Ученики сразу садятся в 3 группы. На столе у всех учебники, 1 набор картинок, карандаши. Ребята, сегодня нам предстоит стать исследователями истории. Почему мы работаем в группах? (Вместе интересней. Мы читаем, ищем, находим правильный ответ сообща, слушаем мнение друг друга. Как археологи отправляются на раскопки древностей группой, так и мы, но наши раскопки – это текст). Желаю всем вам хорошей работы. Сегодня мы путешествуем в удивительное историческое время, узнаем о необыкновенном царе. Ребята, посмотрите на слайды и предположите, каких они времён. СЛАЙД Ы Вы видели картины из жизни России в разное историческое время, сравнивали их. К какому времени относятся картины с левой стороны слайда (Россия 17 века). Какое историческое время отражено на другой половине слайда? (неизвестно, предполагаем, что узнаем на уроке) Расскажите о своих наблюдениях, что же изменилось (в одежде войнов и знати, облике городов, ….) Давайте сделаем вывод, картины нового для нас исторического времени свидетельствуют об упадке или расцвете России? (расцвете). А вам интересно, почему так произошло? Самое время познакомить вас с новым понятием – империя (СЛАЙД) Империя (от лат. imperium — власть), могущественное государство с огромной территорией и большим влиянием в мире. Итак, ребята, главное слово – государство, а какие прилагательные помогают нам охарактеризовать государство – империю? (могущественное, огромное, большое, влиятельное) Все эти слов имеют отношение к нашему уроку. Прошу сформулировать главный вопрос урока (проблемный). (Дети предлагают варианты , учитель выводит на нужный.) Как Россия стала империей? (вопрос пишется на доске) Кто привёл Россию к империи и сам стал первым императором? Ответ на это вопрос узнаёте из иллюстраций. Из каких они произведений?- Дети отвечают. Почему это был необыкновенный царь? Дети отвечают Что можете сказать о характере Петра 1? (ответы детей, беседа) Пётр 1 был внуком Михаила Романова – первого царя из рода Романовых. Пётр 1 стал царём в 10 лет (это ваш возраст, ребята), но и в 10 лет казался пятнадцатилетним по наружности.(СЛАЙД «ЮНЫЙ ПЁТР» Позднее его описывали так: СЛАЙДЫ ( ПЁТР в работе и парадный портрет). Представьте себе великана, без малого трех аршин, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в конце XVII века. Какие качества Петра 1 я подчеркнула? (сила, трудолюбие, удивительная работоспособность, скорость) Вывод: Личность Петра сыграла решающую роль в преобразованиях, которые изменили Россию. |