СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в музее "Плетение корзинки из лозы"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство плетения из лозы уходит своими корнями в глубину веков. Уже в каменном веке существовал способ обжига глиняных изделий: Сначала делали плетеную из веточек емкость, а затем изнутри обмазывали ее глиной. Веточки конструкции обгорали на костре, а на поверхности сосуда оставался рисунок плетения. Люди умели плести верши и силки, технология плетения использовалась для возведения стен жилищ.

Просмотр содержимого документа
«урок в музее»



Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная организация»

в с. Иловай-Дмитриевское Первомайский район Тамбовская область













Урок в музее

Тема: «Плетение из лозы»

Технология для неделимых 6 классов. (2 часа)













Учитель технологии

Махина Галина Анатольевна

Телефон: 89156798116




2017 год

Над темой «Древние промыслы моего народа» я как учитель образовательной области «Технология», работаю не первый год. Считаю, что эта тема актуальна всегда. Воспитывать достойного гражданина знающего и любящего свою Родину , свою историю, невозможно не обучая и не воспитывая детей в этом направлении , интерес и приверженность к истории земли на которой ты живёшь можно и нужно воспитывать у ребёнка с раннего детства, что бы в его сердце всегда теплился этот живой огонь, и согревал душу, прелестью окутанной тайной русской старины. Только в этом случае человек может быть патриотом , душа его будет щедрой на добрые дела. Очень важным считаю приобщение детей к созидательной деятельности, человек, который способен к созиданию обычно не стремится к разрушению.

Урок в музее.

Урок технологии для неделимых 6 классов. (2 часа)

Тема: «Плетение из лозы»

Цель: Знакомить детей с историей своего народа, с ремёслами, которые находят применение в современной жизни. Учить работать с природным материалом.

Задачи:

Образовательные: пробуждать стремление познавать и осваивать, что-то новое для себя, учить делать открытия в повседневной жизни, повторить и обобщить знания о народных ремеслах, истоках и распространении; ознакомить с технологическим процессом плетения донышка из лозы (бумажных трубочек)

Воспитывать: уважение к труду, к традициям наших народов; воспитывать уважение к работающему человеку; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира , учить видеть красоту и создавать её своими руками.

Развивающие : способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности;

- создать условия для развития коммуникативно - творческой способности, логического мышления, моторики рук;

- способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

  1. Оборудование и оснащение:
  2. школьный музей, компьютер, проектор, экран, презентации, наглядный материал кабинета технологии.

Материалы, инструменты и приспособления для выполнения практической работы: большие листы газеты, клей ПВА, длинная деревянная шпажка, форма для оплетания (цветочное кашпо), ножницы.

Тип урока:

• комбинированный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

• фронтальная

• индивидуальная

• групповая.

  1. Ход урока:
  2. Организационный момент: 
  3. - проверка присутствующих;
  4. - проверка готовности класса к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

- посещение школьного музея

  1. Изложение учителем нового материала в школьном музее
  2. Искусство плетения из лозы уходит своими корнями в глубину веков. Уже в каменном веке существовал способ обжига глиняных изделий: Сначала делали плетеную из веточек емкость, а затем изнутри обмазывали ее глиной. Веточки конструкции обгорали на костре, а на поверхности сосуда оставался рисунок плетения. Люди умели плести верши и силки, технология плетения использовалась для возведения стен жилищ.

В эпоху Неолита, на заре развития человечества, плетение из лозы являлось одним из привычных ремесел. Археологические раскопки подтверждают существование плетеных емкостей, служивших формами для изготовления глиняной посуды: на черепках отчетливо видны следы характерного переплетения.

В библейских текстах встречаются упоминания о плетении из лозы: дочь фараона находит младенца Моисея, плывущего по Нилу в корзине из тростника.

В Древнем Риме войско гладиатора Спартака спустилось с вершины Везувия по сплетенным из виноградной лозы лестницам.

