Зайкова Наталья Борисовна
учитель КГУ «Средняя школа № 43
имени Габита Мусрепова»
г. Петропавловск СКО
Тема урока: Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма.
Цель урока: дать представление о человеческих расах, анализ причин их возникновения, показать их общность, добиться понимания теорий расизма и социал-дарвинизма
Тип урока: усвоение новых знаний
Методы: репродуктивные, частично-поисковые
Вид урока: семинар-практикум
Технология: личностно-ориентированная
Оборудование: компьютерная презентация урока, проектор
ФОДУ: групповая
Класс разделен на 5 групп, некоторые учащиеся выполняют роль ученых.
Девиз урока: «… народы, распри позабыв, в великую семью соединятся». А.С. Пушкин.
Ход урока.
Учитель: Мы продолжаем рассматривать науку антропологию. Что изучает эта наука?
К какому типу, подтипу, классу, виду относится Человек?
По каким признакам человека относят к типу Хордовые, подтипу позвоночные, классу млекопитающие?
Что такое антропогенез?
Назовите движущие силы эволюции.
Какие факторы относятся к биологическим движущим силам антропогенеза?
Перечислите социальные факторы эволюции человека.
У нас остался один вопрос: Что такое расоведение?
Расоведение – наука о расах.
Объявляется тема урока и задачи урока.
Задачами сегодняшнего урока будут:
дать характеристику расам Человечества,
определить причины их отличий между собой,
узнать историю возникновения рас,
познакомиться с теориями расизма и социального дарвинизма
Правила работы - работать вы будете по группам, выполняя определенные задания. Оцениваться будут индивидуальные ответы.
Расоведение - наука, изучающая происхождение рас, родственные отношения между ними, влияние на них внешних факторов среды
Впервые французский ученый Ф.Бернье в 1684 году внутривидовую наследственную изменчивость среди групп людей назвал расами.
Каждую расу характеризуют особенности внешнего строения, передающиеся по наследству. Сегодня выделяют три большие расы. В три большие расы входят экваториальная (негроидно-австралоидная), монголоидная (азиатско-американская) и европеоидная. Существуют 5 малых рас: это европеоидная, американская, негроидная, австралоидная и азиатская. Сейчас ваша задача – дать характеристику каждой расе и выявить причины возникновения этих особенностей. (Учащиеся работают с учебником, справочной литературой, выполняя задания, см. приложение1)
Проверка выполнения заданий.
Сделайте вывод: Какие причины (условия) могли привести к формированию нескольких рас у человека?
Причины образования рас:
приспособление к определенным климатическим условиям
географическая изоляция
Дайте определение понятию расы.
Расы – биологические группы человечества, возникшие в процессе эволюции, имеющие наследственные признаки.
Расы – подразделения вида Человек разумный, характеризующиеся общими наследственными физическими особенностями, связанные единством происхождения и определенной областью распространения.
Когда и как появились расы?
Среди ученых существуют противоположные теории о возникновении рас:
моноцентризм – расы возникают в одном месте
полицентризм – расы возникли самостоятельно в разных областях земного шара
Многие ученые в настоящее время придерживаются моноцентристского мнения.
Давайте послушаем мнения некоторых ученых по вопросу происхождения рас.
Выступление палеонтолога, географа, историка
Палеонтолог: Рассмотрим место нахождения останков древних людей. Общий предок, давший начало возникновению человекообразных обезьян и человека – дриопитеки, были распространены на юге Азии, Европы и Африки.
Древнейший человек – питекантроп, его останки впервые были обнаружены в Африке, передней Азии, юг Европы и Америки.
Представители древних людей – неандертальцы, жившие примерно 150 тысяч лет назад, в ледниковую эпоху, были распространены в Германии, на юге Узбекистана, Крыма.
Современные люди – кроманьонцы – были широко распространены. Ископаемые останки первых людей были найдены на всех континентах, кроме Антарктиды. Возможно, у кроманьонцев уже зарождались расовые отличия. Человек умел приспосабливаться к неблагоприятным условиям внешней среды (добывал огонь, изготавливал и использовал одежду, жилища, разводил животных и выращивал растения). Вследствие длительного существования в определенных физико-географических условиях у разных групп людей возник ряд наследственных признаков (цвет кожи, волос, глаз, черты лица), именно они в далеком прошлом могли иметь адаптивное значение. Посмотрите на карту полушарий, мы видим, что представители предков людей и современные люди имеют единое место нахождение. Все эти факты доказывают, что расы человека возникли на одном месте.
