СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в семейном гнезде Алданазаровых "Традиции и праздники казахского народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка и рассказ об уроке в семейном гнезде. Изучаем праздники и традиции казахского народа. Урок проходит непосредственно в доме семьи Алданазаровых. Рассказ ведет наш одноклассник и его мама.

Просмотр содержимого документа
«Урок в семейном гнезде Алданазаровых "Традиции и праздники казахского народа"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Ермаковская средняя общеобразовательная школа» Нововаршавского муниципального района Омской области.


Козорез Ирина Сергеевна, учитель математики и изобразительного искусства.


Семейный урок

«Традиции казахского народа в семье Алданазаровых».

(6 класс. Классный руководитель Козорез И. С.)



Цели:

  1. Воспитание уважения к народным традициям.

  2. Общение детей в неформальной обстановке.

  3. Развитие интереса детей к истории своей семьи.


Задачи:


-.Познакомиться с семейными обрядами казахского народа на примере семьи нашего одноклассника.


К этому необычному уроку все готовились около 2 недель. Семья Алданазаровых – родители нашего одноклассника Самата, любезно пригласили нас к себе в гости.

Живут они не в Ермаке, а в ауле Алкул, поэтому нам пришлось добираться к ним на школьном автобусе. Прежде всего, перед выездом, я напомнила ребятам правила безопасного поведения в автобусе. По дороге были повторены правила поведения в гостях. Уже в автобусе все были в предвкушении праздника и чувствовалось волнение. Волновался Самат, потому что главная миссия на этом уроке предназначалась ему; дети – потому, что ехали в гости в незнакомый дом; классный руководитель – потому, что такое общение было впервые и ответственность за поведение 18 (!) ребят была очень большой.

Около дороги, напротив дома нас встретила мама – Шарбан Мукашевна. В доме – бабушка и брат Самата.

Ребята расположились в зале: кто – на диване, кто – на креслах, кто – на полу, в общем, как дома, - кому где удобно. И волнение сразу куда-то ушло.

Урок начала классный руководитель. «Зачем человек рождается? Наверное, ему много предназначений в жизни. Но одной из главных его миссий – передача из поколения в поколение культурных ценностей, своего опыта воспитания детей. У каждого народа они свои…»

Главным рассказчиком на уроке выступал Самат. Он познакомил нас с семейными обрядами казахского народа, связанными с детьми.


«Шiлдехана» - праздник в честь новорожденного.


«Кiндiк кесер» - перерезание пуповины. Право провести этот обряд предоставляется уважаемой женщине или мудрой бабушке, которая становится кiндiк шеше (крестной). Она купает ребенка до 40 дней и потом всегда заботится о нем.


«Калжа» - это праздник по случаю рождения младенца, куда приглашаются самые уважаемые женщины аула. Калжа – мясное блюдо, которое готовится специально для роженицы, чтобы она быстрее восстановила силы.

Особое значение казахи придают церемонии наречения – «Ат кою». Выполняют обряд уважаемые люди, которые стараются дать ребенку красивое имя или имя знаменитого человека, чтобы ребенок стал похож на него.


Одним из важных обрядов является «Бесiкке салу» - укладывание в колыбель. Колыбель считается священной реликвией в каждой семье. Она хранится в доме и передается из поколения в поколение. Право осуществлять этот обряд предоставляется мудрой, уважаемой бабушке, имеющей многочисленное потомство. К изголовью колыбели привязывают аму, который, согласно поверью, будет защищать ребенка.


«Кыркынан Шыгану» проводится на 41 день со дня рождения ребенка. Женщины купают его, стригут. Мальчикам делается обрезание. В знак благодарности дарят подарки. Числа 3, 7, 41 считаются особенными, благодарными.


Когда ребенок делает первые шаги, проводится обряд «Тусаукесер» - разрезание пут. Пестрым шнурком или зеленой травой ребенку обвязывают ножки и энергичный многодетный человек разрезает эти путы. Поют песни, говорят пожелания. Ритуал завершается тоем. Пестрый шнурок означает, что в жизни бывают белые и черные полосы.


С 4 лет девочкам прокалывают мочки ушей – «Кулак тесу». Этот обряд приравнивается к обрезанию.


Новый этап в жизни ребенка знаменует обряд «Ашамайга мiнгiзу». В 6 – 7 лет мальчику дарят коня, вкладывают в руки камчу и сажают на оседланного коня.


«Тiлашар» - праздник в первый день занятий ребенка в школе. Старшие благословляют своих детей словами: «Будь ученым…». Такой обычай помогает ребенку почувствовать, что на него возлагают надежды, что он уже взрослый и для него открывается новый мир.


Самат рассказывал, а ребята с удовольствием слушали его... Спрашивали, все ли обряды выполняются у них в семье. И здесь уже рассказ продолжила Шарбан Мукашевна. Она рассказала, кто купал Самата до 40 дней, кто перерезал ему путы, как и кто нарекал их старшего сына; ребята увидели, как традиции целого народа чтятся в одной, отдельно взятой семье. С удовольствием смотрели семейные фотографии, обменивались мнениями. Мальчики восхищались тем, что в 6 – 7 лет ребенку дарят коня! Ребята отметили, что начиная с самого рождения в казахских семьях ребенок занимает очень важное место. Спрашивали, кто в семье Алданазаровых главный. Шарбан Мукашевна ответила, что папа – Сагандык Утюбаевич, но добавила: у нас очень уважают старших, поэтому мы с большим почтением относимся к нашей бабушке – мудрой и уважаемой.


После разговора нам предложили посмотреть сюжет на видеокассете с областного праздника Наурыз, где семья принимала активное участие и показывала обряд «Бесiкке салу» (укладывание в колыбель).

Одной из отличительных черт казахов является гостеприимство. И вот уже накрыт дастархан сладостями и чаем. И русские дети сидели рядом с казахскими на полу, скрестив ноги. Пили чай и делились впечатлениями, которых было море. За разговором подвели итог: все в человеке начинается с семьи. Очень важно, каким будет ребенок, что он может дать обществу, когда вырастет, не забудут ли его потомки.


Папа Самата во время нашего урока был на работе, но было понятно и приятно, что он переживал за свою семью – он несколько раз звонил и спрашивал, как дела. Он приехал к концу классного часа, но нам уже нужно было уезжать.

Мы поблагодарили Алданазаровых за интересный и познавательный урок. И поехали. Но всю дорогу только и было разговоров - о тех традициях, которые ребятам запомнились. А еще многие вслух рассуждали: а что может рассказать или показать его семья?

Днем позже мне пришлось пообщаться с родителями некоторых ребят. Они говорили, что дома ребята тоже поднимали этот вопрос. И я поняла: цель достигнута. А что для этого нужно было? Всего то ничего – посмотреть вокруг себя и пойти в семьи ребят.

Семейный урок 3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!