными прямыми волосами. Норвежский ученый, путешественник и писатель Тур Хейердол считал их потомками европеоидов, переплывших на папирусных ладьях Атлантику. В каменном веке обитали на месте, где сейчас стоит Воронеж, люди темнокожие, но не курчавоволосы, многие имели пышные бороды, т.е. представляли собой нечто среднее между негроидами и европеоидами. История умалчивает о том, как они появились на этой территории, но это еще раз доказывает, что у человека, как и у всех других живых организмов, в сходных условиях формировались сходные признаки.

Историк: Полицентрическая теория возникновения рас появилась неслучайно. Некоторые ученые выдвинули теорию появления рас из отдельных предков, живших на Земле.

Эту идею поддержали ученые-расисты, выдвинув теорию расизма.

Расизм – реакционная теория, доказывающая неравноценность рас.

Первые представления о природном неравенстве рас возникли в рабовладельческом обществе, где они служили для обоснования социальных различий между рабовладельцами и рабами. В эпоху первоначального накопления капитала 16-18 века, когда европейские государства впервые захватили колонии, расизм был призван оправдать эту эксплуатацию. В середине 19 в. появились первые обобщающие «труды» по расизму. В сочинении «Опыт о неравенстве человеческих рас» Ж.А.Гобино объявил «высшей» расой светловолосых и голубоглазых арийцев, которых он считал создателями всех высоких цивилизаций. В США Д.Нотт, Д. Глиддон в книге «Типы человечества» в 1865г. с позиции полигенизма пытались доказать расовую неполноценность негров.

В дальнейшем расистские идеи тесно переплелись с социальным дарвинизмом, представителями которого перенесли учение Ч.Дарвина о естественном отборе и борьбе за существование на человеческое общество. Социал-дарвинисты считают, что такие врожденные черты характера, как жестокость, враждебность, станут главными, в обществе должны жить только сильные и способные люди, а слабые (калеки, больные люди) путем естественного отбора уничтожаться.

После первой мировой войны 1914-1918гг. в Германии приобрел популярность «нордический миф» - о превосходстве над всеми другими расами нордийской (северной) расы. Для улучшения расы необходимо подбирать брачные пары, а генетически неполноценных людей подвергать стерилизации. В годы гитлеровской диктатуры в Германии расизм, ставший официальной идеологией фашизма, использовался для оправдания захвата чужих земель, физического уничтожения млн. мирного населения. После второй мировой войны (1939-1945 гг.) сторонники расизма используют тесты умственных способностей с целью доказать психическую неравноценность разных расовых групп.

Вопросы группам учащихся: Прослушав сообщения, ответьте на вопросы:

  1. Почему расизм и социальный дарвинизм относят к реакционным теориям?

  2. Какие права человека нарушает «расовая теория»?

  3. Какие доказательства принадлежности всех человеческих рас к одному виду можно привести?

    • Одинаковое анатомическое строение: развитие мозга, отделы тела, строение внутренних органов, группы крови; принадлежат к одному биологическому виду – Человек разумный

    • Одинаковые физиологические особенности: периоды развития зародыша; процессы жизнедеятельности: питания, дыхания, роста, развития, размножения, одинаковые болезни

    • Одинаковый уровень физического и умственного развития: речь, мышление, способность к трудовой деятельности, познанию, покорению природы, общественный образ жизни - слайды

    • Межрасовые браки дают жизнеспособное потомство – показ слайдов

Что могут добавить генетики?

Генетик: Как известно, человечество состоит из трех рас: черной, белой, желтой, которые на 99,9% генетически сходны между собой. Между расами существуют всевозможные переходы. Отдельная раса, в свою очередь, состоит из множества наций. Примерно 30 лет назад комитет по национальностям при ООН провел интересный эксперимент – исследовал структуру талантливости основных наций планеты (выборки составили более 1млн. человек). Оказалось, что ни одна из них не имеет каких-либо преимуществ по этому признаку. А потому ни одна из наций не имеет никаких оснований претендовать на приоритетное положение среди прочих народов. По логике, превосходных рас также нет. Необходимо подчеркнуть, что все нации и народности не являются «чистыми», т.е. гомозиготными особями. Доказано, что коэффициент смешения наций довольно значителен и имеет устойчивую тенденцию к увеличению. По прогнозам генетиков, пройдет всего 40 поколений (считается, что у человека поколение в среднем составляет 25 лет) и все нации смешаются. Человечество почернеет и прищурится. Это произойдет благодаря трем меланиновым генам, ответственным за темноту кожи, и двум генам, ответственным за узость глаз. Эти гены доминантны, они характерны для черной и желтой рас, которые в количественном отношении преобладают над белой и имеют тенденцию к дальнейшему численному росту. В итоге – европейский фенотип будет все более терять свои характерные черты. При смешении наций вероятность гомозиготности значительно снизится, что, в свою очередь, снизит вероятность наследственных заболеваний. Здоровье человека улучшится.


