7 класс учитель Матвеева Ольга Анатольевна
Тема: Общая характеристика покрытосеменных и их классификация.
Цель: сформировать у учащихся представление о покрытосеменных растениях как наивысшем этапе в развитии растительного мира.
Задачи:
Образовательная: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений, познакомить с их классификацией.
Научить учащихся различать по внешним признакам растения класса Двудольных и Однодольных.
Развивающая:
Продолжать формировать умение сравнивать различные отделы растения, находить черты усложнения растительного мира от простого к сложному.
Способствовать развитию познавательного интереса к предмету путем исследовательского метода обучения.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление к охране цветковых растений. Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческой идеи – познаваемости мира.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Комплекс использованных методов и методических приемов: интерактивная лекция, работа в группах, беседа, биологическая разминка, микрофон.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, гербарии одно- и двудольных растений, учебники.
Структура урока:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
ΙΙΙ. Изучение нового материала.
ΙV. Закрепление изученного материала
V. Подведение итогов урока.
VΙ. Домашнее задание.
Эпиграф к уроку:
Разнообразен и прекрасен мир растений:
Мхи, водоросли, папоротники, плауны
И семенные: сосны, туя, пихты, ели,
Но властелины царства не они.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
Сегодня на уроке:
ВЫ :
- Вспомните биологические понятия:
Изучите признаки отдела Покрытосеменные;
Выясните преимущества покрытосеменных над голосеменными;
Познакомитесь с особенностями однодольных и двудольных растений.
Научитесь различать по внешним признакам растения класса Двудольных и Однодольных.
ΙΙ. БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА - ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (фронтально):
К низшим растениям относят:
Мхи
Водоросли
Папоротникообразные
2. Зеленое растение мха - это :
половое поколение - гаметофит
бесполое поколение - спорофит растение, тело которого не разделено на органы.
3. Почему в крупных городах практически не встречаются лишайники
4. Плауны, хвощи и папоротники относят к высшим споровым растениям:
Они широко расселились по земле
Имеют корни, стебель, листья и размножаются спорами
Размножаются семенами
5 . Вайями называют:
6. В жизненном цикле папоротников преобладает:
7. Споры у папоротника располагаются:
8. К отделу голосеменные относятся растения:
имеющие цветки, но не образующие плодов;
не имеющие цветков, но образующие семена из семяпочек;
размножающиеся спорами, которые образуются в молодых шишках.
9. Как переносится пыльца у сосны:
10.Корень и побег относятся к органам:
Генеративным
Репродуктивным
Вегетативным
11. Какой корень развивается из зародышевого корешка:
боковой
придаточный
главный
12. Бесполое поколение у высших растений называют:
Гаметофит
Заросток
Зигота
Спорофит
13. Процесс, изображенный на фотографии:
Питание
Опыление
Оплодотворение
14. Формирование яйцеклетки происходит в растительных органах:
архегониях
антеридиях
спорангиях
15. К покрытосеменным растениям относится:
Сосна обыкновенная
Плаун булавовидный
Ромашка лекарственная
ΙΙΙ. Изучение нового материала.
1. Общая характеристика покрытосеменных растений.
Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений. Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.
Цветковые растения - самый молодой и обширный отдел растительного царства, к которому относится около 250 тыс. видов. Самые древние цветковые растения обнаружены в нижнемеловых отложениях, возраст которых составляет около 120 млн. лет. За сравнительно небольшой геологический период времени они широко распространились по всему земному шару, приспособившись к различным условиям существования.
Некоторые покрытосеменные полностью погружены в воду, другие произрастают в засушливых местах.
Они представлены деревьями, кустарниками, вьющимися растениями и травами.
Подавляющее их большинство - автотрофы, но есть и лишенные хлорофилла, ведущие (частично или полностью) паразитический образ жизни (орхидеи, ветляница, омела). У некоторых выработались приспособления для захватывания насекомых и других мелких животных.
