СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок -обобщение по теме: "Семейные правоотношения"  в системе Способа диалектического обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -обобщение по теме: "Семейные правоотношения" 

Просмотр содержимого документа
«приложение1»

Права родителей и детей

Задача 1

В.В. Фёдоров обратился в органы записи актов гражданского состояния с просьбой об исправлении записи о рождении ребенка. На исправление записи получено согласие от матери ребенка и лица, записанного отцом.

Как следует поступить работникам ЗАГСа?

Задача 2

30 мая 1997 года Владимир Иванов подал иск об оспаривании отцовства. Свои

требования он основывал на том, что не является отцом, так как дал согласие на

искусственное оплодотворение своей жены.

Суд в соответствие с п.1 ст. 129 ГПК РСФСР отказал в принятии искового

заявления, так как ст. 52 СК РФ исключает возможность оспаривания отцовства в данном

случае.

Правильно ли поступил суд?

Задача 3.


Муж говорит своей жене: «Я решил, что мы в следующем месяце переедем в Нижний Новгород. Как бы ты к этому не относилась, все равно тебе придется ехать со мной, потому что ты как жена обязана следовать за мужем туда, куда он хочет». Прав ли муж с точки зрения законодательства?

Задача 4.

Лариса вышла замуж за Игоря с целью получить право на его жилплощадь. Убедившись в этом, Игорь подал в суд заявление о признании брака недействительным, приложив соответствующие доказательства, в частности признание Ларисы. Осталось только провести судебное заседание, на котором без всякого сомнения, брак был бы признан недействительным. Но вскоре после этого Игорь серьезно заболел, и Лариса, чувствуя себя виноватой перед ним, стала ухаживать за бывшим мужем. Неожиданно для самой себя Лариса полюбила Игоря. Они решили возобновить свои брачные отношения. Но обоим пришла повестка о судебном заседании о признании брака недействительным. Как, с вашей точки зрения, может и должна разрешиться эта ситуация?



Просмотр содержимого документа
«урок обобщение»

Тема: Семейные правоотношения ( Уч. Боголюбов Л.Н. 9 класс .М. просвещение 2016г. § 18 Семейные правоотношения)

Цели урока:

I. Образовательно-развивающие цели:

1.1. Применение обучающимися опорных понятий: Семья, брак, гражданский брак, фактический брак, ЗАГС, фиктивный брак, Семейный кодекс, Семейные правоотношения. личные(неимущественные) отношения, имущественные отношения, права и обязанности родителей и детей.

1.2. Развитие у обучаемых универсальных учебных действий:

  • познавательных: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выдвижение гипотез и их обоснование; выявление и формулирование проблемы;

  • регулятивных: определение познавательной цели, самооценка результатов учебного труда;

  • коммуникативных: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

1.3. Развитие у обучающихся специальных (предметных) умений: формулировать определение используемых на уроке понятий, выявлять признаки условия заключения брака, обосновывать действие законодательства в конкретных ситуациях, определять отношения, составляющие семейные правоотношения, определять круг лиц, составляющих семью.

II. Воспитательные цели:

2.1. Формирование у обучаемых мировоззрения на основе выявления философских категорий: причина – следствие, общее – особенное – единичное.

2.2. Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, объективная самооценка учебных достижений на уроке, нравственно-этическое оценивание действий одноклассников.

Заявка на оценку: в классе 12 человек. Индивидуальный труд – 30 баллов( 30+3=33)

«5» — 29 баллов и более

«4» — 23 – 28 баллов

«3» — 16 – 22 баллов

 

План-конспект урока обобщения знаний «Семейные правоотношения»

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы

Деятельность обучающихся

I. Оргмомент

1.1.

 

 

1.2.

Знакомство с заявкой на оценку:

«5» — 19 баллов и более

«4» — 15 – 18 баллов

«3» — 11 – 14 баллов

Планирование оценки:

– Запланируйте, какую оценку вы хотите получить, и поставьте её в тетради на полях напротив даты

 

 

  

Ставят на полях тетради запланированную оценку

1.3.

 

 

 

1.4.

Объявление темы урока.

– Тема урока: Семейные правоотношения (повторение и обобщение знаний).

Определение целей урока.

– Исходя из темы и типа урока, сформулируйте цели.


 

 

 

по 1 баллу за каждую версию цели

 

– Цель урока – повторить, что такое семья.

– Цель урока – вспомнить условия вступления в брак

-Цель урока – вспомнить права и обязанности детей и родителей

II. Работа по теме урока

2.1.

Повторение опорных понятий посредством дидактической  игры «Ярмарка понятий».

– Сформулируйте к данным понятиям вопросы-понятия по карточке №1 и ответьте на них в виде суждений.

