СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в рамках экспериментальной работы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен урок , отражающий тему экспериментальной работы педагога. Научный руководитель к.п.н.Селиванова О.Г. 

Просмотр содержимого документа
«Урок в рамках экспериментальной работы»

Урок окружающего мира ( Раздел: Путешествие в прошлое России)


Тема: Как Россия стала империей. Пётр Великий

4 класс

Учитель Козьминых Н.В.


Преподавание в 4 классе ведется по УМК «Гармония». В рамках предмета « Окружающий мир» изучается раздел « Путешествие в прошлое России». Стержневая идея изучения курса: богатый славный опыт предков пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его.

К концу изучения раздела учащиеся должны знать и уметь рассказать об судьбоносных событиях, происходивших в тысячелетней истории нашего многонационального государства; правителях и полководцах России. Сама идея «Путешествия в прошлое» предполагает исследовательское поведение ученика на уроке, чем и обусловлена форма проведения данного урока – индуктивное исследование. Урок-исследование является эффективным способом формирования универсальных учебных действий.

Тема урока задана в форме проблемного вопроса: «Как Россия стала империей».

На этапе мотивации ученикам предлагается задание на сравнение исторических эпох с помощью компьютерной презентации.

Работа в малых группах организована с разными источниками информации: у каждой группы отдельное задание, свой набор карточек - картинок, в котором также нужно сначала осуществить поиск и сортировку, добавлены случайные или относящиеся к другому историческому времени. Всё это работает на то, чтобы ученики осознанно приняли решение в каждой группе и смогли презентовать во время обмена информацией. Деление по группам добровольное. Лидеры стараются работать максимально самостоятельно и контролируют всю работу в группе.

На этапе обмена информацией ученики не только представляют полученную информацию и соотносят ее с мнениями других, но и выступают в разных социальных ролях: лидера, эксперта, оппонента.

Этап организации информации направлен на упорядочение, структурирование информации в виде таблицы с использованием предметных картинок.

Следующий этап связывания информации характеризуется тем, что ученики под руководством учителя находят общую идею, устанавливают связи.

Проведенный урок подтвердил, что учебное исследование - это особый тип познавательной деятельности, способствующий достижению как субъективно, так и объективно значимого результата.



Урок окружающего мира ( Раздел: Путешествие в прошлое России)


Тема: Как Россия стала империей. Пётр Великий

Учебник ( стр 72 – 77), рабочая тетрадь стр 24 №24, №25

Тип урока – урок-исследование.

Цель урока : создать условия для понимания и осмысления петровской эпохи через формирование универсальных учебных действий.

  1. Образовательный аспект : Сформировать представление о Петре 1 – первом императоре, его преобразованиях. Раскрыть положение крестьянства в эпоху петровских перемен.

  2. Развивающий аспект: формировать навык индуктивного исследования. (Продолжить развитие умений работать с текстом: выделять главную мысль, делать обоснованные выводы, следуя от общего к частному, проводить сравнительный анализ ).

  3. Воспитывать уважительное отношение к истории России, великим деятелям истории и простым людям – труженикам, мастерам своего дела, оставившим в наследие плоды своего труда.

Формы обучения : групповая, фронтальная.

Оборудование: Презентация « История в картинках: Россия до и после»


Этапы

Деятельность учителя и учащихся

Орг момент








Мотивация

Цель: у уч-ся формируется умение ставить проблемный вопрос

Ученики сразу садятся в 3 группы. На столе у всех учебники, 1 набор картинок, карандаши. Ребята, сегодня нам предстоит стать исследователями истории. Почему мы работаем в группах? (Вместе интересней. Мы читаем, ищем, находим правильный ответ сообща, слушаем мнение друг друга. Как археологи отправляются на раскопки древностей группой, так и мы, но наши раскопки – это текст). Желаю всем вам хорошей работы.


Сегодня мы путешествуем в удивительное историческое время, узнаем о необыкновенном царе.

Ребята, посмотрите на слайды и предположите, каких они времён.

СЛАЙД Ы

Вы видели картины из жизни России в разное историческое время, сравнивали их. К какому времени относятся картины с левой стороны слайда (Россия 17 века). Какое историческое время отражено на другой половине слайда? (неизвестно, предполагаем, что узнаем на уроке)

Расскажите о своих наблюдениях, что же изменилось (в одежде войнов и знати, облике городов, ….)

Давайте сделаем вывод, картины нового для нас исторического времени свидетельствуют об упадке или расцвете России? (расцвете).

А вам интересно, почему так произошло?

Самое время познакомить вас с новым понятием – империя (СЛАЙД)

Империя (от лат. imperium — власть), могущественное государство с огромной территорией и большим влиянием в мире.

Итак, ребята, главное слово – государство, а какие прилагательные помогают нам охарактеризовать государство – империю? (могущественное, огромное, большое, влиятельное)

Все эти слов имеют отношение к нашему уроку.

Прошу сформулировать главный вопрос урока (проблемный).

(Дети предлагают варианты , учитель выводит на нужный.)