Многие покрытосеменные завершают свой цикл развития (от прорастания семян до образования новых) в течение одного месяца, тогда как другие достигают зрелости через 20-30 лет. Одни живут в течение всего одного вегетационного периода, другие - столетиями.
В чем состоит принципиальное отличие, эволюционное превосходство отдела Покрытосеменных растений от изученных нами с Вами отдела Голосеменных?
Вспомним признаки голосеменных, выполнив задание №.1.
Задание №1
Подчеркните признаки, характерные для голосеменных растений:
Корневищные растения, образуют семена, листья выполняют две функции - фотосинтеза и спороношения, листья хвойных жесткие, игольчатые, семя «лежит» открыто на чешуе шишки, оплодотворение происходит в капле воды, опыление происходит с помощью ветра, спора прорастает в заросток, только древесные формы, оплодотворение без участия воды.
Запишите в опорный конспект
образуют семена.
семя «лежит» открыто на чешуе шишки.
опыление происходит с помощью ветра.
только древесные формы
оплодотворение без участия воды.
оплодотворение без участия воды.
Задание 2
Вспомните Признаки покрытосеменных.
Групповая работа (работа с рисунком)
№1
Назовите органы покрытосеменного растения по рисунку. Дайте определения: Вегетативные органы. Репродуктивные органы
№2
Назовите типы корневых систем по рисунку. Дайте определения: МКС, СКС, главный, боковой, придаточный корень.
№3
Назовите виды листьев, жилкование, расположение листьев на побеге по рисунку. Дайте определения: простые и сложные листья.
№4
Назовите элементы древесного стебля покрытосеменных по рисунку. Отличительная особенность древесины покрытосеменных от древесины голосеменных.
№5
Назовите части цветка растения.
Напомните строение цветка покрытосеменных растений: ПРЕЗЕНТАЦИЯ(выступает ученик со своей презентацией)
ЦВЕТОК – ВИДОИЗМЕНЕННЫЙ ПОБЕГ
Сидячие цветки - это цветки не имеющие цветоножек.
Цветоложе – это верхняя расширенная часть цветоножки, на которой располагаются все органы цветка.
Из зеленых чашелистиков образуется чашечка (сростнолистная или раздельнолистная). Из ярко окрашенных лепестков формируется венчик.. Чашечка и венчик формируют околоцветник, защищающий главные части цветка – пестик и тычинки – от механических повреждений. Венчик. Главная функция-привлечение опылителей. Бывает: раздельнолепестный и сростнолепестный.
Простой околоцветник - состоит из лепестков венчика;
Двойной околоцветник - состоит из чашечки и венчика: а) сростнолистный б) раздельнолистный
Тычинка и пестик - главные генеративные части цветка! Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, где образуется пыльца. В пестике различают завязь, тонкий столбик и рыльце. В завязи – семяпочка, из которой в процессе двойного оплодотворения развивается семя.
Тычинка ( Андроцей) – мужская часть цветка, состоящая из нити и пыльника с пыльцой;
Пестик ( Гинецей) – женская часть цветка, состоящая из завязи с семяпочкой, столбика и рыльца;
Обоеполые цветки – содержат пестик и тычинки;
Раздельнополые цветки – содержат только: а) тычинки – мужские цветки
б) пестики – женские цветки;
Однодомные растения – содержат на одном растении и пестичные и тычиночные цветки
Двудомные растения - тычиночные и пестичные цветы на разных растениях.
№6
Назовите виды опыления цветковых растений. Дайте определения: опыление, самоопыление, перекрестное опыление, искусственное опыление.
Задание №3 Работа с учебником
Проработайте текст учебника с.73- 74, после чего вам нужно дать ответ на вопрос
Какие признаки имеют покрытосеменные растения? Дополните фразы:
1. Основная особенность - наличие … и … .
2. Семяпочка защищена …
3. Образуют … , обеспечивающие защиту и сохранность семян
4. Ткани и органы … …, то есть максимально приспособлены к выполнению своих функций
5. … обмен веществ.