Географ: Человек – самое непоседливое существо на Земле. Еще в эпоху палеолита люди кочевали на многие тысячи километров, смешиваясь друг с другом.
Так, в Перу в могилах 111 века до н.э. обнаружены хорошо сохранившиеся мумии рыжих светловолосых людей, резко отличающихся от индейцев с их черными прямыми волосами. Норвежский ученый, путешественник и писатель Тур Хейердол считал их потомками европеоидов, переплывших на папирусных ладьях Атлантику. В каменном веке обитали на месте, где сейчас стоит Воронеж, люди темнокожие, но не курчавоволосы, многие имели пышные бороды, т.е. представляли собой нечто среднее между негроидами и европеоидами. История умалчивает о том, как они появились на этой территории, но это еще раз доказывает, что у человека, как и у всех других живых организмов, в сходных условиях формировались сходные признаки.
Историк: Полицентрическая теория возникновения рас появилась неслучайно. Некоторые ученые выдвинули теорию появления рас из отдельных предков, живших на Земле.
Эту идею поддержали ученые-расисты, выдвинув теорию расизма.
Расизм – реакционная теория, доказывающая неравноценность рас.
Первые представления о природном неравенстве рас возникли в рабовладельческом обществе, где они служили для обоснования социальных различий между рабовладельцами и рабами. В эпоху первоначального накопления капитала 16-18 века, когда европейские государства впервые захватили колонии, расизм был призван оправдать эту эксплуатацию. В середине 19 в. появились первые обобщающие «труды» по расизму. В сочинении «Опыт о неравенстве человеческих рас» Ж.А.Гобино объявил «высшей» расой светловолосых и голубоглазых арийцев, которых он считал создателями всех высоких цивилизаций. В США Д.Нотт, Д. Глиддон в книге «Типы человечества» в 1865г. с позиции полигенизма пытались доказать расовую неполноценность негров.
В дальнейшем расистские идеи тесно переплелись с социальным дарвинизмом, представителями которого перенесли учение Ч.Дарвина о естественном отборе и борьбе за существование на человеческое общество. Социал-дарвинисты считают, что такие врожденные черты характера, как жестокость, враждебность, станут главными, в обществе должны жить только сильные и способные люди, а слабые (калеки, больные люди) путем естественного отбора уничтожаться.
После первой мировой войны 1914-1918гг. в Германии приобрел популярность «нордический миф» - о превосходстве над всеми другими расами нордийской (северной) расы. Для улучшения расы необходимо подбирать брачные пары, а генетически неполноценных людей подвергать стерилизации. В годы гитлеровской диктатуры в Германии расизм, ставший официальной идеологией фашизма, использовался для оправдания захвата чужих земель, физического уничтожения млн. мирного населения. После второй мировой войны (1939-1945 гг.) сторонники расизма используют тесты умственных способностей с целью доказать психическую неравноценность разных расовых групп.
Вопросы группам учащихся: Прослушав сообщения, ответьте на вопросы:
Почему расизм и социальный дарвинизм относят к реакционным теориям?
Какие права человека нарушает «расовая теория»?
Какие доказательства принадлежности всех человеческих рас к одному виду можно привести?
Одинаковое анатомическое строение: развитие мозга, отделы тела, строение внутренних органов, группы крови; принадлежат к одному биологическому виду – Человек разумный
Одинаковые физиологические особенности: периоды развития зародыша; процессы жизнедеятельности: питания, дыхания, роста, развития, размножения, одинаковые болезни
Одинаковый уровень физического и умственного развития: речь, мышление, способность к трудовой деятельности, познанию, покорению природы, общественный образ жизни - слайды
Межрасовые браки дают жизнеспособное потомство – показ слайдов
Что могут добавить генетики?
Генетик: Как известно, человечество состоит из трех рас: черной, белой, желтой, которые на 99,9% генетически сходны между собой. Между расами существуют всевозможные переходы. Отдельная раса, в свою очередь, состоит из множества наций. Примерно 30 лет назад комитет по национальностям при ООН провел интересный эксперимент – исследовал структуру талантливости основных наций планеты (выборки составили более 1млн. человек). Оказалось, что ни одна из них не имеет каких-либо преимуществ по этому признаку. А потому ни одна из наций не имеет никаких оснований претендовать на приоритетное положение среди прочих народов. По логике, превосходных рас также нет. Необходимо подчеркнуть, что все нации и народности не являются «чистыми», т.е. гомозиготными особями. Доказано, что коэффициент смешения наций довольно значителен и имеет устойчивую тенденцию к увеличению. По прогнозам генетиков, пройдет всего 40 поколений (считается, что у человека поколение в среднем составляет 25 лет) и все нации смешаются. Человечество почернеет и прищурится. Это произойдет благодаря трем меланиновым генам, ответственным за темноту кожи, и двум генам, ответственным за узость глаз. Эти гены доминантны, они характерны для черной и желтой рас, которые в количественном отношении преобладают над белой и имеют тенденцию к дальнейшему численному росту. В итоге – европейский фенотип будет все более терять свои характерные черты. При смешении наций вероятность гомозиготности значительно снизится, что, в свою очередь, снизит вероятность наследственных заболеваний. Здоровье человека улучшится.
