СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Ветер" Разновидности ветра и его значение

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Ветер" Разновидности ветра и его значение»

Тема «Ветер»


Учебно-воспитательные цели:

  1. Познакомить учащихся с понятием «ветер» с причинами его образования, с разновидностью ветров.

  2. Продолжать формировать умения и навыки самостоятельной работы с текстом учебника, дидактическим материалом.

  3. Показать роль ветра в жизни людей.


Тип урока: урок новых знаний.

Оборудование: учебники, атласы, дидактический материалы, тесты.


Ход урока:

  1. Организационный момент

  • дежурные

  • готовность к уроку

  1. Звучит фрагмент песни «А, ну-ка, песню нам пропой веселый ветер….».


И так, как вы все догадались, речь у нас пойдет о ветре.

Далее знакомлю учащихся с целями урока.

Но, прежде, чем перейти к новой теме, давайте проверим, а как мы усвоили материал прошлого урока. Итак, мы познакомились с вами с тем, как определяется средняя t* воздуха за месяц, год и строили график t*. Давайте, вспомним как это делается. У вас на картах лежат карточки задания. Берем задание №1, читаем и выполняем графическое задание.

Задание I: по таблице установить среднегодовую t* воздуха, построить график, посчитать А.

А теперь, обменяемся своими работами с соседом по парте и проведем взаимопроверку. Критерии оценок

«5» - если выполнены все задания;

«4» - если нет одного;

«3» - если нет двух заданий.


Итак, все молодцы, хорошо поработали, а теперь я хочу загадать вам загадку:

Если спросить рыбаков, когда они на парусных судах уходят в море на рыбную ловлю, то они не ответят: ранним утром, когда солнце еще не появилось над горизонтом; обратно же мы возвращаемся днем. А почему так? Дело в том, что всю ночь до утра ветер дует с суши на море и надувает паруса. А днем ветер меняется и начинает дуть с моря на сушу. И так каждые сутки. Почему же ветер ночью дует с суши на море, а днем с моря на сушу? Для того, чтобы это понять, давайте вспомним о свойствах воздуха. Если наблюдать за горящим костром, куда поднимается дым? Когда томится печь, куда идет дым? Можно сделать вывод: нагретый воздух становится легким и поднимается вверх. Подскажите мне, пожалуйста, можно ли это доказать с помощью опытов? Да.


Опыт 1: Зажигаем свечу и подносим ее к открытой двери в верхней ее части.

Куда отклоняется пламя? (в сторону коридора), вторая свеча находится внизу и пламя направлено в сторону класса.

Почему: легкий воздух находится в верхней части класса и он выходит из него, а тяжелый занимает его место.


Опыт 2: Берем полоску бумаги и держим ее над включенной электроплиткой на высоте 30-40 см. Полоска бумаги поднимается вверх.

Значит, мы убедились: теплый воздух поднимается вверх.

Каждому из вас летом доводилось бывать на берегу реки, озера или моря. Вспомните: днем песок пляжа нагревается быстрее чем вода→воздух над песком теплый, куда он будет двигаться? Вверх. Если он поднимается вверх, будет ли он оказывать давление на сушу? Нет. Значит над сушей образуется область низкого давления. Море в это время более холодное, воздух тяжелый и как бы «прижимается» к поверхности. Область какого давления образуется над морем (высокого). Холодный воздух занимает место теплого, поэтому ветер будет дуть откуда и куда? С моря на сушу, т.е из области высокого давления в область низкого. Догадайтесь, пожалуйста, а что же происходит ночью. (Дети рассказывают, что все происходит наоборот). Значит можем ли мы ответить на вопрос, который задавали в самом начале нашей беседы? (Да).

А теперь скажите, так что же мы называем ветром? Давайте сравним ваше определение с определением написанным в учебнике. (определение записывается в тетрадь). Так какая же главная причина образования ветра? Неравномерное нагревание поверхности Солнцем.

Ветер, который образуется на границе моря и суши и меняет свое направление два раза в сутки, называется бризом. Бриз бывает дневной и ночной.

А сейчас, обратимся к карточке №2. Рассмотрите картинки и поднимите какой бриз показан на каждом из них. Укажите направление ветра.

На границе океанов и материков образуется еще один ветер и называется он муссон.


Задание II. Прочитайте текст учебника и ответьте на следующие вопросы:


  1. Ч ем муссон отличается от бриза?

  2. Где он господствует?

  3. Какую погоду приносит? вопросы на доске

  4. Почему этот ветер носит такое название?


Итак, что мы узнали о муссоне?

На Земле существует множество типов ветров, и доказательством этого служит словарь ветров.

А о каких ветрах можете рассказать вы?

Учащиеся выступают с сообщениями, которые они подготовили дома.

Ветер в нашей области.


Мы с вами познакомились с разными типами ветров, а теперь давайте поговорим о том, как определить силу и направление ветра. Сила ветра определяется в баллах и для того, чтобы понять какой ветер имеет разрушительную силу, а какой нет, мы обратимся к карточке №3 и форзацу учебника и ответим на вопросы карточки. Но прежде, скажем, что в давние времена, когда не было приборов, о силе ветра судили по местным признакам (работаем с карточкой). В настоящее время, на метеорологических станциях за направлением и скоростью ветра наблюдают с помощью специальных приборов. Одним из таких является флюгер (рассказать о его строении). С помощью этого прибора мы определяем направление ветра.

Ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует. И опять мы обращаемся к заданию №4 на четвертой карточке. (Объясняю учащимся, что они должны сделать).


Если об изменении t* можно судить по графику t*, то о ветре, можно узнать по графику, который называется роза ветров. (Объясняю как ее строят, затем учащиеся выполняют построение на карточке №5.)

А теперь давайте обсудим с вами такой вопрос: Ветер друг или враг? (Учащиеся высказывают свое мнение по этому вопросу). Вывод: единой точки зрения на этот вопрос нет. В природе все со временем разрушается и создается заново и ветер – не исключение.

А, скажите, мне пожалуйста, в сказке «Волшебник изумрудного города» ветер друг или враг?


Давайте сейчас мы все побываем в роли сказочника и попробуем тоже придумать сказку о ветре. (Работать по группам). Представители от каждой группы представляют свою сказку. Учащиеся оценивают чья сказка им больше всего понравилась.


Спасибо, рассаживаемся по местам. А теперь, чтобы закрепить наши знания о ветре, давайте поработаем с кроссвордами. Работаем парами.


Итого урока: Мы с вами сегодня хорошо поработали, познакомились с очень интересным явлением природы- ветром, с его разновидностями и характеристиками и чтобы проверить как вы усвоили материал, я предлагаю вам поработать с тестами.


Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!