Итак, сегодня мы рассмотрели науку расоведение. (Заполняется схема 1, работа с слайдом)

  1. Что изучает эта наука?

  2. Какие существуют теории возникновения рас?

  3. Какие выделяют расы?

  4. Дайте определение расам.

  5. Почему мы можем сказать, что расы биологически равноценны?

  6. В чем суть теории расизма?


моноцентризм расизм, социальный дарвинизм

полицентризм

Происхождение рас

РАСОВЕДЕНИЕ


Расы

негроидная

европеоидная

монголоидная



Схема 1. Расы биологически равноценны


Учитель. Давайте вернемся к девизу нашего урока. Как вы понимаете слова А.С.Пушкина? Как эти слова можно связать с темой сегодняшнего урока?

Вы стоите на пороге выбора жизненного пути – выбора профессии. А какие профессии мы затронули сегодня, изучая человеческие расы? Мы видим, что человека и его расы изучает много наук. Человеческие расы, как разновидность биологического вида, формировались в процессе эволюции, приспособлений организмов к условиям окружающей среды. Каждая раса имеет свои морфологические особенности: цвет кожи, разрез глаз, форму носа, губ и т. д. Но это все второстепенные признаки. Особенности, составляющие человеческую сущность – сознание, трудовая деятельность, способность познавать и подчинять природу, едины у всех рас. Все люди вышли из природы и остаются частью ее. Каждый человек на Земле – индивидуум, и с этим необходимо считаться. Математические способности одних людей, общелогические других, способности к экспериментам третьих, художественная одаренность четвертых, музыкальная пятых, позволили человечеству гигантскими шагами пройти за несколько тысячелетий путь от палки в руках до раскрытия тайн происхождения Вселенной. Человек не стоит на месте, он развивается и достигает все больших вершин. У нас есть религия, преданность и мораль. И у нас есть самая важная профессия – быть Человеком, уважающим и любящим не только себя, но и окружающих тебя людей; быть толерантными по отношению к другим, уважать и ценить их труд, язык, обычаи; любить и сохранять вокруг себя мир, природу и наш дом – планету Земля. Поэтому «народы соединятся в единую семью» только при этих цивилизованных отношений; когда на Земле и в обществе будет мир и спокойствие.


Подведение итога урока.

Рефлексия «Закончите предложения»



Приложение 1.

Задание 1 группы.

Прочитав учебник и дополнительную литературу, выявите морфологические особенности негроидной расы. Выясните, какую роль играют морфологические отличительные признаки расы? Заполните таблицу.

признаки

описание

значение

Цвет кожи



Разрез и цвет глаз



Форма носа



Форма губ



Цвет и форма волос



Наличие усов и бороды



Рост



Задание 2 группы.

Прочитав учебник и дополнительную литературу, выявите морфологические особенности монголоидной расы. Выясните, какую роль играют морфологические отличительные признаки расы? Заполните таблицу.

признаки

описание

значение

Цвет кожи



Разрез и цвет глаз



Форма носа



Форма губ



Цвет и форма волос



Наличие усов и бороды



Рост



Задание 3 группы.

Прочитав учебник и дополнительную литературу, выявите морфологические особенности европеоидной расы. Выясните, какую роль играют морфологические отличительные признаки расы? Заполните таблицу.

признаки

описание

значение

Цвет кожи



Разрез и цвет глаз



Форма носа



Форма губ



Цвет и форма волос



Наличие усов и бороды



Рост



Задание 4 группы.

Прочитав учебник и дополнительную литературу, выявите морфологические особенности австралоидной и американской рас. Почему в последнее время их выделяют в отдельные расы?


Задание 5 группы.

Что произойдет с морфологическими особенностями экваториальной расы, если наступит резкое похолодание?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!