Понятия записаны на доске:

семья

брак (гражданский брак)

фиктивный фрак

фактический брак

законный режим имущества супругов

-Семейный кодекс РФ


За каждый в-п по 1 баллу,

ответ – по 2 балла

Что такое семья?

Семья в социальном плане, это малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитание детей, взаимопониманием и поддержкой.

Семья в юридическом смысле – это союз лиц, соединенных правами и обязанностями, вытекающими из официального оформления брака.

– В чем заключается сущность брака?

-Браком(гражданским браком) в России считается равноправный союз мужчины и женщины, зарегистрированный в органах ЗАГС с целью создания семьи.

- Что понимается под термином «Фиктивный брак»?

- Фиктивным браком в России считается равноправный союз мужчины и женщины, зарегистрированный в органах ЗАГС без цели создания семьи.

– Что представляет собой фактический брак

– Фактическим браком называют совместное проживание мужчины и женщины без официальной регистрации, без юридически закрепленных прав мужа и жены.

– В чем заключается сущность законного режима имущества супругов?

-Под законным режимом имущества понимается имущество, нажитое супругами в браке и являющееся их совместной собственностью.

-Что называется «Семейным кодексом РФ?

-Семейный кодекс РФ- это нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации.

2.2.

Определить истинность или ложность суждений. Выявленные ошибочные суждения исправить, сформулировав верно.

Индивидуальный труд.

1.Брачный возраст, установленный семейным кодексом РФ- 18 лет.

2.Вступающим в брак, врач обязан рассказать о наличии ВИЧ инфекции у будущего мужа (жены) без согласия с его (ее) стороны

3.Суд имеет право отложить разбирательство о расторжении брака, назначить срок два месяца.

4. Потребовать раздела общего имущества можно через два года после заключения брака.

5. Родителей ребёнка могут лишить родительских прав в случае нанесении ему тяжких телесных повреждений.

6.Нетрудоспособные дедушка и бабушка имеют право на получение алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних внуков.

7. Жених выдвинул требование, чтобы его будущая жена оставила свою собственную фамилию в браке.

Фронтальная проверка. Самооценка.


 За верное определение соответствия 1б, за исправление суждения 2б

(макс 11б)

 

 

 

 

  1. верное суждение. Брачный возраст в РФ это 18 лет.

  2. неверное суждение. Действия нарушают права на личную жизнь. Врач не имеет права рассказывать о заболевания будущего супруга.

  3. Верное суждение суд имеет право отложить разбирательство и определить супругам срок для примирения до 6 месяцев.

  4. Верное суждение. Режим пользования имуществом может произведен как до брака, так и в браке.

  5. Верное суждение. Родители могут быть лишены родительских прав за действия, причиняющие вред здоровью ребенка.

  6. Верное суждение. Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи дедушка и бабушка в случае невозможности получения содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга) имеют право требовать в судебном порядке получения алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних внуков, обладающих необходимыми для этого средствами.

  7. Неверное. Вступая в брак каждый из супругов самостоятельно определяет, какую фамилию он будет носить: оставит свою, или возьмет фамилию супруга.

 


2.3.

Практическое решение задач. Права родителей и детей. Ознакомить с текстом задач (приложение1)

Индивидуальный труд. Работа в тетради. (чтение задач. Определить вариант законных действий в ситуации в форме суждения)

Простая кооперация. Объединились в группы, обсудили, какие решения были приняты верно. Какие следует принят суду.( 4 задачи, 4 группы)

Сложная кооперация – выступление от групп. Возражения, дополнения.


 

 

 2б за верное суждение (макс – 8 баллов) 

2б – выступление от групп

1-2 балла за дополнения, возражения

 

 

 1) Сотрудники ЗАГСа не исправят запись, т.к. это внести изменения могут только по решению суда

2) Суд не исправит запись, т.к. оспаривание отцовства в данном случае законодательством исключено.

3) Законодательство оставляет за супругами право самостоятельно определять свое место жительства.

4) иск о расторжении брака может быть отозван и брак будет считаться действительным.

2.4

Прочитайте перечень лиц, выпишите тех, кто не является участниками семейных правоотношений: супруги, родители, дети, крестная мать, дедушка и бабушка, братья и сестры, отчим, кум, мачеха, падчерица и пасынок, усыновитель, органы опеки и попечительства.

Индивидуальный труд.

Назовите, какие лишние слова вы выписали.

Сформулируйте такой вопрос-суждение, ответ на который будет доказательством правильности выполнения задания. Дайте ответ в форме суждения или умозаключения

Есть возражения, дополнения?

Самооценка инд.труда


1б. за верно выписанное понятие (всего 3б)

2б - в.с.