Итак, сегодня мы рассмотрели науку расоведение. (Заполняется схема 1, работа с слайдом)
Что изучает эта наука?
Какие существуют теории возникновения рас?
Какие выделяют расы?
Дайте определение расам.
Почему мы можем сказать, что расы биологически равноценны?
В чем суть теории расизма?
моноцентризм расизм, социальный дарвинизм
полицентризм
Происхождение рас
РАСОВЕДЕНИЕ
Расы
негроидная
европеоидная
монголоидная
Схема 1. Расы биологически равноценны
Учитель. Давайте вернемся к девизу нашего урока. Как вы понимаете слова А.С.Пушкина? Как эти слова можно связать с темой сегодняшнего урока?
Вы стоите на пороге выбора жизненного пути – выбора профессии. А какие профессии мы затронули сегодня, изучая человеческие расы? Мы видим, что человека и его расы изучает много наук. Человеческие расы, как разновидность биологического вида, формировались в процессе эволюции, приспособлений организмов к условиям окружающей среды. Каждая раса имеет свои морфологические особенности: цвет кожи, разрез глаз, форму носа, губ и т. д. Но это все второстепенные признаки. Особенности, составляющие человеческую сущность – сознание, трудовая деятельность, способность познавать и подчинять природу, едины у всех рас. Все люди вышли из природы и остаются частью ее. Каждый человек на Земле – индивидуум, и с этим необходимо считаться. Математические способности одних людей, общелогические других, способности к экспериментам третьих, художественная одаренность четвертых, музыкальная пятых, позволили человечеству гигантскими шагами пройти за несколько тысячелетий путь от палки в руках до раскрытия тайн происхождения Вселенной. Человек не стоит на месте, он развивается и достигает все больших вершин. У нас есть религия, преданность и мораль. И у нас есть самая важная профессия – быть Человеком, уважающим и любящим не только себя, но и окружающих тебя людей; быть толерантными по отношению к другим, уважать и ценить их труд, язык, обычаи; любить и сохранять вокруг себя мир, природу и наш дом – планету Земля. Поэтому «народы соединятся в единую семью» только при этих цивилизованных отношений; когда на Земле и в обществе будет мир и спокойствие.
Подведение итога урока.
Рефлексия «Закончите предложения»
Приложение 1.
Задание 1 группы.
Прочитав учебник и дополнительную литературу, выявите морфологические особенности негроидной расы. Выясните, какую роль играют морфологические отличительные признаки расы? Заполните таблицу.
признаки | описание | значение |
Цвет кожи | | |
Разрез и цвет глаз | | |
Форма носа | | |
Форма губ | | |
Цвет и форма волос | | |
Наличие усов и бороды | | |
Рост | | |
Задание 2 группы.
Прочитав учебник и дополнительную литературу, выявите морфологические особенности монголоидной расы. Выясните, какую роль играют морфологические отличительные признаки расы? Заполните таблицу.
признаки | описание | значение |
Цвет кожи | | |
Разрез и цвет глаз | | |
Форма носа | | |
Форма губ | | |
Цвет и форма волос | | |
Наличие усов и бороды | | |
Рост | | |
Задание 3 группы.
Прочитав учебник и дополнительную литературу, выявите морфологические особенности европеоидной расы. Выясните, какую роль играют морфологические отличительные признаки расы? Заполните таблицу.
признаки | описание | значение |
Цвет кожи | | |
Разрез и цвет глаз | | |
Форма носа | | |
Форма губ | | |
Цвет и форма волос | | |
Наличие усов и бороды | | |
Рост | | |
Задание 4 группы.
Прочитав учебник и дополнительную литературу, выявите морфологические особенности австралоидной и американской рас. Почему в последнее время их выделяют в отдельные расы?
Задание 5 группы.
Что произойдет с морфологическими особенностями экваториальной расы, если наступит резкое похолодание?