Как Россия стала империей? (вопрос пишется на доске)

Кто привёл Россию к империи и сам стал первым императором?

Ответ на это вопрос узнаёте из иллюстраций.

Из каких они произведений?- Дети отвечают.

Почему это был необыкновенный царь? Дети отвечают

Что можете сказать о характере Петра 1? (ответы детей, беседа)

Пётр 1 был внуком Михаила Романова – первого царя из рода Романовых. Пётр 1 стал царём в 10 лет (это ваш возраст, ребята), но и в 10 лет казался пятнадцатилетним по наружности.(СЛАЙД «ЮНЫЙ ПЁТР» Позднее его описывали так: СЛАЙДЫ ( ПЁТР в работе и парадный портрет).

Представьте себе великана, без малого трех аршин, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в конце XVII века. Какие качества Петра 1 я подчеркнула? (сила, трудолюбие, удивительная работоспособность, скорость)

Вывод: Личность Петра сыграла решающую роль в преобразованиях, которые изменили Россию.

Работа в малых группах.


Цель: найти решения проблемы

Задание группам: Найти информацию о преобразованиях из материала учебника.

Каждая группа получает лист с инструкцией.

Различный материал, отдельные пункты параграфа.

1. Прочитайте учебный материал

1 группа: стр 72-73.

2 группа: стр 74-75

3 группа: стр 76-77

2. Найдите и подчеркните в тексте те предложения, которые говорят об изменениях в России во время правления Петра 1.

3. Подготовьте в группе сообщение по изученному материалу.

4. Из предложенных картинок выберите те, которые отвечают содержанию вашего пункта.

УЧИТЕЛЬ КОНТРОЛИРУЕТ РАБОТУ ГРУПП, СЛУШАЕТ ДЕТЕЙ

Время для чтения и обсуждения 7 минут.


Обмен информацией


Цель: соотнести своё мнение с другими

После обсуждения группа презентует результаты работы. Выбранные предметные картинки прикрепляются магнитами во время презентации на подготовленную заранее таблицу.




Итак, группы определили, какие изменения произошли в России. 1 группа познакомит с первыми преобразованиями Петра.

Спасибо… Ребята, у вас возникли вопросы к этой группе?

2 группа расскажет нам о дальнейших изменениях

Спасибо… Есть ли вопросы к ребятам?


3 группа расскажет, что изменилось в России за время правления Петра 1.

Ребята, спасибо за работу. Есть ли вопросы к этой группе?


Предлагаю представленную информацию оформить в виде схемы. Она поможет нам ответить на наш главный вопрос: как Россия стала империей?

Выберите символы преобразований Петра1 и расположите их на доске в заданном порядке.



Организация информации


Цель: найти общее




На доске прикреплены вырезанные из бумаги овалы, в которых написаны сферы деятельности :армия и флот

строительство, промышленность, культура, образование, медицина.














Ученики выставляют предметные картинки вокруг определенного понятия (овала), т.е.сортируют выбранные изменения в различных сферах.





Вывод по таблице: преобразования коснулись всех сфер жизни: армия и флот, ….

И это не случайно, ведь замысел Петра - сделать Россию сильной державой, армии и флоту нужны были пушки, поэтому необходимо развивать промышленность.



Связывание информации

Цель: обобщение и формулировка выводов

Под руководством учителя ученики находят общую идею, а именно, что изменения эти были взаимосвязаны: развитие армии неминуемо вело к развитию промышленности, медицины и т.д. И таких связей установлено несколько. Связи рисуются на образовавшейся ранее схеме по ходу беседы.



Выясним, как повлияли преобразования Петра на жизнь простого народа.

Фрагмент фильма с эпизодом строительства Петербурга.

Вопрос для организации работы с фрагментом :

Как, например, эти изменения коснулись крестьян? Какие трудности были при строительстве города?
Какие тяготы легли на их плечи?

Подтвердите примерами из текста учебника. (3 пункт, предпоследний абзац).

Заключительное слово учителя.

Пётр 1 был дальновидным человеком, у него был могучий ум и талант государственного деятеля. Он стремился сделать Россию могучей, развитой державой. Но при этом пользовался жестокими мерами. Он принуждал к тяжелым работам простых людей и не старался улучшить их жизнь. Тысячи крестьян гибли в ужасных условиях при строительстве Петербурга, под землей в шахтах, прикованные к тачкам.
Чтобы укрепить власть, военную мощь страны, строить корабли и мануфактуры, царь все время увеличивал налоги на простое население. При Петре I служба солдат была практически пожизненной, и человек, который уходил на службу, мог вернуться в семью только инвалидом. Крестьяне и горожане, согнанные на заводы и стройки, не имели права её покинуть.


Подведение итогов.




Рефлексия


В ходе беседы ученики делают вывод: Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе благодаря преобразованиям Петра 1, но проходили эти преобразования путём угнетения простого народа.


Представьте себя живущим во времена Петра 1. В каких событиях вы хотели бы участвовать?

Спасибо за сотрудничество!

Д.З. Рабочая тетрадь стр. 24, №24, №25.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!