2б. ответ суждение

3б суждение


Лишние: крестная мать, кума, органы опеки и попечительства

Почему крестная мать не является участником семейных правоотношений?

Семейные отношения возникают между людьми при наличии определенных законом основаниям (кровное родство, усыновление). Крестная мать не является кровным родственником. Следовательно- не является участником семейных правоотношений.

Чем объяснить, что кума не является участником семейных правоотношений?

Как доказать, что органы опеки и попечительства не являются участником семейных правоотношений.

Семейные правоотношения возникают между людьми.

Органы опеки и попечительства являются организацией. Органы опеки не являются участником семейных правоотношений.

2.5.

Задание. Имущественные права супругов. Разделить на две колонки, согласно юридически закрепленных норм, к какой категории собственности относится (личная или совместная)

1. Индивидуальный труд

А) Фирма жены, основанная до вступления в брак,

Б) Гонорар за книгу супруга в браке.

В) Машина, приобретенная супругом до вступления в брак.

Г) Туфли жены, приобретённые из общих доходов семьи.

Д) Телевизор, подаренный во время брака.

Е) Пенсия супруга.

Ж) Электрическая бритва мужа, приобретенная из общих доходов супругов.

З) Брильянтовое колье супруги, купленное во время брака

Учащиеся обмениваются тетрадями. Во время Фронтальной работа (проверки), проверяют тетрадь соседа, выставляют баллы. Объяснение выбора в виде суждения.

По 1 баллу

За верное определение  

 Макс (8)





















2б.за сужд.

А) личная (все имущество, приобретенное до вступления в брак является личной собственностью гражданина))

Б) совместная (все имущество, приобретенное после вступления в брак, доходы, являются общей собственность супругов)

В) личная

Г) личная

Д) совместная

Е) совместная

Ж) личная

З) совместная (Предметы роскоши, приобретенные в браке, считаются совместной собственностью супругов) 












III. Обобщение темы урока. Подведение итогов работы

3.1.

Подведение понятий под философские категории (устная работа).

– Понятия, которыми мы оперировали на данном уроке, подведите под философские категории карточки № 5

По 2 балла за каждую пару категорий

– Понятия, которые использовали на уроке, можно подвести под категорию общее – особенное – единичное:

общее

особенное

единичное

правоотношения

Правоотношения родителей и детей

Право ребенка воспитываться в семье

Правоотношения супругов

Право определить свой вид занятости



3.2.

Определение достигнутых целей урока.

Обобщение темы урока посредством проблемных вопросов, сформулированных в начале урока

 

По 1–2 балла за ответ

3.3.

Подведение итогов:

а) определение степени достижения целей, поставленных в начале урока;

в) подсчёт баллов, заработанных на уроке;

с) соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку;

d) выявление учащихся, получивших запланированную оценку;

e) выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной;

f) обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта оценки

 



4 Домашнее задание

 

§18, повторить понятия. Сформулировать, используя карточку №1, 5 вопросов понятий и 5 вопросов –сужений (карточка №2) по пункту: Правоотношения родителей и детей.

























Приложение 1.

Задача 1

В.В. Фёдоров обратился в органы записи актов гражданского состояния с просьбой об исправлении записи о рождении ребенка. На исправление записи получено согласие от матери ребенка и лица, записанного отцом.

Как следует поступить работникам ЗАГСа?

Задача 2

30 мая 1997 года Владимир Иванов подал иск об оспаривании отцовства. Свои

требования он основывал на том, что не является отцом, так как дал согласие на

искусственное оплодотворение своей жены.

Суд в соответствие с п.1 ст. 129 ГПК РСФСР отказал в принятии искового

заявления, так как ст. 52 СК РФ исключает возможность оспаривания отцовства в данном

случае.

Правильно ли поступил суд?

Задача 3.

Муж говорит своей жене: «Я решил, что мы в следующем месяце переедем в Нижний Новгород. Как бы ты к этому не относилась, все равно тебе придется ехать со мной, потому что ты как жена обязана следовать за мужем туда, куда он хочет». Прав ли муж с точки зрения законодательства?



Задача 4.

Лариса вышла замуж за Игоря с целью получить право на его жилплощадь. Убедившись в этом, Игорь подал в суд заявление о признании брака недействительным, приложив соответствующие доказательства, в частности признание Ларисы. Осталось только провести судебное заседание, на котором без всякого сомнения, брак был бы признан недействительным. Но вскоре после этого Игорь серьезно заболел, и Лариса, чувствуя себя виноватой перед ним, стала ухаживать за бывшим мужем. Неожиданно для самой себя Лариса полюбила Игоря. Они решили возобновить свои брачные отношения. Но обоим пришла повестка о судебном заседании о признании брака недействительным. Как, с вашей точки зрения, может и должна разрешиться эта ситуация?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!