6. Гаметофит ♂ ♀ представлен – … и … … .
8. Опыление происходит с помощью …, …, …, … .
9. Оплодотворение … .
10. Жизненные формы: …, …, … .
Прием «Микрофон» (ответы детей)
Проверьте себя. Всё ли мы назвали?
Признаки Покрытосеменных растений.
Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями
Семяпочка защищена завязью
Образуют плод
Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций
Быстрый обмен веществ
Отличная приспособленность к различным экологическим условиям
Гаметофит – семязачаток и пыльцевая трубка
Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими
Образуют ярусы леса
Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.
Задание №4. Выявление общих признаков семенных растений и отличия покрытосеменных от голосеменных. Работа в группах (5 минут)
1,3,5 группы – определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.
2,4,6 группы – определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений. (Работа на листах А-4 маркерами, 2,4,6 группы – заполняют таблицу)
Проверка: Результаты работы групп в листах А-4 вывешиваем на доске, корректируем и записываем в конспект.
Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.
1. Высшие растения: имеют хорошо развитые корни, стебли, листья.
2.Сходство в строении ствола у древесных форм.
3. Опыление предшествует оплодотворению.
4. Оплодотворение без участия воды.
5. Образуют семена.
Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных
Задание № 5. Классификация покрытосеменных растений.
Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и Двудольные растения.
Какими признаками характеризуются КЛАССЫ ОДНОДОЛЬНЫХ И ДВУДОЛЬНЫХ?
Работа с учебником. (стр.80-81)
К Двудольным принадлежат около 200 тыс. видов растений.
Их характерные признаки:
- зародыш состоит из двух семядолей
- листья простые или сложные с сетчатым жилкованием
- стебель деревянистый или травянистый
- корневая система стержневая
- цветок четырех- или пятичленный
- опыление преимущественно насекомыми.
Класс Двудольные включает в себя семейства: Сложноцветные, Розовые, Бобовые, Паслёновые, Капустные и др.
К Однодольным принадлежат около 50 тыс. видов растений.
Характерные признаки этого класса:
- зародыш состоит из одной семядоли
- листья простые с дуговым или параллельным жилкованием
- стебель травянистый
- корневая система мочковатая
- цветок трехчленный
- опыление преимущественно ветром.
Однодольные объединяют семейства – Злаковые, Луковые и Лилейные и др.
Игра – разложить карточки с признаками Однодольных и Двудольных растений на магнитной доске. Проверка. Фиксация в опорный конспект.
ΙV. Закрепление изученного материала
Практическая работа с гербарием растений
Работа с гербарием.
Учащиеся работают в парах.
Рассмотрите предложенные растения, разделите их на однодольные и двудольные.
Цифровой диктант
Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют классу Однодольных и классу Двудольных растений.
1. Главный корень хорошо выражен.
2. Мочковатая корневая система.
3. Травянистые, реже деревянистые растения.
4. Растения имеют камбий
5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием
6. Зародыш с двумя семядолями
7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием
8. Растения не имеют камбий
9. Главный корень не развивается
10. Стержневая корневая система
11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные
12. Цветы трехчленные
Взаимопроверка.
Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12
Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11
V. Подведение итогов урока.
Сегодня мы познакомились с характерными признаками отдела Покрытосеменные растения.
Ответьте на вопросы:
Изученные нами растения относятся к высшим. Почему?
1.Так как данные растения имеют все органы и ткани, они относятся к высшим растениям;
Изученные нами растения относятся к цветковым. Почему?
2.Так как, они имеют цветки, их относят к цветковым растениям;
Изученные нами растения относятся к покрытосеменным. Почему?
3.Так как, семена находятся внутри плода, их называют покрытосеменными.
На следующем уроке мы продолжим изучать семейства однодольных и двудольных растений.
Домашнее задание
Стр.73 – 81
Повторить размножение покрытосеменных растений
Принести листы А-4, цветные карандаши.