В Средние века техника лозоплетения была одной из самых распространенных. Многочисленные плетеные изделия изображены на полотнах художников эпохи Возрождения.

Плетение из лозы является предшественником ткачества. Первые циновки и одежда, сплетенная из трав, - прообраз современных тканей. Постепенно материал для плетения изменился, появились дополнительные приспособления, но принцип "основа - уток" в ткачестве остался.

Во все времена, у всех народов были популярны изделия, созданные мастерами, владеющими техникой лозоплетения. Ко второй половине XIX века этот вид прикладного искусства вошел в моду самых различных слоев общества. О широкой популярности плетеных изделий можно судить по ассортименту предлагаемых товаров: всевозможная мебель (стулья, столы, диваны, ширмы, этажерки и детские кроватки), газетницы, коляски, качели, дорожные сундуки, корзины (для бумаг, рукоделия, цветов, фруктов), детские игрушки, предметы сервировки стола (хлебницы, сухарницы), которые пользовались неизменным спросом. Древнее искусство органично входит в современность, сообщая окружающей действительности особую неповторимость и изысканность.

Плетение из лозы - одно из немногих занятий, дошедших до нас практически без изменения. На первом месте в искусстве плетения всегда стояло утилитарное назначение изделий, что позволяет рассматривать лозоплетение как один из видов декоративно-прикладного искусства. Научиться плести может каждый. На Руси плетение корзин было довольно обычным делом. Почти каждый крестьянин мог при необходимости сплести хорошую корзину. Ну а корзинщики выплетали их на любой вкус: маленькие и большие, круглые и прямоугольные, овальные и конические, с простым и сложным плетением, с крышками и без них. Без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. В них носили белье на речку; брали в дорогу, отправляясь в дальний путь; в них собирали урожай; с ними ходили по грибы.

Предполагается, что корзиноплетение первоначально возникло в местах обитания человека вблизи рек и озер и служило для нужд рыболовства.

В наши дни плетеными изделиями пользуются, конечно же, реже, чем в древние времена.

В нашем школьном музее так же собраны различные виды корзин.

Стройная, веками отработанная система приемов и правил позволяет прийти к созданию практически любой вещи. Людям, настроенным на более серьезную перспективу, заметим, что изделия из лозы в наше время везде находят своих покупателей: и на простых сельских рынках, и в престижных художественных салонах.

Подкупает доступность материала - любое растение, имеющее длинные, тонкие и гибкие стебли, корни или листья. Такими свойствами обладают рогоз, ситник, тростник, виноградная лоза, корни хвойных деревьев, листья кукурузы, солома хлебных знаков и многие другие растения.

Приемы лозоплетения открывают широкий диапазон возможностей для объединения с другими техниками, в основе которых лежит использование природных материалов: резьба, роспись, флористика, икебана, - со всеми, которые подскажет Вам фантазия и творческий потенциал.

Просмотр музейных экспонатов изготовленных из лозы.

4. Закрепление знаний учащихся

Просмотр презентации с помощью Microsoft Power Point «Плетение»

- Какой принцип лежит в основе плетения?

- Назовите виды ивы пригодные для плетения?

5. Практическая работа.

Изготовление плетеного донышка корзины.

- Знакомство с технологией изготовления донышка корзины с помощью презентации Microsoft Power Point;

1)Вводный инструктаж учителя:

Инструктаж по технике безопасности

Правила работы с острыми предметами

• Работайте хорошо отрегулированными и заточенными инструментами

• кладите лезвиями от себя.

• Следите за движением лезвий во время резания.

• Не оставляете раскрытыми.

• Передавайте кольцами вперед.

• Не машите , не подносите к лицу.

• Используйте по назначению.

• Храните всегда в определенном месте.

2) Самостоятельная практическая работа учащихся по инструкционно -технологическим картам.

3) Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)

Формирование новых умений:

• проверка организованности начала работы учащихся;

• проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

• соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

4)Усвоение новых знаний:

• проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

• инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

5)Целевые обходы:

• инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

• оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

• рациональное использование учебного времени учащимися;

• правильность ведения самоконтроля.

6)Заключительный инструктаж учителя при изготовлении донышка корзины:

• анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

- Какие сложности возникли при изготовлении изделия?

- Какой этап изготовления вам показался наиболее сложным?

• разбор типичных ошибок учащихся;

• повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

- Согласись работа замечательная и интересная. Несложная и оригинальная, посильная любому возрасту. Идея дает простор для фантазии при выборе и формы, и размеров, и цвета корзины, т.е. можно вполне проявить себя при плетении подобного шедевра.

6. Уборка рабочих мест.

7. Итог урока.

Получили ли вы удовольствие, выполняя эту работу?

Почему счастливы были наши предки?

Выведите формулу счастья.

Труд в удовольствие – это радость .

8. Домашнее задание.

Подготовить трубочки из газет для дальнейшего плетения корзины.































Просмотр содержимого презентации
«Урок технологии в школьном музее»

Урок технологии в школьном музее  для неделимых 6 классов    Тема урока:  «Изготовление маленькой корзиночки  из бумажной лозы» Учитель технологии Махина Г.А.

Урок технологии в школьном музее для неделимых 6 классов

Тема урока:

«Изготовление маленькой корзиночки

из бумажной лозы»

Учитель технологии Махина Г.А.

Из истории плетения

Из истории плетения

  • Плетение из лозы – довольно древний вид рукоделия. В то время как использование газетных трубочек как материал для плетения стало применяться не так давно, сама технология проверена веками. Газеты простой и доступный материал, при наличии желания и терпения можно научиться плетению полезных в хозяйстве предметов 
Инструменты и приспособления для плетения

Инструменты и приспособления для плетения

  • Для создания корзины из газетных трубочек нам необходимы следующие материалы, инструменты и приспособления:
  • газеты;
  • ножницы;
  • канцелярский нож
  • клей ПВА
  • форма (кашпо для цветов).
  • шпажка или спица
Подготовка бумажной лозы

Подготовка бумажной лозы

  • Подготовка разделяется на несколько этапов:
  • Сбор необходимого количества материала;
  • Разметка страниц на одинаковые полосы (4-10 см);
  • Нарезка одинаковых заготовок ;
  • Формирование трубочек;
  • Сбор необходимого количества трубочек.
Технология плетения корзины из газетных трубочек    Восемь трубочек складываем крест-накрест, как показано на картинке.

Технология плетения корзины из газетных трубочек

Восемь трубочек складываем крест-накрест, как показано на картинке.

Плетение донышка корзины

Плетение донышка корзины

  • Берем оставшиеся две трубочки, соединяем их между собой и заводим за горизонтально лежащую стопку.
Плетение донышка корзины  На третьем круге «веревочкой» оплетаем каждую лозу-основание, разделяя их между собой.

Плетение донышка корзины

На третьем круге «веревочкой» оплетаем каждую лозу-основание, разделяя их между собой.

Чтобы наша корзина вышла ровной и аккуратной, берем кашпо для цветов, прикладываем поделку к ее выпуклому дну и используем его в качестве формы для плетения.

Чтобы наша корзина вышла ровной и аккуратной, берем кашпо для цветов, прикладываем поделку к ее выпуклому дну и используем его в качестве формы для плетения.

Таким способом продолжаем плести до тех пор, пока не покажется, что корзина уже достаточно глубокая .

Таким способом продолжаем плести до тех пор, пока не покажется, что корзина уже достаточно глубокая .

Лозу, которой мы плели, обрезаем и заводим ее края вовнутрь поделки.  Лишние трубочки обрезаем.

Лозу, которой мы плели, обрезаем и заводим ее края вовнутрь поделки. Лишние трубочки обрезаем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!